В 2021 году Нобелевскую премию мира вручили двум журналистам. Их получили филиппинская журналистка и создательница новостной платформы Rappler Мария Ресса и главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов. Это событие должно стать если не поворотным, то значительным в истории (вос)становления демократии, когда в деятельности медиа не последнюю роль играют технологии. И вот почему.
Современные медиа продолжают выявлять, отражать и усиливать противоречия в общественных процессах, как это всегда делали даже самые традиционные и аналоговые СМИ. Но в отличие от последних, неразрывно связанные с технологиями медиа вынуждены отстаивать свою независимость не только от насаждаемых государственных или несправедливых доминирующих дискурсов. Они также должны иметь дело с платформенными алгоритмами, которые навязывают технические ограничения и способы распространения информации. И это важный критический момент.
Технологические игроки обретают все больше влияния в поле публичных дискуссий. Необходимость их регулирования с каждым годом становится все критичнее. Еще в 2019 году в докладе Всемирного банка «Вовлечение граждан: новые цифровые технологии создают новые риски и ценности» отдельный пункт прогноза уделялся регулированию деятельности социальных медиа.
Дело в том, что для выдачи новостей поисковики и социальные сети используют непрозрачные алгоритмы, а содержание выдаваемых новостей едва ли подвергается дополнительной модерации. Наиболее популярными оказываются противоречивые, эмоциональные, дискуссионные темы, и поэтому они оказываются в центре внимания читателей. Это напрямую порождает барьеры в доступе к той информации, которую предоставляют независимые журналистские медиа, потому что она не попадает в топы алгоритмов.
Социальные сети — это смертельная игра за власть и деньги, то, что Шошана Зубофф называет капитализмом слежки, извлекающим нашу частную жизнь ради огромной корпоративной выгоды.
Мария Ресса подчеркивает, что действующие алгоритмы таких корпораций, как Facebook, имеют абсолютно реальные и драматические последствия не только для журналистов, но и для граждан стран, которые не могут влиять на технологическую повестку. Для социальных сетей необходимо отдельное регулирование, которое сможет предотвращать предвзятость в выдаче информации, иначе недоминирующие голоса даже самых сильных с точки зрения повестки медиа пропадают в алгоритмическом потоке. Им нужна поддержка и государств, и самих технологических корпораций.
Ситуация с медиа и неслышными голосами отчаянно напоминает о том, что мир все еще пронизан несправедливостью. Мария Ресса в своей речи обращается к двум ключевым ценностям — истина и доверие, ради которых работают (и, к сожалению, умирают) журналисты. Борьба за возвращение элементарных гражданских прав журналистам сегодня происходит не только с государством, но и с технологическими корпорациями.
И чем большее влияние обретают последние, тем уязвимее позиция тех, кто по каким-то причинам не попадает в мейнстрим. А это напрямую отражает дискриминацию по любым основаниям, будь то профессиональные, гендерные, этнические и любые другие. Вдохновляющие речи Марии Ресса и Дмитрия Муратова призывают вернуть место всем уязвимым членам общества, а технологии могут стать в этом хорошим подспорьем, если в основе их дизайна и работы будут такие общечеловеческие ценности, как истина, доверие и сострадание.