Проект Международного «Мемориала» в Москве «Топография террора» помогает жителям изучить ту часть истории своей страны, которую принято замалчивать. Он представлен в виде интерактивной карты столицы, на которой обозначены места советских репрессий.
Пользователь, заходя на карту, открывает для себя новую неприглядную Москву с тяжелой историей: с тюрьмами, лагерями, местами массовых расстрелов и захоронений и другими местами встречи человека с советским государством.
Он узнает о том, как людей исключали из партии, университетов, увольняли с работы по политическим мотивам и принудительно лечили в психбольнице, как власть боролась с неформальными объединениями, кружками, редакциями газет.
История за каждым углом
Куратор проекта «Топография террора» Александра Поливанова рассказала, что идея запустить карту – попытка поменять городское пространство Москвы. Сотрудники «Мемориала» начали водить просветительские экскурсии, которые были востребованы. Но проблема еще была в том, что многие памятные места никак не обозначались на улицах города: ни памятных табличек, ни надписей, ни навигации.
«К сожалению, в текущих обстоятельствах мы не очень можем повлиять на то, как выглядит наш город. Но мы можем влиять на ментальную карту москвича, поэтому решили попробовать создать сайт в виде электронной карты Москвы», – объяснила Поливанова.
В 2013 году исследователи начали изучать историю московских мест памяти, связанных с советским террором. Уже к концу 2013-го запустили первую экскурсию под названием «Топография террора. Лубянка и окрестности» (сейчас в проекте больше 20 экскурсионных маршрутов по Москве), издали небольшую бумажную карту по этому маршруту. Команда из архивных исследователей, картографов, программистов, редакторов, фотографов и операторов собирала материал и заносила его на электронную карту.
Запуск проекта topos.memo.ru приурочили к Дню памяти жертв политических репрессий: сайт открылся 28 октября 2015 года. Он состоит из двух разделов: «карты» и «тексты», в которых можно найти подробную информацию о месте и уникальные документальные фотоснимки.
Исследователи работали над созданием базы данных советского террора в Москве. К примеру, по словам Александры Поливановой, одни учебные заведения были созданы специально, чтобы заставлять всех принимать коммунистическую пропаганду: «Коммунистическая академия», «Институт Красной профессуры». Другие же свободные учреждения закрывали и запрещали.
«Некоторых ученых арестовали и расстреляли, других отправляли в ГУЛАГ или шарашки, эти тюрьмы – конструкторские бюро для заключенных специалистов. Там заключенных ученых в условиях секретности насильно заставляли делать те изобретения, которые от них требовало государство. В шарашке заключенный Сергей Королев изобретал космическую ракету, заключенный Андрей Туполев конструировал самолеты ТУ, заключенные Солженицын и Копелев работали в радиошарашке, были вынуждены изобретать аппараты для радиошпионажа», – рассказала Александра Поливанова.
Обозначены места использования принудительного труда и даже места содержания детей, оказавшихся на ответственности государства: дети-сироты, дети арестованных родителей или революционеров, испанских коммунистов, инвалиды. «Иногда дети были сиротами и до советской власти, но до революции существовала развитая система частной благотворительности, дети жили в приютах, которые строили меценаты, а после революции все частное было разрушено, таким образом, дети оказались беспризорниками на попечении государства», – добавила Александра.
Еще есть места, связанные с московской частью биографии писателя Варлама Шаламова, и площади, на которых проходили мирные массовые протесты против государственного насилия (это самый маленький слой на карте). В верхней панели находятся блоки с цветами, если нажать на один из них, на карте добавляются новые точки. Если нажать на все – выйдет около 700 маркеров, так что с виду на карте не останется и свободного места. Улицы на карте носят два названия: современное и советское.
В команде проекта работают более 30 человек: 21 исследователь, несколько операторов и режиссеров, дизайнеров и картографов. Сотрудники работают с архивами, мемуарами, советской периодикой, старыми картами и справочниками и собирают интервью у участников событий.
Перезапуск карты
Сейчас создатели проекта занимаются обновлением сайта и интерактивной карты. Помимо новой системы навигации и визуальной привлекательности карты, на новом сайте у пользователя появится больше возможностей.
Пользователь сможет поменять подложку карты (выбрать карту Москвы 1937 года или немецкую аэрофотосъемку 1942-го), выбрать свой маршрут, записаться на экскурсии. Редизайн планируется завершить в первой половине 2017 года.
«Мы пытаемся передать пользователю ощущение аутентичности городской истории. Напомнить, что все, что происходило с людьми в советское время, происходило не неизвестно где, а на этих самых улицах, по которым мы сейчас ходим, в этих зданиях, за этими окнами и дверями». Александра Поливанова
На новой карте создатели разместят результаты недавно проведенного большого исследования о послевоенных лагерях ГУЛАГа в Москве. «Многим кажется, что ГУЛАГ – это какой-то архипелаг в Сибири или на севере страны. Между тем лагеря ГУЛАГа находились прямо в Москве и в ближайшем Подмосковье, их было более 100. Заключенные строили множество московских зданий: главное здание МГУ, ВДНХ, несколько электростанций, жилые дома», – рассказала куратор проекта.
«Бараки строились на год, на два. Восстановить их точное расположение почти невозможно. Но на карте у нас есть возможность обозначить примерное место, где они располагались». Александра Поливанова
Команда проекта мечтает, чтобы подобные карты появились в разных городах России, а не только в Москве. И, похоже, мечты начинают сбываться: уже сейчас Александра Поливанова ведет переговоры с активистами из Екатеринбурга и Перми, чтобы запустить такие карты в этих городах.
«Мы рады партнерам из других городов. Везде есть своя специфика. Конечно, топография гигантских индустриальных лагерей ГУЛАГа на севере выглядит не так, как топография террора в Москве, и не так, как в маленьких городах, где была всего одна тюрьма, одно отделение НКВД, одно место расстрела и одно место захоронения. Мы готовы поделиться технологиями и помочь в разработке», – заметила Поливанова.
Проекту всегда нужны волонтеры: студенты, активисты и желающие помочь в поиске материала. Команда будет рада сотрудничать с экскурсоводами, редакторами, пиар-специалистами, дизайнерами, картографами и видеооператорами.
Контакты куратора проекта Александры Поливановой: [email protected]