Как создать комьюнити

Объединить единомышленников и обеспечить их безопасность

Людям важно объединяться в сообщества. Особенно если они хотят что-то сделать, изменить, помочь, спасти. Да и просто обмениваться информацией. Рассказываем, как создать и развить свое комьюнити и при этом обеспечить безопасность его участников.

Без чего нельзя создать комьюнити

Елена Закирова, кураторка волонтерских проектов в «‎Теплице»

Комьюнити должно возникать под задачу, просто так они не работают. Например, у нас в ‎Теплице они возникают в связи с мероприятиями. После «‎Неконференции» по ИИ одна экспертка решила создать сообщество для заинтересованных в этой теме, чтобы люди делились ресурсами, ссылками, опытом. Мы, как организаторы, должны наполнять группу или чат анонсами, статьями и событиями. Для нас польза в том, что мы там находим экспертов и волонтеров, которым можно доверять. У нас есть целое сообщество экспертов — Пасека. Правда, сейчас создавать чаты под мероприятия уже небезопасно и для нас, и для участников. 

Главный скрепляющий фактор в создании сообществ — общая заинтересованность в теме. Живость сообщества зависит от тематики, людей, их уверенности, что их услышат и помогут — как в мигрантских чатах, где можно получить актуальные ответы на свои вопросы и информацию от людей с похожими проблемами. Большую роль играют злободневность, безопасность и модерация, открытость, а также ядро коммьюнити, т.е самые инициативные участники. Если у вас хотя бы 10-20% участников общаются, это уже супер. 

Так что важно ставить понятную цель. Допустим, вы хотите объединить людей ЛГБТК+, чтобы они не чувствовал себя одинокими. Но сама по себе эта цель слишком общая и абстрактная. Вот вечера писем политзаключенным обычно довольно крепко объединяют, хоть и происходят раз в месяц, и участники постоянно переезжают. 

Какие задачи решает сообщество

Сообщества — это пространства, где люди делают друг другу одолжение и взаимодействуют друг с другом. Иногда к нам обращаются организации и говорят: мы хотим не только работать с волонтерами, но и построить сообщество. Но вокруг чего и для кого? Для читателей вашего проекта? Тогда это не коммьюнити, а просто чат. 

Если вам надо, чтобы проект был сильный и крепкий, то сообщество должно работать на цели организации. Комьюнити должно увеличивать пользу проекта, а не просто обмениваться репликами. Нужно, чтобы волонтеры не заскучали, чувствовали принадлежность, опору, могли поделиться интересами и найти поддержку. Сообщество  — это эмоциональная связь с проектом, что особенно важно для людей, разбросанных по миру. У «‎Теплицы, к примеру, есть цель сводить некоммерческие проекты друг с другом, искать исполнителей для определенных задач и укреплять связи. По итогу наращивается общее благо.

Другой пример — внутрироссийский проект «‎Попутчица». Он выглядит как карта, где участницы отмечают небезопасные места: дворы, районы и тд. У них есть чат-бот, который добавляет на карту опасные локации в городах. А сообщество «‎Попутчицы» было создано, чтобы женщины чувствовали поддержку. 

Виды сообществ и модерация 

Есть открытые чаты, как чат проекта платформы IT-волонтер. Это просто поддерживающий чат, он открыт, доступ по ссылке на сайте. Туда порой приходят неадекватные люди, поэтому нужна модерация, но участники там оказывают и получают реальную помощь. 

Есть закрытые каналы, например, профессиональные пространства, когда после какой-нибудь конференции собирается 20-30 человек, все верифицированы, рекомендованы, друг друга знают и общаются в безопасном пространстве.

Мы делали совместный чат с ОВД-инфо. Раз в месяц организовывали тематические встречи чата — по работе с какими-либо инструментами, по обмену опытом между участниками и тд. Эти встречи шли на протяжении года и были очень поддерживающими. Нужно было вкладываться, но это приносило большие плоды, мы даже делали базу знаний, куда заносили результаты встреч. Еще мы проводили кофейники — встречи, на которых координаторы волонтеров рассказывали про трудности и проблемы на работе, понятные только своим. 

Если у чата есть цель и есть риски, чувствительные данные, модераторам важно периодически, допустим, раз в полгода, пересматривать неактивных участников. Если в чате говорят на чувствительные темы и делятся чувствиетльными данными, имеет смысл удалять таких участников. Если же это просто поддверживающее коммьюнити, то удалять необязательно. Люди могут присоединяться и сразу проявлять интерес и желание помогать, а могут просто долго наблюдать за чатом, если нет сил участвовать. Им просто легче и лучше от того, что они читают. Чтобы стимулировать общение, можно придумывать опросы, спрашивать, чего не хватает. Мертвые чаты, в которых никто не общается, надо удалять, они не приносят пользу, но повышают ваши риски в случае, когда вы пересекаете границу и тд. 

В открытых чатах легко банить неадекватные задачи и людей, а в закрытых приходится с каждым отдельно говорить. У нас часто бывает, что приходит проект с письменным запросом, в котором использованы феминитивы и гендергэпы: разработчи_ца и тд. И начинается спор на 100 комментариев о феминитивах, а нам приходится объяснять, почему феминитивы — это важно. 

Типы угроз

Эксперт по безопасности в «‎Теплице»  

В безопасности главное — превентивная работа. Чтобы разобраться в мерах безопасности для коммьюнити, сначала разделим эти коммьюнити по уровню угроз. Уровень зависит от двух факторов: локального контекста и наличия протестной позиции. 

Самый жесткий уровень угроз — когда организация уже экстремистская или нежелательная, а аудитория все еще в России. Сюда относятся любые структуры, деятельность которых нарушает законы. Например, помощь дезертирам.

Вторая категория — те, кто ходят по условному краю, например, иноагенты и работающие в одном поле с иноагентами. Сотрудничество с ними не незаконно, но, как и любой активизм, может представлять опасность для участников. Например, помощь с поступлением на альтернативную службу во время мобилизации

Третья категория — «‎безопасные» сообщества, которые находятся, оказывают поддержку и собирают деньги в России. Например, помощь женщинам в трудной ситуации или больным детям. 

Эта категоризация плавающая. Та же помощь женщинам, если она работает, скажем, на Северном Кавказе, может в любой момент перейти во вторую категорию. И в целом, даже организации из третьей категории не сходят с государственных радаров. 

Рекомендации по расширению коммьюнити

Если организация имеет нежелательный статус, не стоит открыто писать о волонтерских возможностях. Публичные анонсы означают информирование недоброжелателей о том, куда атаковать. Распространять информацию можно в закрытых группах без дальнейшего распространения, то есть только для участников этой группы.

Организации их второй категории могут делать публичные анонсы. Если вы иноагент, самый большой риск сотрудничества с вами — попадание в список сотрудников иноагента. Как и в случае с реестром иноагентов, не очень понятно, по какому принципу он составляется. Один из критериев — публичность, так что волонтеры тоже могут туда попасть. Но существенных юридических ограничений это пока не накладывает.

НКО из третьей категории строят свою деятельность на открытости. Поэтому публичные анонсы необходимы для их безопасности, чтобы все убедились, что они помогают больным старикам или бездомным животным, а не поджигают военкоматы.

Верификация и общение

Высокорисковые НКО должны проверять участников по рекомендациям. Если коммьюнити состоит из постоянно общающихся и делящихся опытом людей, как ЛГБТК+, то имеет смысл ввести разделение уровней доступа. Чтобы не было такого, что человек добавляется сразу и в группу поддержки, и в общий чат, где куча народу. Можно, например, не добавлять в общие чаты, а приглашать на мероприятия (встреча с психологом, с безопасником), где есть возможность только слушать и задавать вопросы. И уже по истечении времени, если человек адекватно себя проявляет, можно расширять доступы. Но все равно давать их не навсегда, а только на время, например, пока событие организовывается, и с анонимизацией. Ни у кого из новичков не должно быть доступов к общим большим спискам с настоящими ФИО и другой информацией. 

Правила могут быть различными: организаторы могут добавлять новых участников только после того, как они завели анонимный аккаунт на анонимный номер телефона (см. наши статьи) или новую почту, или показали скриншоты с настройками безопасности. Можно запретить участникам отправлять ссылки, копировать и пересылать сообщения из чата, настроить автоудаление сообщений и тд. Можно выбрать другую площадку, не Telegram, а например, Element. Желательно проводить онбординг при поступлении в группу и потом следить за выполнением правил безопасности: закреплять правила общения, последовательность действий при инцидентах. 

Организации второй категории могут подходить к этим вопросам менее тщательно — рекомендации от существующих участников необязательны, достаточно выяснить мотивацию и род деятельности.

Третья категория может добавлять кого угодно с постмодерацией. Если участник ведет себя неадекватно, его удаляют без последствий для остальных. 

Что должно насторожить в поведении участника 

Вне зависимости от уровня угроз организации, всегда подозрительна излишняя активность, не соответствующая статусу человека в этой организации. Например, он расспрашивает про структуру организации, финансирование, где она находится и тд. Или человек много рассказывает о себе, лезет знакомиться, в т.ч в личку, хочет встретиться оффлайн или брать на себя организационные вопросы. Необязательно это будут расспросы — может быть рассылка ссылок с трекером.

Участникам важно помнить, что не надо рассказывать о себе. Если им кто-то пишет и пытается деанонимизировать, об этом обязательно надо сообщить организаторам. Во время коммуникации крайне желательно включать VPN, чтобы провайдер не видел, какие сайты вы посещаете, или, если вы общаетесь не в соцсетях, заходить через Tor.

Если человек ведет себя странно, лучше сначала поговорить с ним и узнать, почему он так делает, вынести предупреждение. Обычно нельзя быть стопроцентно уверенным, провокатор ли человек или нет.  

Но в случае усиления подозрений члена группы лучше удалить из всех чатов и определить масштаб разрушений. Придется выяснить, какая информация ему стала известна и с кем он контактировал, и объяснить этим людям, что ничего ужасного не произошло, это не поиски виноватого, просто важно понять, насколько безопасно продолжать работать дальше в прежнем режиме. Если выяснится, что какой-то член сообщества поддался и деанонимизировал себя, возможно, его придется даже вывозить из России. К примеру, в ситуации, когда участники занимались распространением антивоенных листовок. Но если они только собрались в группу и ничего особенно не успели сделать — человеку, скорее всего, ничего не грозит.