Поднявшийся в последние полгода хайп вокруг ботов можно объяснить тем, что человек, наконец, нашел еще один способ говорить с машиной на своем языке, заявил ведущий мероприятия Алексей Мунипов в начале конференции под названием «Поговори со мной: что умеют боты, и кому они нужны».
Первым на конференции выступал представляющий сообщество разработчиков чат-ботов Павел Доронин. Он рассказывал о том, какой бурный рост сейчас переживает эта ниша: инвестиции в мессенджеры (в которых в основном и обитают боты) выросли в десятки раз, вместе с ними и их аудитория, которая обгоняет аудиторию соцсетей. Сами мессенджеры один за другим открывают платформы для создания и скачивания ботов, ну, а стоит это все на научной основе, ведь еще в 2014 году был пройден тест Тьюринга.
Дмитрий Степанов из Яндекса предложил собравшимся признать сверхвостребованность ботов в ближайшие несколько лет как данность и попробовать посмотреть за пределы этого периода. Картину ближайшего будущего Степанов предлагал рисовать на основе азиатского настоящего. По его словам, азиатские платформы для общения имеют боты по всем направлениям. К примеру, у Kakao Talk есть свой банк, парикмахерские, прачечные, ТВ, такси, платежная система. В WeChat 16% пользователей в 2015 году делали через него покупки, в 2016 году – уже 30%.
На вопрос, чем все-таки мессенджеры лучше поиска, который сейчас интересует многих, поскольку описывает существующий барьер для дальнейшей бот-экспансии, был предложен следующий ответ. У мессенджера более естественная модель общения – диалоговая – плюс множество инсайдерской информации о пользователе, из чатов можно почерпнуть данные о его личных, деловых отношениях, финансовом состоянии, настроении.
Иван Пипченко из Epytom рассказал о том, как его компания делает бота модного консультанта. Он за несколько месяцев уже отправил своим пользователям около 150 тысяч луков, причем делает это не на основе личного гардероба пользователя, а на основе собранной базы типичных наборов одежды. Свой бот в Epytom пытаются развивать, чтобы он в дальнейшем мог ответить на такие вопросы пользователей, как «идет ли мне платье», «сочетаются ли вещи», «где мне купить такое платье».
Пьеррик Дютуа, Google, напомнил собравшимся, что его компания уже много лет специализируется на поиске, отвечая на вопросы пользователей. Поэтому хоть в Google и не используют слово «бот», но все же могут кое-что представить по этой теме, а именно – цифровых ассистентов. Разнообразные элементы «умного поиска» уже есть во множестве продуктов Google. К примеру, поиск по фото, по словам, причем даже без создания тегов. Все возможности искусственного интеллекта в ближайшее время должны быть собраны в едином продукте под названием Google Assistant.
Он будет строиться на трех базовых принципах:
- conversational (основан на диалоге человека и искусственного интеллекта);
- get things done (возможность заказать товары и услуги, не выходя из приложения);
- in your world (если человек находится возле Кремля, он может обратиться к своему Google Assistant «кто его построил» – и сервис понимает, где ты находишься, понимает контекст).
Создатель проекта Luka Евгения Куйда в самом начале своего выступления заявила, что пока еще нет такого случая, в котором бот лучше графического интерфейса. И даже ресторанный бот – даже очень крутой – никому не нужен, Luka начинался именно как бот для заказа столиков в ресторанах Сан-Франциско, поэтому все сообщество ждет «киллербота», который заставит пользователя возвращаться регулярно.
Куйда предложила посмотреть на эту тему с другой стороны: функциональность, которая присуща исключительно разговору, – это эмоции. Поэтому программисты Luka, отказавшись от развития ресторанного направления, пошли по другому пути. Они стали использовать небольшие датасеты, чтобы обучать нейронную сеть: на некий общий базис стал накладываться набор данных, который добавлял определенную тональность, придавал искусственному интеллекту персональные черты.
Так были сделаны бот героя из сериала «Силиконовая долина», бот певца Принса, которые дали возможность множеству людей пообщаться с тем, с кем они никогда не смогли бы встретиться. Сейчас команда проекта работает над тем, чтобы сделать чат-бот, который бы заставил людей чувствовать себя лучше и испытывать положительные эмоции.
Аркадий Сандлер из компании «Наносемантика» окрестил формирующийся рынок чат-ботов пузырем, подкрепив свое мнение тем, что занимается их созданием уже более 11 лет. «Наносемантика» называет ботов «инфами» и предлагает услугу, которую описывает как «взаимодействие на естественном языке между человеком и машиной через диалоговые системы».
Упомянув последние тренды месседжинга – переход от простого общения к бизнес-ориентированному. Банкинг, ТВ, видеозвонки, заказ услуг, консультации и рост количества официальных бизнес-аккаунтов в мессенджерах – докладчик поделился своим наблюдением: люди благосклонны к общению с роботом, если понимают что это робот и если робот удовлетворяет желания человека.
Презентации докладчиков
- Павел Доронин, Chatbots Community: «Почему весь мир заговорил о ботах»;
- Дмитрий Степанов, Yandex: «Есть ли жизнь после ботов»;
- Пьеррик Дютуа, Google: «Google Allo и новое поколение мессенджеров и голосовых помощников»;
- Иван Пипченко, Epytom: «Как использовать ботов в фэшн-индустрии»;
- Аркадий Сандлер, Наносемантика: «Как экономить ресурсы и зарабатывать при помощи ботов»;
- Евгения Куйда (видеовключение), Luka: «Принс как живой: как и зачем мы создаем селебрити-ботов».
Научно-популярная конференция, посвященная ботам, прошла в Москве 20 июня 2016 года.