Можно ли выйти за пределы наивного убеждения о том, что последние технологии позволят решить общественные проблемы? Типичной уже реакции, что любые технологические решения будут бессмысленными, бесчувственными и никуда не приведут?
Как убедить людей, близких к технологиям и желающих решить социальные проблемы, использовать их так, чтобы делать мир лучше, а не хуже? Алексей Сидоренко, руководитель Теплицы социальных технологий, обобщил размышления на эту тему директора Центра гражданских медиа в Массачусетском технологическом институте Итана Цукермана.
В своей статье опубликованной на сайте … My heart’s in Accra Итан Цукерман комментирует идею Шейна Сноу, автора блога Man Eating Robot, о тюремной реформе в США.
Сноу предлагает изолировать заключенных друг от друга, раздавать заключенным американских тюрем средства виртуальной реальности типа Oculus Rift и создать некую Second Life: Prison Edition. По его мнению это будет способствовать их реабилитации, организует систему электронной корреспонденции и как-то их развлечет.
По мнению Сноу, это сможет защитить заключенных друг от друга (однако, согласно ряду исследований, одиночное заключение считается вредным для психического здоровья и переходит границы справедливого приговора). Сообщество гражданских технологий отреагировало целым градом насмешливых, а иногда и просто злых комментариев.
А сам Итан задался вопросом, как же убедить людей, близких к технологиям и желающих решить социальные проблемы, использовать технологии так, чтобы делать этот мир лучше, а не хуже.
Можно ли выйти за пределы:
- наивного убеждения о том, что последние технологии позволят решить общественные проблемы; и
- типичной уже реакции, что любые технологические решения будут бессмысленными, бесчувственными и никуда не приведут?
Можем ли мы найти решение, где технические специалисты будут критически смотреть на мир и работать с адресатами проблемы, пытаясь создать социотехнические системы, в рамках которых решаются тяжелые проблемы?
Итан предлагает следующие решения.
1. Убедитесь, что вы решаете правильную проблему
Сноу, по мнению Итана, предлагает сделать тюрьмы безопаснее и дешевле, но это неправильная проблема, так как проблема лежит за пределами собственно эффективности тюрем (на США приходится 25% всех заключенных мира). Решение, предлагаемое Сноу, затрагивает только фасад проблемы, но не предлагает решения структурных вопросов.
Итан предлагает сделать шаг назад и задуматься, решаете ли вы действительно правильную проблему. Если ваше решение разбирается только с симптомами более глубоких социальных язв, вы только делаете хуже.
Более дешевые и безопасные тюрьмы приводят к тому, что тюрьмы могут держать больше заключенных вместо решения более глубоких проблем нарко- и алкоголезависимости, безработицы и расизма. Все описанное в контексте США, но в российском контексте можно найти не меньше «фасадных» и «глубоких» проблем.
2. Поймите, что технология является и инструментом, и не только инструментом
С одной стороны, решения, подобные предложенному Сноу, попадают в то, что философ медиа Евгений Морозов называет «решенизмом» (солюшионизм – solutionism – от слова «решение»), где в вопросе социальных инноваций основной упор ставится, прежде всего, на технологическое решение. Итан при этом критикует позицию Морозова, так как та полностью исключает какие-либо технологические решения из арсенала социальных инноваторов.
Устойчивые технологические решения возможны только тогда, когда они подкреплены изменениями в законодательстве и общественных нормах, а также рыночными стимулами для масштабирования решений.
По мнению Цукермана, технологии могут стать тем рычагом, который может превратить социальные проблемы из неразрешимых в решаемые.
3. Не считайте, что ваши предпочтения универсальны
Итан приводит примеры, когда технологии используются совсем не так, как предполагается создателями. Например, практика перекидывания средств с мобильного на мобильный используется не как средство оплаты связи, а как быстрый аналог электронных денег. Следовательно, создателям приложений следует хорошо понимать, что реальное использование созданных ими технологий будет сильно отличаться от задуманного.
Мало того, воображаемые проблемы, поднятые создателями приложений, могут сильно отличаться от проблем, которые больше всего волнуют целевую аудиторию приложения.
4. Правильный ли я человек для решения этой проблемы?
Имеет ли человек моральное право и компетенцию для того, чтобы решать проблемы других людей? С одной стороны, да – дети не могут решать проблему детской смертности, а ученики школ едва ли могут создавать эффективные образовательные программы.
С другой стороны, невозможно создавать технологии для решения социальных проблем без прямого контакта с теми людьми, которых они коснулись. Без постоянного контакта с людьми, испытывающими на себе решаемую проблему, невозможно создать эффективное гражданское приложение.
Итан приводит в пример принцип: «Ничего про нас без нас», введенный борцами за права людей с инвалидностью, и предполагающий, что ни одно решение не может быть введено без участия целевой аудитории этого решения. Нельзя создавать приложения для людей с инвалидностью или пожилых без их участия.
Подобные принципы интегрируют новые методики дизайна, такие как «дизайн участия» (participatory design или партиципаторное проектирование) и со-дизайн (Co-design). Эти методики труднее и дороже, так как предполагают участие значительно более широких групп населения, нежели только группы разработчиков, но предлагают более устойчивые решения.
С другой стороны, среди разработчиков есть альтернативное мнение, согласно которому «хорошо спроектированные вещи будут менять мир к лучшему сами», в поддержку которого приводится пример быстрого распространения смартфонов, улучшающих многие аспекты жизни людей по всему миру, хотя их основная цель не стояла именно таким образом.
В заключение Цукерман говорит о том, что труднее всего для социотехнологических инноваторов найти пути использования технологий для решения важных общественно-технологических проблем. Часто для этого необходимы новые идеи и IT-решения. Которые, в свою очередь, поднимают вопрос формирования эффективных многофункциональных команд, работающих в связке с теми, кому эти решения должны помочь.