Социальные медиа: «за» и «против»

Согласно Википедии, которая представляет собой еще один тип социальных медиа – вики, только социальных сетей в мире насчитывается более 200.

Социальные медиа – это вебсайты и приложения, позволяющие людям создавать контент, делиться им, а также устанавливать и поддерживать связь с другими пользователями или группами. Социальные медиа объединяет несколько общих свойств: они стимулируют возникновение онлайн-сообществ, а контент генерируют сами пользователи, которым для присоединения необходимо создать личную страницу.

Принято различать термины «социальная сеть» и «социальные медиа». Социальные сети, вроде «Фейсбук», «ВКонтакте», «Одноклассников», – лишь один из множества видов социальных медиа. На виртуальной карте «Призма диалога» цифрового аналитика Брайана Солиса собраны десятки самых крупных из них.

Виртуальная карта «Призма диалога».

Солис относит к социальным медиа блоги и микроблоги, вроде Blogger и Twitter, форумы, как Reddit, и форумы в формате «вопрос-ответ» – Quora, сервисы для публикации фотографий, например, Instagram, видео – YouTube, музыки – Spotify, для поддержки деловых контактов – LinkedIn, деловой корреспонденции – Slack, краудфандинга – Kickstarter, отзывов – Yelp, электронных закладок – Evernote, сетей по интересам – Good Reads, сетей для найма – Upwork и другие.

Согласно Википедии, которая представляет собой еще один тип социальных медиа – вики, только социальных сетей в мире насчитывается более 200.

Социальные медиа развивались пропорционально доступности компьютерных технологий и росту числа интернет-пользователей. Первой официально признаваемой социальной сетью считается Six Degrees, названная так в честь Теории шести рукопожатий.

Она появилась в 1997 году и, в отличие от мессенджеров, вроде ICQ, или чатов, задумывалась как платформа для виртуального общения людей, использовавших настоящие имена и предоставлявших реальную информацию о себе. В ней можно было создавать личные страницы и добавлять других пользователей в «друзья». В лучшие времена в ее базе было три с половиной миллиона человек.

В 1999 году появились первые блог-платформы, в том числе LiveJournal и Blogger. В начале 2000-х годов заработали социальные сети Friendster и MySpace, деловая сеть LinkedIn и ее эквивалент, более популярный в Европе XING.

Лидеры индустрии YouTube, Facebook и Twitter родились в 2005-2006 годах. В тот же период вошел в моду термин Web 2.0, характеризовавший сдвиг развития Всемирной сети в сторону интерактивности, пользовательского контента и создания больших онлайн-сообществ.

Социальные медиа сегодня

По сути, большая часть общения в Сети сегодня происходит посредством социальных медиа. По прогнозам, к 2019 году общее число их пользователей превысит 2,77 миллиарда человек.

Пребывание в социальных медиа постепенно становится основным времяпрепровождением онлайн. Из 10 самых популярных в мире сайтов четыре – сайты для социальных медиа: Facebook, YouTube, Wikipedia и Reddit.

Среднестатистический человек заводит не менее пяти личных страниц. И если в 2012 году он находился в социальных медиа по 45 минут в день, то сейчас этот показатель достиг двух часов. В среднем на социальные медиа уходит 30 процентов времени, которое обычный пользователь тратит онлайн. А подростки посвящают им более половины времени бодрствования – до 9 часов ежедневно.

Самой весомой позитивной стороной социальных медиа специалисты считают широкие возможности для социализации – установление и поддержание контакта с отдельными людьми и целыми группами: теми, кто нам дорог, близок по духу или разделяет наши интересы. Социальные медиа могут служить местом самовыражения, отдушиной, источником моральной поддержки и позитивных эмоций.

Одновременно все явственней проступают и негативные последствия массового увлечения социальными медиа. К ним специалисты относят обострение тревожных расстройств, эпизодов депрессии, склонности к нездоровому и опасному поведению.

Ученые объясняют подобные негативные проявления, в частности, тем, что социальные медиа формируют завышенные ожидания. Люди непроизвольно сравнивают себя с имиджем, который создают и поддерживают онлайн другие пользователи, а это способствует понижению самооценки, зависти и неудовлетворенности собственной жизнью.

Причем худшим в этом плане источником информации признан Instagram.

Кроме того, ухудшение самочувствия может быть и результатом снижения физической активности, усталости глаз, ухудшения качества сна.

В прошлом году британское Королевское сообщество здравоохранения обратилось к социальным медиа с призывом изменить методы работы и внедрить автоматически всплывающее окно, которое бы предупреждало пользователей об их чрезмерно продолжительном пребывании в приложении или на сайте.

Зависимость от социальных медиа не считается официальным расстройством, но косвенно о ней как о реальной проблеме также говорится все чаще.

По словам Шона Паркера, отошедшего от дел со-основателя Facebook, социальные медиа сознательно эксплуатируют уязвимость в человеческой психике – необходимость получать одобрение социума. Каждый «лайк» и комментарий под нашим контентом приводит к выбросу дофамина – гормона удовольствия, который неизбежно замыкает пользователя в кругу зависимости.

Социальные медиа также могут выступать и орудием преднамеренного психологического воздействия: запугивания, преследования, домогательства, шантажа и манипуляций.

Они позволили создавать и организовывать сообщества по интересам, а также привлекать новых сторонников не только безобидным группам, но и экстремистам всех мастей, в том числе международного масштаба.

Кибер-издевательства – термин, прочно вошедший в арсенал организаций, борющихся с притеснениями внутри групп детей и подростков. Активисты заявляют, что кибер-издевательства в форме троллинга, флейма, социальной изоляции, домогательств и угроз, принимают все более массовый характер.

Социальные медиа – неисчерпаемый источник личной информации о пользователях. При этом мы мало контролируем, где и как хранится публикуемый нами контент, а также сталкиваемся с риском, что он может стать доступен посторонним без нашего ведома и желания.

Так, долгое время массовым трендом среди работодателей, в том числе в США, является требование к соискателям должности предоставлять доступ к их аккаунтам в социальных сетях. Законы, запрещающие подобную практику, были приняты лишь в прошлом году и только в двух штатах – Арканзасе и Вермонте. Еще 10 американских штатов рассматривают соответствующие законопроекты.

Более того, как считают некоторые эксперты, угроза нарушения права на личную жизнь может стать еще острей и без прямого нежелательного доступа к аккаунтам. Оставляемый нами цифровой отпечаток становится все более популярным объектом для анализа, в том числе с применением алгоритмов машинного обучения и искусственного интеллекта.

В конечном итоге, во многом именно благодаря социальным медиа стала возможна агломерация больших данных. Согласно этому исследованию, компьютерный анализ паттерна «лайков» в Facebook может позволить достаточно точно вычислить самые интимные особенности личности: сексуальную ориентацию, физическое здоровье, политические и религиозные взгляды. Причем машины уже начинают делать подобные прогнозы лучше, чем люди.

Социальные медиа как политическая и культурная сила

Пролиферация социальных медиа радикально трансформировала общество. Они расширили возможности людей выражать себя, общаться, находить единомышленников. С их помощью голос и трибуну перед громадной аудиторией получили как группы – НКО и бизнес, политические силы и общественные движения, – так и отдельные люди.

Социальные медиа сыграли заметную роль практически во всех событиях глобального масштаба последних 5-10 лет: от международных конфликтов до гражданских революций и «брекзита». Как пишет в своей статье для MIT Technology Review Рэйчел Метц, «в прошлом, чтобы изменить мир, нужно было изменить закон или начать войну, сейчас достаточно создать хэштег».

Хэштег #IceBucketChallenge позволил профинансировать несколько важных исследований в области бокового амиотрофического склероза. Хэштег #BlackLivesMatter из Twitter’а перетек в полноценное общественное движение. #Янебоюсьсказать и #Metoo изменили характер и содержание диалога о разных формах сексуального насилия в отношении женщин.

Но, как и в случае со многими технологическими достижениями, ушедшими в массы, восторги первых лет относительно объединяющей мощи социальных медиа, сменились опасениями и ожесточенными дискуссиями.

Так, скептики заявляют, что социальные медиа привели к фактической гибели реального активизма. Они выступили с определениями, вроде «слактивизм» или «диванный активизм», а также «кликтивизм».

Это термины, описывающие тенденции среди пользователей социальных медиа удовлетворяться минимальным действием в поддержку или против явления и не принимать никаких реальных попыток добиться перемен.

Другим поводом для растущего беспокойства становится то, как с развитием социальных медиа изменились наши методы получения информации и взаимодействия с ней. Пользователь может не только пассивно потреблять переработанную кем-то информацию, как в случае с традиционными медиа, но открыто выражать свое отношение к ней, а также создавать и распространять свой собственный контент.

Более того, для многих социальные медиа становятся основным источником информации о мире. В 2016 году 62 процента американцев заявляли, что узнают о последних новостях в социальных сетях. В 2017 году этот показатель составил уже 67 процентов.

Неизменным объектом таких дебатов становятся Facebook и Twitter в силу их громадной аудитории и закрытости алгоритмов. Facebook сохраняет за собой абсолютное лидерство по числу пользователей, уровню проникновения, количеству и продолжительности посещений. Ему также принадлежат WhatsApp, Facebook Messenger и Instagram.

Двумя поворотными событиями в расширении роли социальных медиа как источника влияния на общество принято считать победы на выборах двух последних президентов США: Барака Обамы и Дональда Трампа, которыми они, как полагают многие, во многом обязаны их кампаниям в социальных медиа.

В случае с последним на первый план выдвинулось и другое явление – фальшивые новости. После выборов все крупнейшие социальные сети заявили, что на их платформах велась целенаправленная кампания по дезинформации.

По данным Twitter, Facebook, YouTube, на этих сайтах были созданы тысячи фальшивых аккаунтов, генерировавших огромное количество не соответствовавшего действительности контента, что могло повлиять на исход голосования.

Два года назад основатель и владелец контрольного пакета акций компании «Фейсбук» Марк Цукерберг отрицал, что Facebook мог играть существенную роль в формировании общественного мнения и служить орудием манипуляции.

Но позже его компания изменила свою позицию. Так, была инициирована серия эссе «Нелегкие вопросы», в которых руководство компании и известные эксперты размышляют на темы, касающиеся общения онлайн. В одном из них директор Facebook по исследовательской работе Дэвид Гинзберг даже признал возможность деструктивного влияния социальных медиа на психику.

Другим важным последствием скандала вокруг фальшивых новостей стало решение Facebook «освежить» алгоритмы формирования ленты новостей. По словам Цукерберга, публикации СМИ и бизнеса отойдут на второй план и пропустят вперед обновления от знакомых и друзей.

Такие манипуляции с алгоритмами со стороны крупнейших социальных медиа – еще одна тема яростных дискуссий. Барак Обама в беседе с принцем Гарри в 2017 году назвал эти методы созданием кардинально отличающихся друг от друга реальностей, которые «замыкают нас в наших предубеждениях».

По утверждению TechCrunch, «проблема этих мощных алгоритмов в том, что они представляют собой «черные ящики». И в сухом остатке каждый отдельный пользователь видит свою индивидуальную ленту.

Великая ложь социальных медиа – их заявления, что они показывают нам мир, как он есть, а их технологии сближают нас.

На деле социальные линзы не телескопы, а разрушающие мнения призмы. Эти призмы подрывают социум, заменяя динамичность общественных дискуссий на стену пузырей-фильтров».

По словам профессора Оксфордского института интернет-технологий Филипа Ховарда, тем не менее не стоит все последствия влияния социальных медиа на жизнь общества списывать на пагубное действие автоматизации подачи информации. Как считает Ховард, не последнюю роль в этом играют и «культура потребления новостей, пузыри полученного образования и способность людей критически мыслить».