Почему вы решили создать такое движение?
Все началось с того, что я не мог спать ночами, потому что под моими окнами открыли круглосуточный магазин и пьянчужки в два часа ночи собирались и начинали стрелять по банкам, орать и драться, и это мне не давало покоя. Т.е. я, такой обычный парень, который не думал ни о чем и ни о ком, только о себе, ходил на работу с утра до вечера, еще оставалось время учиться. И тогда я не думал ни о каком движении, я просто хотел решить свою проблему. Я позвонил в полицию два-три раза, две-три ночи приходили и забирали их, потом оштрафовали магазин два-три раза, потом закрыли магазин, чтобы он не работал ночью, потом и вовсе закрыли, потому что оказалось, что они незаконно работают.
И все это вашими усилиями?
Да. Я звонил, ходил в муниципалитет, собрал подписи в доме, чтобы это прекратилось. И еще, пока я занимался этими ночными буянами, рядом на стройке, где был ремонт, не засыпанная яма в оттепель превратилась в жижу. И одна мамочка пошла в магазин, ребенка оставила на улице, ребенок пошел играть в этой жиже и чуть не утонул на моих глазах. Я понял в этот момент, что кто-то не сделал свою работу, а из-за этого мог погибнуть ребенок. И вот я опять пошел в муниципалитет, сказал: «Ребята, что за фигня? Давайте, устраняйте. Кто там не доделал работу, пускай доделывает». Через два дня привезли грузовик песка, все заделали. В этот момент я понял, что я сам могу влиять на окружающую среду после этого я стал так обращаться регулярно, и понял, что если я один могу так много сделать, то что будет, если нас будет десять, сто, тысяча?
А откуда вы знали, куда нужно подавать заявления и жалобы?
А я не знал. Я стал искать в Интернете, куда обратиться. Вообще, по моим вопросам я обращался не туда, куда нужно. Вернее, в ситуации с полицией все было правильно, но потом, когда я обращался из-за ямы в муниципалитет, это было не в полномочиях муниципалитета. Тем не менее муниципалитет в тот момент мне помог перенаправил к кому надо, позвонил.
Но когда я пришел к ним пятый или шестой раз, мне сказали: «Красимир, ты что, самый умный? Мы что, тут все на тебя будем работать? Нам что, тут нечем больше заняться, кроме как на твои обращения реагировать?». Ну, то есть конкретно меня послали. Я на тот момент не знал, что есть разные органы власти, к которым относятся разные компетенции. А муниципалитет был рядом со мной, поэтому я к ним и ходил. Регулярно в 9 часов к ним приходил, относил какие-то заявления. Вместо того чтобы быть на работе или в институте. Я отпрашивался у своего директора, а они меня таким вот образом посылали.
Потом я применил другой способ: нашел в Интернете электронную почту губернатора и стал ему напрямую высылать заявления: фоточку, короткий текст «Прошу устранить такую-то проблему». Для меня сначала было очень сложно правильно написать заявление: «Многоуважаемый, прошу вас, умоляю вас».
И вот я стал писать обращения губернатору они спускались потом вниз чиновниками и некоторые даже до муниципалитета доходили. Но был уже другой эффект: когда обращение приходило сверху, чиновники, желая выслужиться перед вышестоящим начальством, очень быстро на все реагировали. Это, конечно, неправильно писать напрямую губернатору, но оказалось, что это очень хорошо работает.
А как произошел переход от вашей личной истории к платформе, где каждый может подать жалобу?
У меня было несколько решенных дел, это был 2012 год движению «Красивый Петербург» в конце апреля исполнилось ровно два года. Я пришел на районную встречу «Наблюдателей Петербурга» после президентских выборов, познакомился с ребятами, которые координировали работу наблюдателей, и пришел на их собрание. Говорю: «Ну что, выборы закончились, они себя сами выбрали, давайте хотя бы заставим их отрабатывать по полной программе». Рассказал о своем опыте и добавил, что если нас будет в 10 раз больше, то будет в 10 раз больше успеха. Тогда на собрании было 15 человек и 10 человек меня поддержали, стали вместе со мной заниматься этими делами, отправлять обращения, фотографировать проблемные места в районе, высылать фото чиновникам и заставлять их ремонтировать это.
Я видел, что у нас очень много дел, заносил их в таблицу, фотографии хранил в папочке, но их становилось все больше и больше. И я решил создать какую-нибудь группу, где я буду публиковать все эти дела, и так создал группу «Красивый Петербург». На тот момент это была районная группа по проблемам ЖКХ и благоустройства. Первое время мы публиковали проблемы Кировского района, где жили. Но мы же ходим куда-то в другие районы, в центр, и видим, что там такие же проблемы. Естественно, мы мимо не можем пройти и высылаем фото и письма об этих проблемах. И так постепенно движение переросло на весь город. Организовали конференцию, ребята из дружественных организаций нам помогли, потому что тогда у меня опыта какой-либо общественной деятельности вообще не было. Я был обычным аспирантом и ходил на работу с утра до вечера, а вечером смотрел какие-то сериалы и каких-то котиков в Интернете.
А чем вы занимались?
Логистикой таможенным оформлением и грузоперевозками со всего мира в Россию и из России. Это была очень напряженная работа, было много драйва. И тут вдруг я стал заниматься «Красивым Петербургом» и проблемами горожан люди мне писали о том, что у них вырубается роща, а тут уплотнительное строительство, а тут жулики.
Я стал, грубо говоря, воевать с застройщиками, с полицией, с властными организациями, которые нарушают права граждан. В тот момент передо мной встал выбор между работой и «Красивым Петербургом», но ситуация сложилась так, что фирма, где я работал, оказалась в кризисе и со мной просто расстались. Я в этот момент очень обрадовался, потому что мне судьба преподнесла вот такой подарок я лишился работы и полностью посвятил себя «Красивому Петербургу».
Месяц-два спустя я нашел себе работу в общественной организации, где мне позволили заниматься всем тем, чем я занимаюсь в «Красивом Петербурге», ничего не требуя от меня и давая мне какую-то минимальную сумму. Самое главное, что я почувствовал себя нужным и важным в том смысле, что я своими действиями могу помочь людям. Мы, объединяясь в движение «Красивый Петербург», можем общими усилиями помогать друг другу и устранять нарушения. И на сегодняшний день это как раз такое объединение неравнодушных и активных граждан, которые хотят перемен, хотят жить в достойном городе.
Как много участников сейчас вовлечено в движение?
Только в Петербурге порядка 17 тысяч участников. Это люди, которые в той или иной степени проявляют какую-либо активность. Наш костяк это пять человек. Еще у нас есть районные координаторы, их 30 человек. И есть люди, которые участвуют, например, только в акциях, только в субботниках, только в мастер-классах, только в исследованиях городской среды. Все эти люди прибавлялись постепенно.
Расскажите, что произошло за два года существования проекта? Были ли у вас особенно удачные истории или, наоборот, что-то не получилось?
У нас все в процессе, все получается. Я очень горд, что за два года мы успели объединить так много горожан, которые хотят изменить свой город к лучшему. Очень рад, что у нас появился автоматизированный сервис не надо думать, какой текст писать и кому высылать, а есть сайт, который помогает в этом. Вы просто выбираете категорию и место на карте, а текст генерируется автоматически. Это занимает буквально секунды и официальное обращение высылается в органы власти. Недавно мы сделали и мобильное приложение, называется «Красивый мир».
Также успешный опыт «Красивого Петербурга» переняли 24 города нашей страны уже есть «Красивая Вологда», «Красивый Волгоград», «Красивая столица», «Красивый Иркутск», т.е. 24 города, которые присоединились к движению. Мы им подарили сайты, потому что наш программист так сделал сайт, что можно буквально за пару часов сделать подобные. Мы тоже настраиваем приложение на те города, которые есть в движении.
У нас только победы, потому что это первый опыт, он уникальный, и даже если где-то какую-то ошибку мы совершили это не ошибка, это опыт. Мы экспериментируем, пробуем. Мы проводим по разным проблемам мастер-классы, на которые приходит разная аудитория. Среди них есть такие узкоспециализированные, как, например, градозащитный семинар.
И мы понимаем, что если устроим такой семинар, то к нам придут 15 человек. Вот вчера у нас был мастер-класс пришло человек 70, даже не хватило места в аудитории. А до этого был градозащитный семинар пришло 15 человек. Но эти 15 человек лидеры проектов, за которыми стоят тысячи людей. Мы постоянно учимся, ситуация меняется, но я очень доволен, потому что когда я начинал, думал, что я один. А потом прошелся по всему дому и собрал за полчаса 20 подписей из 20 человек, кажется, только один отказался, потому что не жил там. Все остальные поддержали! Потому что это не только моя проблема, у тысяч людей есть такие же проблемы ямы, отсутствие зеленых зон и т.д.
Вот мы объединились вместе, многие города наш опыт переняли, и у нас есть автоматизированные инструменты, с помощью которых мы можем очень быстро высылать обращения по небольшим вопросам. По более серьезным проблемам мы начинаем развивать кампании, привлекать прессу, экспертов.
Как вы оцениваете эффективность таких кампаний?
Например, вот в доме был магазин, хозяин магазина понавесил на своем магазине, да еще и сверху своего магазина разные рекламные баннеры, все ими завесил. Гражданин проходил мимо, ему это не понравилось он выслал обращение. А хозяину магазина, Мустафе, или кто он там, сообщили, что вот такой-то на тебя депешу написал, что твои рекламы уродуют город. И этот хозяин позвонил нашему активисту, говорит: «Слушай, я знаю, кто ты такой, я тебя найду». Ну, стал угрожать ему. Мы тут же в прокуратуру написали, в СМИ, в администрацию, всех подняли: человек увидел нарушение, а ему тут угрозы поступают, что это за дела? И за два дня все рекламы были сняты, все перекрашено, от Мустафы и следа нет, прокуратура сразу пришла разбираться, полмагазина прикрыли, потому что, оказывается, Мустафа-то контрафактами всякими торгует. Вот, например, есть такие акции, когда все вместе навалились.
Есть другие акции, например, превращение одной из улиц в пешеходную. Мы провели исследование, собрали данные о том, что на этом участке паркуется 150 машин в день или же проходит 45 тысяч человек. Мы предоставили данные исследования, данные опросов, где большинство опрошенных высказались за превращение этого участка в пешеходную зону. Мы отправили во все комитеты, которые отвечают за это, письма с предложением сделать этот участок пешеходным. Все одобрили, согласились и поддержали. Сейчас момент поиска на это средств. Потому что мы предложили в том году, все одобрили, но бюджеты уже были сформированы. И, например, если где-то высвободятся средства, они их вложат в эту улицу. Поэтому сейчас мы просто ждем.
Бывают разные случаи, но у нас не было такого, чтобы с нами не согласились или не сделали что-то. Мы же не просто на пустом месте это все придумываем это все на основании каких-то исследований и фактов, на основании опроса общественного мнения и мнения экспертов. Поэтому мы выдаем аргументированные предложения, и чиновникам остается только сказать «да».
Даже вот такое никто не верил, что такое может быть, мы предложили сделать Невский проспект, главную улицу в Петербурге, по выходным в летний период пешеходной. Участок, не весь Невский, а небольшой участок, где больше всего жителей и туристов гуляет. Мы предложили, и все над нами смеялись. А вот буквально пару недель назад пресс-секретарь губернатора говорит, что они рассматривают вариант сделать Невский проспект пешеходным по выходным дням.
Все наши предложения аргументированы, поэтому не согласиться это надо быть упырем-чиновником, а раз он упырь, то «До свидания!», зачем нам такие чиновники.
Скажите, каким образом финансируется ваше движение или оно существует только благодаря волонтерам?
Наше движение полностью волонтерское. Жители занимаются «Красивым Петербургом» в свободное от работы время. За два года мы так и не привлекли никакое финансирование, мы искали помощи у властей, у чиновников, подавали на всякие президентские гранты. Но нам потом объяснили: «Ребята, вы что, с ума сошли? Вы просите у чиновников деньги на существование вашего движения, чтобы вы же их потом пинали и заставляли работать, а если они плохо будут работать, вы их через инспекции штрафовали бы еще и выгоняли. Кто вам даст денег-то?».
Поэтому мы как-то смирились. На сегодняшний день костяк, пять человек, занимается ведением групп в социальных сетях, написанием постов, релизов, проведением всяких акций и исследований, поддержкой сайта. Естественно, эти люди уделяют по 5-7, даже 10часов в день движению. И работа у них только лишь для того, чтобы хоть как-то себя содержать. По финансам все сложно и трудно, но ничего страшного.
Какие у вас планы на дальнейшее развитие?
Мы сейчас готовим новую версию сайта наш сайт был сделан полтора года назад, его нужно сделать современным, доработать, сделать общим для всей России, чтобы легко можно было добавить новое движение и сообщество другого города на этот сайт. Дорабатываем и мобильное приложение.
А так мы продолжаем заниматься проблемами городской среды. Мы продолжаем формировать объединения и коалиции. Например, недавно мы сформировали велокоалицию, в которую входят велодвижения в Петербурге. Велокоалиция призвана донести до чиновников и до граждан идею, что велосипед это вид транспорта, что мы хотим развития велосипедной инфраструктуры в городе. Т.е. мы создаем и формируем общественное мнение в этом направлении по велосипедизации Санкт-Петербурга. Мы также хотим создать объединение людей, которые занимаются социально значимыми проектами и будут их продвигать. Будем заниматься градозащитой в Санкт-Петербурге каждое второе здание является памятником и их нужно сохранять.
Мы продолжаем заниматься тем, чем занимаемся. Развиваем наши инструменты, чтобы гражданам легче становилось высылать запросы, развиваем направление изучения и исследования городской среды. Я думаю, что в каком-то будущем мы станем экспертным сообществом в этом отношении.
Мастер-классы и семинары по больным темам обязательно будем устраивать, а также акции, направленные на привлечение внимания к проблемам. Потому что проблемы есть, и только вместе мы можем их как-то решить. Я говорил, что я жил в своем доме. Для меня моя квартира, четыре стены это был мой дом. А когда я понял, что там во дворе стреляют по банкам и это мне не дает спать, я в этот момент понял, что мой дом это не только четыре стены, это еще и двор. И с каждым новым уровнем приходило понимание, что мой дом это мой двор, мой район, мой город, моя страна, моя планета. Я осознал, что те проблемы, которые есть, волнуют не только меня, но и других, и это осознание то, что заставляет двигаться вперед, объединяться, помогать, находить решения. И самое главное в «Красивом Петербурге» это то, что человек себя осознает гражданином. С одной стороны, он берет на себя ответственность за то, что происходит вокруг него, с другой стороны, у него есть права, и он начинает требовать, чтобы его права соблюдались.
Вот это самое важное что человек себя осознал гражданином. В этот момент, что бы он дальше ни делал, он будет знать, что, во-первых, нужно заботиться о том, чем он занялся, и ответственно подходить к этому делу, а во-вторых, есть чиновники, которые должны делать свою работу, они для этого и поставлены там. Вот она самая главная сила что люди из обывателей превращаются в граждан. Я верю, что чем больше таких людей будет, тем быстрее мы добьемся нашей цели красивого и чистого Петербурга и всей страны.