24 ноября 2016 года в Пензе прошел митап Теплицы социальных технологий на тему «Что такое виртуальная и дополненная реальности?». Антон Сергеев, административный директор компании «FunCorp», рассказал о технологиях дополненной и виртуальной реальности (AR, VR), а также сделал обзор гаджетов для проектов виртуальной реальности.
Чем отличается виртуальная реальность от дополненной
Виртуальная реальность (VR) – это фантазийный мир, искусственная реальность, созданная техническими средствами и передаваемая человеку через его органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание. С помощью гаджета можно испытать ощущение полного погружения в этот несуществующий мир, который представлен в виде 3D-графики.
Признаки VR:
- мир, который вам показывают, нереальный;
- вы можете влиять на «виртуальный мир» или принимать заданные условия;
- у вас может создаваться ощущение полного погружения в виртуальное пространство.
Дополненная реальность (англ. augmented reality, AR, «расширенная реальность») – это голограмма, которая дополняет реальную картину и имеет такие признаки:
- мир, который вы видите, реален;
- на картинку реального мира накладываются виртуальные элементы, или голограммы;
- у вас может создаваться новое ощущение реальности за счет спецэффектов.
Технически работу VR-гаджетов можно сравнить с биноклем. Есть две картинки и линза, которая сводит их в одно изображение. Когда вы используете качественную модель, не будет видно даже границ реального и нереального мира. Именно это и обеспечивает сильное погружение. Антон Сергеев, административный директор «FunCorp».
Технологии VR
Первым VR-устройством стала модель Oculus Rift DK1. Модель вышла летом 2013 года и стоила $300. Изображение у данной модели было нечетким, а конструкция выглядела громоздкой: был внешний модуль, который подключался к компьютеру, и несколько проводов. Объем продаж составил свыше 100 тысяч устройств.
В 2014 году вышел Oculus Rift DK2. Это доработанная модель с улучшенным экраном от Samsung Galaxy Note 3 (разрешение FullHD). В этой модели появились:
- инфракрасные датчики для лучшего определения шлема в пространстве;
- внешняя камера.
Финальная версия – модель Oculus Rift CV1 – вышла в 2016 году со следующими характеристиками:
- улучшенный экран;
- встроенные наушники;
- контроллеры и другие дополнительные «помощники».
Например, чтобы слышать звук, раньше нужно было надевать поверх шлема еще и наушники. В новой модели разработчики от этого избавились и создали специальные контроллеры, которые помогают, к примеру, в играх управлять своими руками. Стоимость модели в США $600.
Какие есть VR-проекты
VR-гаджеты будут интересны не только разработчикам, но и широкой публике. Во-первых, можно исследовать виртуальные миры и пробовать виртуальные аттракционы. Во-вторых, смотреть видео 180° и 360°, побывать на экскурсиях по музеям или другим городам.
https://www.youtube.com/watch?v=04I0UCVnMmQ
https://www.youtube.com/watch?v=FzrkpXlRP1M
Доступная VR
В 2014 году компания Google создала виртуальные очки Google Cardboard. Это гаджет, который каждый может сделать своими руками. Для этого из картона нужно вырезать коробку, вставить в нее две линзы, магнитик и смартфон, который послужит экраном. Все операции со смартфоном можно производить с помощью магнитика.
https://www.youtube.com/watch?v=-tLh1d6ZcSk
Позже появилась улучшенная модель Google Daydream. В новой модели появился трехмерный интерфейс и пульт управления.
Плюсы VR «своими руками»:
- цена – $0,99;
- отсутствие проводов;
- множество вариантов исполнения.
Минусы VR «своими руками»:
- низкий эффект присутствия;
- качество графики ниже, чем на дорогом VR;
- меньше аксессуаров.
«На сегодняшний день графика и конструкция VR-гаджетов несовершенны, и пока это все же развлекательный продукт. По-моему, идеальный VR-гаджет должен не зависеть от ПК». Антон Сергеев.
Технология дополненной реальности
Наглядный пример дополненной реальности – это трансляция футбольного матча. Мы видим реальную картину матча, которая дополнена стрелками, табло, фамилиями игроков, таблицами. Кстати, голограммы в фантастических фильмах – это тоже дополненная реальность.
Первая модель AR – Google Glass – вышла в 2013 году и стоила $1500. Это версия для разработчиков.
Достоинства модели:
- одно из первых носимых AR-устройств;
- функции Интернета, почты, фото, видео, получения уведомлений;
- легкость и удобство использования;
- тouch-панель на дужке.
В марте 2016 года появилось новое устройство Microsoft HoloLens, которое стало первой заявкой на отображение голограмм. Устройство состоит из прозрачного экрана с четырьмя стеклами, камеры с возможностью снимать с дополненной реальностью и датчиками, которые позволяют определить местоположения в пространстве.
Плюсы модели:
- улучшенные технические характеристики;
- устройство полностью автономное, нет никаких проводов;
- установлена операционная система Windows 10;
- наличие качественных голограмм и эффекта полного погружения.
Минусы модели:
- небольшая «зона видимости»;
- тяжелые по весу;
- интерфейс управления не всегда понятен.
«Голограммы выглядят интересно, но малая «зона видимости» все портит. Гаджеты AR неудобно носить, и их технические характеристики оставляют желать лучшего. К тому же на данный момент есть не так много программ и игр для повседневного использования. В будущем AR потенциально способны заменить ПК, телевизоры и приставки». Антон Сергеев.