12 и 13 ноября 2016 года Теплица социальных технологий провела в Красноярске «Хакатон 24/24» – двухдневное мероприятие по созданию IT-проектов для решения острых социальных проблем. Активные жители города, программисты, дизайнеры и представители НКО работали над своими проектами и представили результаты независимому жюри. Команда-победитель получила 70 тысяч рублей на доработку своего проекта.
- Фотографии мероприятия в Facebook и ВКонтакте;
- хэштег #хак24;
- мероприятия хакатона в Facebook и ВКонтакте.
«Хакатон 24/24» проходил в течении двух дней. В первый день участники прослушали доклады экспертов в области городского активизма, дизайна и проектирования сайтов, приняли участие в двух мастер-классах. По окончании учебной части авторы проектов представили свои идеи, над которыми планировали работать на хакатоне. Второй день был посвящен работе над проектами. Хакатон завершился защитой разработок перед жюри.
Доклады и мастер-классы
1. «Жанры социальных стартапов – как выбрать правильную технологию, сделать прототип и проследить эффективность»
Как выбрать правильную технологию для своего социального проекта? Почему мобильные приложения и сервисы на основе карт не всегда самое лучшее решение? Какие существуют функции и типы гражданских приложений? Об этом в своем мастер-классе рассказал Алексей Сидоренко, руководитель Теплицы социальных технологий.
2. «Как городские активисты могут стать движущей силой города»
Анастасия Савельева, эксперт в области социального проектирования и развития городской среды Центра социальных программ РУСАЛа, занимается запуском программ компаний по социальному предпринимательству, волонтерству и корпоративной социальной ответственности (КСО).
3. «Сила дизайна в социальных проектах: бренды, прототипирование, холистический дизайн»
Алина Рукосуева, креативный директор маркетингового агентства «Dochery», рассказала о некоммерческом кейсе агентства по созданию глобальной концепции упаковки для обозримого будущего. Результатом концепии стал дизайн умной бутылки, которая анализирует индивидуальные показатели своего владельца.
4. «Проектирование сайтов: особенности предпроектного исследования и его применение на этапе прототипирования»
Владимир Свердлов, руководитель отдела разработки компании Мета Дизайн, рассказал об этапе работы над проектированием сайта. Процесс подготовки включает предпроектное исследование и комплексное погружение в задачу. Для определения эффективности подготовки и создания сайтов необходимо заранее определить показатели эффективности. На этапе подготовки также важно продумать и согласовать с заказчиком пользовательские сценарии.
5. «Запуск и продвижение социальных проектов в Сети»
Из каких этапов состоят запуск и продвижение социальных проектов в Сети? Как влияют вовлеченность и эмоции? Какие существуют каналы коммуникации? Почему пресс-релизы не работают, и как писать журналистам? Об этом в своей лекции рассказал Илья Лабунский, управляющий партнер агентства интернет-коммуникаций F2F Agency, основатель и издатель интернет-журнала Prmira.ru.
6. «Методологии Agile и Lean в применении к общественным проектам: как создавать и тестировать социальные стартапы»
Алексей Сидоренко, руководитель Теплицы социальных технологий, рассказал про гибкую методологию разработки Аджайл (англ. Agile software development, agile – методы) в применении к общественным проектам и представил 12 принципов «Некаджайла» (Аджайл для НКО).
Концепцию Бережливого Стартапа (Lean Startup) для социальных проектов можно адаптировать как путь от МЖП (минимального жизнеспособного продукта) к Бета-версии, Стабильной версии и Масштабируемой архитектуре.
Чтобы создать правильный прототип вашего проекта, необходимо утверждения заменить на вопросы и гипотезы. Отталкиваться нужно от проблемы, а не от решения. Цикл Разработай-Протестируй-Научись позволит быстро создать прототип на бумаге и протестировать его на аудитории, получив обратную связь и внести изменения в проект, избежав ошибок, без больших временных и финансовых затрат.
Проекты хакатона
В защите проектов перед жюри участвовало 7 команд: «Дисграф», «Прометей», «HALP», «Едо-Ед», «Привет, медведь!», «Твори-Город» и «Личный калькулятор коммунальных платежей».
1. «Дисграф»
В России у 30 процентов детей в возрасте от 6 до 14 лет наблюдается дисграфия – частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие повторяющиеся ошибки. Проект «Дисграф» представляет собой веб-сервис с визуальными упражнениями, которые улучшают ассоциацию букв с их графическим написанием. Обучение происходит в игровой форме. Новая методика может помочь ребенку избавиться от дисграфии/дислексии на ранних стадиях, а в более серьезных случаях предусмотрена работа с логопедом.
2. «Прометей»
Проект решает проблему отсутствия обратной связи, перспектив и понимания у жителей города в вопросах взаимодействия с властями. С помощью аналитической социальной платформы как горожане, так и представители управляющих структур и общественных организаций смогут выявить потребности и показать возможные пути решения. Например, платформа сможет провести опрос в районе и понять, нужны ли новые лавочки или улучшение детских площадок, требуются ли новые парковки и пункты раздельного сбора мусора. Чиновники смогут просматривать запросы горожан и брать в реализацию наиболее интересные предложения.
3. «HALP»
Проект решает проблему отсутствия единой системы для поиска объявлений и мест для устройства бездомных животных. Проект предлагает платформу, состоящую из сайта и приложения для Android. Проект предназначен как для людей, которые хотят найти животным новых владельцев, так и для тех, кто хочет найти себе питомца.
4. «Едо-Ед»
Проект решает проблему обеспечения товарами первой необходимости социально-незащищенных слоев населения Красноярска и позволяет заказывать продукты и товары на сайте по принципу работы Утконоса. В будущем планируется сделать доступными целые наборы товаров, что упростит выбор и процесс заказа для людей старшего возраста.
5. «Привет, медведь!»
«Привет, медведь!» – сайт дружбы городов и туристов. Проект решает проблему информационной ограниченности в культурном просвещении, дороговизну туристических продуктов и неразвитость внутреннего туризма в Красноярском крае. Решение заключается в платформе, которая позволяет местным жителям публиковать информацию о своих экскурсиях, а туристам – находить интересные маршруты и людей в городе.
6. «Твори-Город»
Проект решает проблему отсутствия площадок для выражения творчества и навыков подростков, увлеченных точными науками, педагогикой, журналистикой и социальным предпринимательством. «Твори-Город» – сайт, где каждый может опубликовать свой проект, поделиться знаниями и навыками с другими подростками.
7. «Личный калькулятор коммунальных платежей»
Для проверки и расчета суммы коммунальных платежей существует государственный сервис-калькулятор, но он неудобен и не содержит инструменты учета и хранения вводимых параметров. Новый калькулятор представляет собой веб-приложение, которое удобно использовать с мобильных устройств и имеющее ряд преимуществ – сохранение вводимой информации, история расчетов и в будущем – возможность оплаты непосредственно из приложения.
Жюри хакатона:
- Илья Лабунский – управляющий партнер агентства интернет-коммуникаций F2F Agency, основатель и издатель интернет-журнала Prmira.ru;
- Владимир Свердлов – руководитель отдела разработки компании Мета Дизайн;
- Анастасия Савельева – эксперт в области социального проектирования и развития городской среды центра социальных программ РУСАЛа;
- Алина Рукосуева – client service director в маркетинговом агентстве Dochery;
- Василий Дамов – cоветник генерального директора Агентства «Социальные сети», PR-консультант, автор проекта конференций о рынке интернет-коммуникаций «Сибирский блог-саммит».
Критерии оценки проектов
- Острота социальной проблемы – 1) Насколько важна поставленная социально значимая проблема? 2) Решает ли приложение поставленную проблему/снижает ее остроту? Пожалуйста, представляйте реальные проблемы и планируйте реальное решение этих проблем.
- Реализуемость в рамках бюджета 70 тыс. рублей – Предпочтение будет отдаваться минималистичным, реализуемым проектам, с элегантными, лаконичными решениями, которые можно создать с небольшим объемом ресурсов.
- Наличие цифрового/технологического компонента (т.е. насколько данный проект использует интернет-технологии).
- Прогресс, достигнутый во время работы над проектом в рамках хакатона. Пожалуйста, не участвуйте в хакатоне, если не планируете работать над своими проектами.
Победитель «Хакатона 24/24»
Победителем хакатона в Красноярске и обладателем договора на сумму 70 тысяч рублей на доработку стал проект «Дисграф». Поздравляем Севил Алиеву и Ованнеса Сукиасяна!