Activatica.org: как работает сообщество гражданских и экологических активистов

Активист Михаил Матвеев уверен, что социальные проблемы крайне сложно решить без помощи СМИ. Изображение: скриншот с сайта activatica.org

Интервью с создателем сообщества гражданских и экологических активистов, редактором сайта Activatica.org Михаилом Матвеевым. Он рассказал о том, как выросло сообщество за пять лет работы, какие проблемы удалось решить жителям разных городов России и почему важно найти единомышленников.

Решить острую социальную проблему невозможно без публичной огласки. Зачастую героизм и решительность граждан может закончиться трагически только потому, что тему не подхватили СМИ. В этом уверен создатель сообщества гражданских и экологических активистов, редактор сайта Activatica.org Михаил Матвеев. В интервью замредактора Теплицы Наталье Барановой активист рассказал о том, как выросло сообщество за пять лет работы, какие проблемы удалось решить жителям разных городов России и почему важно найти единомышленников.

Сообщество «Активатика» появилось в России в 2013 году. Но его история началась еще в 2007 году с борьбы за Химкинский лес в Подмосковье. Тогда Михаил с другими московскими активистами – Евгенией Чириковой, Олегом Козыревым – поняли, как сложно привлечь внимание журналистов и населения к проблеме. «Соцсети не были развиты, объявления со столбов срывали дворники, независимую местную прессу буквально уничтожали», – вспоминает Михаил. После убийства журналиста Михаила Бекетова в 2013 году, защитника Химкинского леса, Михаил с коллегами всерьез задумались: как сделать, чтобы за возможность «докричаться» не приходилось платить такую страшную цену?

– Михаил, расскажите, какую задачу вы хотели решить, когда запускали сервис?

– Мы искали ответы на вопросы, как сделать, чтобы истории активистов появлялись сразу на сравнительно «раскрученном» ресурсе и расходились достаточно широко, чтобы у кого-то не возникало соблазна силой заставлять людей замолчать?

В 2011 году трассу через Химкинский лес все-таки решили достроить, несмотря на решение Медведева (Дмитрий Медведев президент РФ с 2008 по 2012 годы – прим. ред.) приостановить стройку. После противостояния 2010 года у меня был неплохой опыт медиаактивности, прямые контакты с журналистами, раскрученные аккаунты в соцсетях, рассылка пресс-релизов.

И вдруг невероятное: идут жесткие столкновения, защитников леса избивают, калечат и задерживают, социальные сети бурлят, а федеральные СМИ ни слова! А тема-то уже отнюдь не «местечковая» – тут и коррупция на федеральном уровне, и статьи в Washington Post и BBC. Так мы первый раз столкнулись с блокировкой темы в СМИ. И задумались по-настоящему серьезно о ресурсе, который будет честно освещать проблемы активистов, таких, как мы сами.

Нам хотелось, чтобы, зайдя на ресурс, человек мог сразу увидеть проблемы, с которыми приходится сталкиваться в месте, где он сейчас живет, прочитать про них больше, познакомиться с другими, кто пытается решить эти или подобные проблемы, поделиться информацией. Так и появилась Активатика.

– Какова философия вашего движения: за что и против чего вы выступаете? Кто ваши сторонники?

– Философия у нас простая и неоригинальная – лучше всего она выражается картинкой Don’t panic – organize, где рыбешки вместе прогоняют акулу. Мы верим в демократию и в то, что она начинается именно на низовом уровне. Когда люди объединяются сами, чтобы защищать свои интересы и делать жизнь лучше, не дожидаясь, что политики или «большие» НКО возьмут на себя решение их проблем.

Михаил Матвеев. Фото из личного архива.
Михаил Матвеев. Фото из личного архива.

Сначала у нас был большой уклон в сторону экологии: сказывался собственный опыт. Но в итоге мы пришли к освещению всех «низовых» (grassroots – «корневых», как принято говорить) протестов. Тут и дальнобойщики, и противники «реновации» в Москве (закон о реновации или сносе пятиэтажек –прим.ред.), и обманутые дольщики.

Еще по теме: «Москвичи против сноса» – сообщество горожан в защиту своего дома

Участники таких движений и есть наши главные сторонники – именно благодаря им часто удается первыми узнавать важные новости. А еще нам очень помогают сотрудники независимых НКО, отлично понимающие важность информации. Например, ребята из российского Гринпис (международная неправительственная экологическая организация – прим.ред.) охотно делились с нами своим опытом работы в социальных сетях.

– Расскажите, как работает ресурс?

– Воспользоваться ресурсом может любой желающий. Для этого достаточно зарегистрироваться. Нужно нажать кнопку «добавить» и выбрать тип материала – проблему, акцию или пост. Разумно начать с проблемы: там сразу добавляются ее анонс, подробное описание с фото, дается хронология. Можно дополнительно загрузить документы, например, решения органов исполнительной власти или судов.

Потом вы или другой пользователь можете редактировать и обновлять описание проблемы – совсем как в Википедии. Старые версии при этом сохраняются. Модераторы периодически просматривают проблемы, выбирают наиболее актуальные версии, присваивают им статус «проверено».

Дальше можно писать про эту проблему посты, создавать акции. Все они будут видны в ленте справа от текста проблемы, нужно только не забыть сделать связь с ней при создании нового материала. Так у читателя появляется возможность на одной страничке узнать все новости по проблеме, знакомиться с разными точками зрения на нее. Но что бы вы ни писали – старайтесь делать это увлекательно и понятно для читателей, большинство которых до сегодняшнего дня об этом ничего не знали.

– Каких успехов вы достигли за пять лет, сколько было решенных проблем? Расскажите об одной из успешных кампаний, проведенной на ресурсе.

– Решенных проблем уже десятки, они разного уровня: от отмены строительства мусоросжигательных заводов в Петербурге до сохранения ландышей в подмосковном парке. Много успешных историй из регионов. Один из первых успехов был связан с отменой застройки соснового бора в Челябинске.

И в центральной России тоже бывают примеры – достаточно вспомнить отмену застройки территории Тимирязевской академии, изгнание стройки РПЦ с парка Торфянка или освобождение и полную реабилитацию Ильдара Дадина (гражданский активист, первый осужденный в России за неоднократное нарушение правил проведения митингов и пикетов – прим.ред.).

Еще по теме: «Вместе С» Российские НКО и «Новая газета» запустили онлайн-кампанию против гепатита С

Некоторые из решенных проблем можно посмотреть здесь. Чаще всего активистам удается добиться того, что «плохие» проекты или решения откладываются на неопределенный срок, но не отменяются официально. Разумеется, очень тяжело отследить, какой была роль конкретно нашего ресурса, – успех обычно достигается объединением усилий самых разных сил, включая различные источники информации. Но то, что часто мы были среди первых, кто начал бить тревогу, несомненно.

Описание проблемы "сунских партизан" на сайте Активатики. Изображение с сайта activatica.org
Описание проблемы «сунских партизан» на сайте Активатики. Изображение с сайта activatica.org

Замечательный пример решенной проблемы – история «сунских партизан»», стариков из карельской деревни, решивших отстоять свой лес от строительства песчаного карьера. Сами они на Активатику не писали, но наш постоянный автор Игорь Подгорный из Петрозаводска начал освещать эту тему еще в начале 2016-го. За прошедшее время было много всего – и стычки с лесорубами, и круглосуточное дежурство в лесу морозной карельской зимой, и «скорая» в лагере защитников. О проблеме узнали не только в России, но и за рубежом – в лес поехали корреспонденты ведущих федеральных и международных изданий. В итоге весной 2017-го борьба завершилась полной победой: новый губернатор Карелии Артур Парфенчиков отменил решение о вырубке леса и обещал компании другой участок под разработку.

– Как работает ваша редакционная группа, и сколько в ней человек?

– В редакции работают три человека: из Москвы, Санкт-Петербурга и Таллина. Регулярно и активно пишущих авторов человек 15. А всего в работе ресурса принимают участие более 1000 активистов из сотен городов и примерно десятка стран. География – от Камчатки до Германии и от Израиля до Коми.

По моему мнению, самый лучший способ добыть эксклюзивную информацию – получать ее напрямую от активистов. У нас, например, была такая история из республики Коми: нефтяная компания пыталась скрыть крупный пожар на скважине, угрожавший рекам нефтяным загрязнением. На дорогах стояли блок-посты, в официальных релизах – тишь и гладь, пока один из местных активистов не ухитрился пробраться на снегоходе через тайгу и болота прямо к горящей скважине и переслать нам видео.

Так удалось прорвать завесу молчания, и через день-два после нас про это уже писала «большая» пресса. Скважину в итоге потушили.

Но, разумеется, мы стараемся и мониторить информацию. Соцсети дают для этого хорошие возможности. Мы тщательно проверяем факты: получаем независимое подтверждение информации из двух или больше независимых источников. Редакция оставляет за собой право править тексты публикаций, не меняя их исходного смысла, разумеется.

– Вашему проекту 5 лет, какие у вас были ожидания первое время и совпали ли они с реальностью?

– В целом ожидания оправдываются, хотя и не так быстро, как хотелось бы. Пожалуй, сначала мы несколько переоценили способность активистов создавать качественные и сравнительно длинные тексты. Желание рассказать о проблеме обычно есть, но не хватает навыков сделать это так, чтобы вызвать отклик и сочувствие аудитории. Современный Интернет штука жестокая.

Какой бы важной ни была тема – без красивого рассказа о ней, хороших фото и видео это не будут лайкать и репостить. В результате о материале никто не узнает, кроме автора и нескольких человек «в теме».

Наши редакторы проводят большую работу, помогая делать публикации «читабельными». Впрочем, не со всеми публикациями это возможно – некоторые так и не попадают на главную страницу, и это, конечно, обидно. Но мы планируем постепенно менять ситуацию: проводить семинары и вебинары на темы: «как написать текст, который будут читать», «как рассказать вашу историю на языке фото или видео». Опыт у нас уже есть.

– Как бы вы оценили влиятельность гражданских активистов в нашей стране?

– Гражданский активизм в России пока еще довольно слаб и не научился побеждать в случаях, когда против него работает серьезное лобби на федеральном уровне. Хороший пример – протест «дальнобойщиков», которые пока не смогли добиться отмены «Платона» (система взимания платы с автомобилей имеющих максимальную разрешенную массу свыше 12 тонн – прим.ред.). Несмотря на очень сильное начало кампании весной этого года, солидарности на полномасштабную стачку все-таки не хватило.

Впрочем, чаще всего удается добиться уступок – снижения тарифов и штрафов в случае «Платона» или корректировки принимаемого закона, как в случае с московской «реновацией».

– По-вашему мнению, подобные онлайн-сервисы способны в полной мере влиять на решение социальных проблем? Или это лишь толчок граждан к действию?

– Информация сама по себе проблем не решает: обычно требуется нечто более весомое. В примере с «сунскими партизанами», скажем, такой была решимость людей стоять днями и ночами в морозном лесу и следить, чтобы ни одно дерево не было спилено. Но без широкой огласки такой героизм часто не только не дает должного эффекта, но и трагически заканчивается. В стране, где государственные органы и суды работают «по звонку», а не по закону, публичность обычно лучшая защита.

Активатика и подобные ей онлайн-сервисы создают необходимые предпосылки для решения проблем. А окажутся ли эти условия достаточными и будут ли проблемы решены, зависит уже от решимости и самоотверженности граждан.

Сайт Activatica.

Самое популярное

Будьте с нами на связи, независимо от алгоритмов

Telegram-канал E-mail рассылка RSS-рассылка
Как победить алгоритмы: прочитай инструкции, как настроить приоритетный показ материалов в социальных сетях и подключить RSS-ленту.