17 апреля 2014 года, в Москве, состоялся митап с Владимиром Определёновым, заместителем директора по информационным технологиям Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, на тему «Политика интернет-коммуникаций и создания информационных ресурсов крупного музея».
Тема музеев не раз поднималась на нашем сайте. Теплица социальных технологий рассказывала о лучших мобильных приложениях музеев мира, о работе Музея современного искусства в Нью-Йорке о Музее Холокоста в Вашингтоне.
А вы задумывались, как работает музей? Сколько человек числится в Третьяковской галерее? Как организовать 400 мероприятий в год для ценителей искусства? Сколько времени потребуется, чтобы оцифровать весь музейный фонд России, который составляет 88 млн. предметов? Пару лет назад посетители удивлялись, когда видели в музее информационное табло с текстом про экспозицию. Сейчас к табло подходят дети, и если нет эффекта «множественного касания» (multitouch), то им становится скучно. Как музеи поддерживают постоянный интерес посетителей сегодня?
Владимир Определёнов рассказал о работе Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (далее ГМИИ им. А.С. Пушкина) и о важных интернет-проектах музея, которые, возможно, остались вами не замеченными. Сегодня портал ГМИИ им. А.С. Пушкина содержит 20 000 страниц, и из них 9 000 по произведениям искусства, 3 500 работ представлены в высоком качестве.
Самое обидное для нас это то, что есть огромный разрыв между молодыми людьми, активистами и тем, что реально есть и делается. И вы про это не знаете, а мы плохо доносим.
5 фактов о музее ГМИИ им. А.С. Пушкина, которые стоит знать
- С 2010 г. музей занимается оцифровыванием произведений искусства. На сайте музея вы можете найти 3000 работ, выложенных в разрешении до 100 мегапикселей. Для сравнения: GoogleArtProject — крупнейшая интернет-платформа, через которую имеется доступ к произведениям искусства с высоким разрешением, запущена на год позже, 1 февраля 2011 г.
- Музейные коллекции представляют интерес, в первую очередь, для искусствоведов, культурологов, научных кругов, поэтому структура каждого сайта-коллекции тщательно прорабатывается. Вы можете просмотреть каталог Британской гравюры XVIII-XIX вв. и выбрать удобную структуру просмотра: по жанрам, темам, техникам гравюры, по фамилиям и хронологии.
- При организации выставки можно выставить одновременно 150-200 предметов. Время экспозиции составляет 2-3 месяца, и следующий показ может состояться через 30 лет (особенно это касается акварельных рисунков). Именно поэтому оцифровка важна не только для публичного доступа к культурному наследию, но и для арт-рынка, когда можно посмотреть подлинники со всеми проявленными элементами. Цифровая копия произведений производится максимально качественно с возможностью для дальнейшей реставрационной работы и научных исследований.
- Вы можете пройтись по залам музея с возможностью приближения объектов и получения информации по каждому экспонату. Оцифровка музейных залов — это технически сложная работа, например, для создания панорамных карт Google или Яндекс потребуется 5-6 кадров, а для зала музея понадобится сделать 180 кадров на 50 мп объектив, чтобы не было геометрических искажений.
- Вы можете скачать на iTunes приложение «Итальянская живопись VIII-XX веков». Представленные полотна охватывают 13 веков истории развития итальянской школы живописи, объединенных в 4 хронологических периода. Приложение выпущено на трех языках — русском, английском и итальянском. Символическая стоимость приложения составляет 66 рублей. Отметим, что создатели мобильных приложений в сфере культуры сталкиваются с тем, что в российском AppStore отсутствует категория «Искусство, Культура» и размещают их под рубрикой «Образование»
Музейный мир в XXI веке
Участники митапа обсудили и актуальные проблемы музейной сферы. Например, проблему сохранения цифрового наследия. Как сохранять диссертации, и кто будет цифровать архивы?
Мы изучаем дневники Пушкина, знаменитых академиков, и это дает нам новые знания о них. Но где материалы современных писателей за последние 20 лет? Передать по большому счету в архив нечего. К сожалению, культура сохранения цифровой информации долгое время отсутствовала. Сейчас этот вопрос только ставится, и огромный пласт культуры мы уже потеряли. Если я вижу сайт с уникальной информацией, то сразу спрашиваю себя: «Где он будет храниться, и что с ним будет в дальнейшем?».
Если в США существует НКО «Архив Интернета», цель которой — «сохранение культурно-исторических ценностей цивилизации в эпоху интернет-технологий и поддержка электронной библиотеки», то в России ряд мультимедийных сайтов с уникальным контентом перестали поддерживаться создателями и исчезли.
«Алло! Мы ищем специалистов!»
В музеях наблюдается отсутствие кадров в возрасте от 25 до 45 лет, желающих заниматься сферой архивации и оцифровывания культурных объектов. В ГМИИ насчитывается 650 тыс. предметов. Из них в текстовом виде в базу занесено 600 тыс. предметов, и только 40 тысяч предметов содержат полную информации об объекте, притом что базой начали заниматься в начале 90-х. Для создания научных каталогов, архивных сайтов не подходят такие CMS, как bitrix, WordPress, Joomla, а, следовательно, для государственных музеев нужны профессионалы высшей квалификации.
Как заметила одна из участниц митапа: «Главная задача – привлечь человека в музей, а не перевести музей в Интернет».
И во многом от успеха диалога между музейными сотрудниками и IT-специалистами зависит будущее российских музеев.
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина представлен в социальных сетях. О событиях музея вы можете узнавать в группах «Вконтакте» и в Facebook.
Музей практически не представлен в Википедии, и у него не хватает ресурсов для заполнения информации.
Как вы можете помочь музею
E-mail контакт: opredelenov.vladimir [@] gmail.com
Презентация Владимира Определёнова:
Политика интернет-коммуникаций и создания информационных ресурсов крупного музея from Vladimir Opredelenov;
Сайты-сателлиты Государственного музея изобразительного искусства им.А.С.Пушкина
- Британская гравюра XVIII—XIX веков;
- Итальянская живопись VIII-XX веков;
- Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков;
- Гравюра в России XVIII – первой половины XIX столетия;
- Шедевры античного искусства;
- Отдел личных коллекций;
- Японская гравюра XVIII-XIX веков;
- Меценаты нового искусства;
- Отдел нумизматики;
- Центр эстетического воспитания «Мусейон»;
- Мемориальная квартира Святослава Рихтера.