Развитие Интернет-технологий привело к изменению наших подходов к процессу образования – мы начали учиться по-другому. Важную роль в этом сыграло появление платформ, предоставляющих образовательные онлайн-курсы. Так, на Coursera можно найти курсы самых известных университетов, а платформа Udacity содержит множество курсов для программистов и инженеров. На курсы записываются десятки тысяч слушателей, но у онлайн-образования существует большой потенциал и в стенах «традицинных» учебных заведений. В настоящее время почти все университеты — от обычных колледжей до университетов из Лиги плюща — обсуждают, чем для них может стать онлайн-образование.
«Это самое больше изменение в образовании со времен изобретения печати», — Анант Агарвал (Anant Agarwal), президент edX.
Идея
На протяжении всей истории у американской школьной комнаты было мало конкурентов. С появлением почты стало популярно «образование по переписке», но довольно быстро интерес к нему прошел. Такие компании, как University of Phoenix или The DeVry Institute, предлагавшие удаленное образование, тоже не смогли стать значимой альтернативой традиционному образованию.
Онлайн-образование в полной мере стало возможно только с развитием технологий, позволяющих учителям, студентам и персоналу взаимодействовать при помощи Интернета. Идея, лежащая в основе онлайн-образования, заключается в том, что лекции – это неэффективный способ использования опыта преподавателя и что студенты лучше усваивают материал, когда у них есть возможность учиться в их собственном темпе. Таким образом, лекции заменяются видеозаписями, которые студенты могут пересматривать, пока они полностью не поймут материал. Время, «проводимое» в классе, отводится для онлайн-дискуссий и групповой работы.
Это изменение в системе ценностей формирует новую образовательную модель: образование становится адаптивным, и такие традиционные составляющие образования, как поступление, оценки и т.д., теряют свое значение для образовательного процесса. Кроме того, онлайн-класс является источником различных данных (например, как долго студент был в классе и какие образовательные стратегии более эффективные), что позволяет выстраивать образовательный процесс в соответствии с этими данными, а не традициями и общепринятыми знаниями.
Непрерывный образовательный процесс
Онлайн-инструменты, собранные в Learning Management Systems, позволят образованию быть непрерывным, продолжающимся процессом. Обучение не будет жестко привязано к существующей схеме четырех и двух лет для бакалавров и магистров соответственно. Также у выпускников будет возможность сохранения связи с университетом – они смогут брать дополнительные курсы даже после своего выпуска.
Стоимость
Одна из самых насущных проблем образования – это его стоимость. Год образования в топовом американском университете стоит 60 000 долларов. Это на 10 000 долларов больше, чем среднестатистическая семья в США зарабатывает за год. Цены на обучение в публичных университетах стремительно растут, и общий студенческий долг в США превышает один триллион долларов. Миллионы молодых людей не могут позволить себе получить образование – возникает нехватка хороших специалистов. Макр Цукерберг заявил, что среди людей, подающих заявления на работу в Facebook, недостаточно квалифицированных специалистов.
Американские технические компании создают высокооплачиваемые рабочие места быстрее, чем американская образовательная система может заполнить их. Единственное решение в данной ситуации – сделать образование более эффективным и доступным. Использование онлайн-инструментов может значительно снизить стоимость образования и повысить эффективность имеющихся ресурсов.
Для университетов одним из способов монетизации онлайн-образования будет freemium-модель — возможность пользоваться услугой бесплатно, в то время как расширенные функции доступны за деньги. Например, Coursera и Udacity, в настоящее время, перешли на такую модель.
Сотрудничество
Для того, чтобы онлайн-образование было эффективно, университеты должны выстраивать партнерские отношения и обмениваться данными. Было бы слишком нерационально каждому университету разрабатывать свою систему курсов, если есть возможность взаимодействия с другими университетами и образовательными платформами.
Примеры подобного сотрудничества уже можно наблюдать: в прошлом году Coursera подписала соглашение с Antioch University в Огайо, согласно которому Antioch лицензирует и предлагает своим студентам два курса, как часть их бакалаврской образовательной программы. San Jose State University недавно объявил о еще более амбициозном соглашении с Udacity, в котором онлайн-курсы будут специально созданы для студентов университета.
Разногласия
У онлайн-образования, несмотря на все его очевидные достоинства, есть много противников. Так, одним из вопросов, вызывающих расхождение во взглядах, является статус профессора, которому онлайн-образование угрожает. Например, профессор Марк Эдмундсон (Mark Edmundson) считает, что «живые» отношения студент-профессор священны и не могут быть заменены видеозаписью на YouTube.
Безусловно, отношения между студентами и профессором очень ценны, и лекция когда-то была лучшим способом дать образование, но сейчас появились более удобные и эффективные способы сделать это. Кроме того, перед университетами не стоит выбор: профессор или Интернет. Скорее, это смешение старой и новой формы. Но преподаватели, как более консервативная группа, не могут или не хотят адаптироваться к новому миру, и склонны вставлять палки в колеса прогресса. Чтобы сделать процесс инноваций проще, происходящее должно быть максимально прозрачным, а университеты должны предлагать профессорам возможности экспериментов с новыми онлайн-инструментами в их педагогической практике.
Заключение
За последние два года Coursera, Udacity, edX, the Khan Academy и многие другие образовательные платформы дали учителям и студентам — от школьников до аспирантов — возможность попробовать онлайн-образование. Но 2013 будет годом, когда университеты начнут воспринимать онлайн-образование, как составную часть образовательной программы своих студентов.
Гибкость и адаптивность – это единственная стратегия сохранение образовательных институтов. Сейчас самое подходящее время для того, чтобы пересмотреть то, чем же для нас является образование и в каких формах оно может существовать в будущем.