Ограниченные возможности, права человека и социальная справедливость: борьба за доступный Интернет

Ограниченные возможности, права человека и социальная справедливость: борьба за доступный Интернет

Почему спустя годы после появления рекомендаций по созданию доступного Интернета у нас все еще так мало сайтов, которыми могут пользоваться люди с ограниченными возможностями? Может быть, для того, чтобы ситуация изменилась, нам просто нужно посмотреть на нее по-другому – с…

Почему спустя годы после появления рекомендаций по созданию доступного Интернета у нас все еще так мало сайтов, которыми могут пользоваться люди с ограниченными возможностями? Может быть, для того, чтобы ситуация изменилась, нам просто нужно посмотреть на нее по-другому с точки зрения прав человека и социальной справедливости, а не с точки зрения технологий.

Доступный Интернет это Интернет, которым могут пользоваться все, независимо от того, где они живут, на каком языке говорят, какой техникой пользуются и, что особенно важно, их физических возможностей.

Последняя категория представляет собой людей, для которых Интернет одновременно является инструментом, помогающим устранить многие барьеры, существующие в физическом мире, но которым они часто не могут воспользоваться: незрячие не могут понять, что написано на сайте, если у изображений нет подписей, которые озвучивают специальные приложения скрин-ридеры, а для слабослышащих проблемой является отсутствие расшифровок аудиофайлов.

Этот список можно продолжать долго, а стать человеком с ограниченными возможностями и испытать на себе, как трудно в такой ситуации в Интернете, может в любой момент каждый достаточно просто упасть и повредить пальцы, чтобы понять, как сложно без мыши, потому что мало сайтов приспособлены для того, чтобы работать с ними с клавиатуры.

При этом очевидно, что человек с нарушениями моторики или слабослышащий человек должны иметь точно такую же возможность пользоваться Интернетом, как и все остальные. Для того, чтобы реализовывать это право, выпускаются специальные рекомендации, например, опубликованный еще в 1999 году список рекомендаций WCAG, направленный на обеспечение доступности Интернета для людей с ограниченными возможностями.

Почему же действия, направленные на то, чтобы происходили изменения, не приводят к значимым изменениям в области доступности Интернета? Что нужно делать по-другому, чтобы изменения происходили?

Пол Йегер, профессор Мэрилендского университета, в своей статье «Disability, human rights, and social justice: The ongoing struggle for online accessibility and equality» предлагает пересмотреть наш подход к доступному Интернету и рассматривать его не как технологическую возможность, а как неотъемлемое право человека и выражение социальной справедливости и защищать это право соответственно.

История про людей с ограниченными возможностями и Интернет (до настоящего времени)

Как мы можем заметить, с каждым днем Интернет становится все более важной частью нашей жизни: если мы хотим найти работу (или остаться на той, которая у нас есть), использование Интернета это почти обязательное требование. Интернет также становится все более обязательным элементом любого обучения все больше образовательных процессов, включая выбор курсов и выполнение домашних заданий, переносятся в онлайн. Все то же верно и для взаимодействия с правительством все, от подписания петиций до записи детей в школу, можно сделать с помощью Интернета, особенно в технологически развитых странах.

Использовать Интернет становится практически синонимом тому, чтобы быть частью современного технологического общества. Тем не менее даже в самых развитых странах многие группы людей не имеют возможности полноценного доступа в Интернет по ряду причин, одна из которых заключается в том, что использование большинства сайтов для них физически сложно или невозможно.

В то же время люди с ограниченными возможностями представляют собой значительную часть населения любой страны. Так, в США их число превышает 56 миллионов (это 19% населения), а в России по разным оценкам колеблется от 10 до 15 миллионов. При этом ни одна группа людей не является настолько ущемленной в Интернете, как люди с ограниченными возможностями, в США только 54% таких людей используют Интернет.

Если посмотреть на то, какими возможностями должен обладать сайт, чтобы быть доступным, такой процент не кажется удивительным. Например, чтобы быть доступным для людей с нарушениями зрения, сайт все тексты, кнопки и ссылки должен читаться такими скрин-ридерами, как JAWS или Window-Eyes, должен работать с программами, увеличивающими размер шрифта, и позволять пользователю настраивать яркость и контраст.

Для людей с нарушением зрения весь контент на сайте должен иметь текстовой эквивалент. Пользователи с эпилепсией должны избегать мерцающих элементов, а для пользователей с нарушением подвижности сайт должен предусматривать возможность управления голосом или с помощью других устройств ввода.

На самом деле это все технически возможно и даже не так сложно, как может показаться. Но для большинства сайтов применение технологий доступности не является частью дизайн-процесса, а пользователи с ограниченными возможностями остаются невидимыми и несуществующими персонажами.

Интернет, который недоступен

Нельзя сказать, что необходимость доступного Интернета это какая-то новость. Во многих странах есть законы, определяющие требования по доступности, а также существуют руководства по доступности от таких профессиональных организаций, как Консорциум Всемирной паутины (в 2008 году вышла вторая версия их рекомендаций WCAG 2.0, которая была переведена на русский язык).

Проблема заключается в том, что эти рекомендации и руководства очень часто игнорируются. Что можно сделать в такой ситуации?

По мнению Пола, необходимо не столько усиливать существующие легальные структуры, способствующие выполнению рекомендаций по доступности, сколько нужно найти новый язык, с помощью которого можно было бы изменить представление о важности вопроса доступности.

История доступности Интернета насчитывает почти 20 лет, но никакого заметного прогресса с середины 90-х мы не достигли. Несмотря на то, что программное обеспечение и технологии для людей с ограниченными возможностями стали намного доступнее, это не изменило радикальным образом ситуацию с доступным Интернетом технологии вокруг нас меняются, но проблема по-прежнему остается.

Значит, вполне можно предположить, что ни развитие технологий, ни дальнейшая разработка новых рекомендаций по доступности сами по себе не приведут к изменениям этого не произошло до сих пор и вряд ли произойдет в будущем.

Необходимо что-то другое, какой-то новый подход, таким, как считает Пол, может стать более «человеческий» подход к теме доступности Интернета. Права человека и социальная справедливость вот то, что должно стать центральным аргументом в этом вопросе.

Права человека, социальная справедливость, информация и доступность

Концепция прав человека это вера в то, что все люди заслуживают равных прав. Соблюдение прав человека во многом зависит и полагается на существующую в обществе систему социальной справедливости, а также политические и законодательные структуры, содействующие равенству. Центральным аспектом равенства в обществе является информация.

Поскольку информация и информационные технологии становятся неотъемлемой частью образования, работы, социального взаимодействия и гражданского участия, то все больше внимания уделяется идее о том, что доступ к информации это право человека и основа социальной справедливости.

Еще в конце прошлого тысячелетия, в 1999 году, Кофи Аннан, 7-й Генеральный секретарь ООН, сказал: «Людям не хватает многих вещей: работы, жилья, еды, чистой питьевой воды. Сегодня быть отрезанным от основных телекоммуникационных сервисов значит не только такое же лишение, но и, возможно, меньшие шансы на то, чтобы изменить ситуацию». Сейчас, спустя 15 лет, его наблюдение все так же верно.

Более того, за последние 15 лет роль информации и коммуникационных технологий только возросла, и возможность их использовать стала необходима больше, чем когда-либо, а доступ к информации можно назвать основным правом человека, поскольку он необходим для того, чтобы могли реализовываться другие его права.

Доступность как равенство

Для создания изменений в вопросах доступного Интернета мы, прежде всего, должны понять, какие способы и какие аргументы помогут это сделать.

Рассмотрение доступности с точки зрения прав человека, равенства и социальной справедливости может стать лучшим способом для продвижения изменений и формирования другого отношения к вопросам доступности в обществе.

Поскольку проблема заключается не в отсутствии понимания и рекомендаций, касающихся того, каким должен быть Интернет, а в том, что эти рекомендации мало кто воспринимает всерьез, рассмотрение проблемы в рамках языка и концепций прав человека и социальной справедливости может вызвать больше интереса и желания ее решить. Как пишет Пол, в этой борьбе за онлайн-равенство могут появиться даже новые союзники люди, которые занимаются вопросами, затрагивающими права человека.

В конце концов, если мы не хотим, чтобы ситуация и через несколько лет осталась такой же, нам нужно поменять подход. Например, рассматривать проблему доступности не в контексте технических сложностей, а в новом, более широком контексте контексте равенства и прав.

Изображение: Karola Riegler

Будьте с нами на связи, независимо от алгоритмов

Telegram-канал E-mail рассылка RSS-рассылка
Как победить алгоритмы: прочитай инструкции, как настроить приоритетный показ материалов в социальных сетях и подключить RSS-ленту.