Целевой капитал — это возможность для некоммерческой организации устойчиво работать, вкладываться в долгосрочные программы. Но с чего начать и разобраться, как устроены эндаументы? На платформе «Целевой капитал и дальние стратегии. Искусство объяснять 2.0» собрана информация об эндаументах в самых разных форматах: от игр и комиксов до подборки книг и брошюр. Директор по фандрайзингу фонда «Добрый город Петербург» Дарья Буянова и куратор проекта Ирина Актуганова рассказали Теплице, как и для кого работает эта платформа.
Выставка о целевом капитале
Изначально идею проекта о целевом капитале предложили директор благотворительного фонда Владимира Потанина Оксана Орачева и исполнительный директор фонда местного сообщества «Гражданский Союз» Олег Шарипков. Все началось с того, что в самарском «Музее Модерна» они увидели интерактивную выставку современного искусства. Она настолько вдохновила экспертов, что им пришла идея сделать подобную выставку для коллег по сектору: рассказать о сложных концептах через искусство. Так как фонд Потанина поддерживает развитие целевых капиталов для НКО в России, Оксана Орачева подумала, что посвятить выставку можно именно этой теме.
С предложением она обратилась к команде фонда «Добрый город Петербург». Выступить авторами проекта пригласили команду «Музея Модерна». Куратором стала Ирина Актуганова — искусствовед, лауреат премии «Инновация 2020» и премии имени Сергея Курехина.
В июне 2021 года сотрудники фонда «Добрый город Петербург» организовали выставку на конференции «Белые ночи фандрайзинга». Ее увидело 350 посетителей — сотрудников некоммерческих организаций со всей России и из других стран. Многие из них, судя по отзывам, благодаря выставке узнали новую информацию о целевых капиталах и задумались о создании собственных эндаументов.
Поэтому авторы решили продолжить работу над проектом. Но поняли, что пандемия и ограничения, скорее всего, так быстро не закончатся, а значит, устроить еще одну офлайн-выставку будет непросто. Тогда появилась идея оцифровать проект, представив все макеты в 3D-формате. И создать отдельную платформу, где материалы выставки и другая полезная информация о целевых капиталах будут доступны онлайн.
Цифровой формат
Созданием виртуального проекта занялась большая команда: благотворительный фонд «Добрый город Петербург», онлайн-сообщество «НКО-Кухня» при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина. К разработке привлекли специалистов, с которыми фонды сотрудничали раньше: художников, дизайнеров и программистов из Екатеринбурга, Самары и Петербурга. Куратором снова стала Ирина Актуганова.
Подготовкой контента и написанием текстов занимались Анна Клецина и Дарья Буянова — директор по развитию и директор по фандрайзингу фонда «Добрый город Петербург». Часть материалов подготовила команда Томского государственного университета, у которого есть своя база знаний по эндаументам, и представители «Гражданского союза» — первого фонда местного сообщества, который создал фонд целевого капитала в России. Организацию взяла на себя эксперт по разработке программ КСО и акций корпоративного волонтерства «Школы региональных экспертов» Яна Зубко.
Изначально получилось удачное сочетание — современное искусство и социальная сфера. Запуская платформу, мы решили добавить к этому еще и digital-технологии.
Комиксы были нарисованы еще для выставки. Их использовали для иллюстрации текста про историю целевого капитала и дополняли ими выставку интерактивных объектов. Рисовала комиксы художница Анна Хазина. В цифровой версии проекта авторы решили соединить текст и комиксы и анимировать их, чтобы получился мультфильм.
Цифровые художники, дизайнеры и программисты превратили интерактивные экспонаты в анимированные 3D-объекты. А еще они создали игру в дополненной реальности. Цель игроков — собрать свой целевой капитал. Большой вклад в оцифровку интерактива и отрисовку игры внесли участники арт-группы «Куда бегут собаки» Алексей Корзухин и Ольга Иноземцева.
Цифровые проекты удобны своей открытостью, компактностью и мобильностью. Это самый доступный способ представления и потребления контента.
По словам Ирины, задача по оцифровке в целом была непростой. А особенно сложной оказалась разработка digital-игры дополненной реальности. Тема, сценарий, программирование, графика — все требовало детальной разработки. Важно было, чтобы игра не просто развлекала фандрайзеров, но и приносила им пользу. Игра — это тренажер, на котором они могут потренировать навыки проведения переговоров и пройти путь для создания целевого капитала, отработать методические шаги по его созданию.
Мобильность и интерактивность
Команда разработала и запустила платформу за полгода. Сейчас платформа «Целевой капитал и дальние стратегии. Искусство объяснять 2.0» открыта для пользователей. Здесь можно найти подборки материалов о развитии эндаументов в России, ответы на распространенные вопросы по теме, комиксы, книги, брошюры и квест-игру.
Создатели игры советуют командам некоммерческих организаций интегрировать ее в разные мероприятия для сектора: игра мобильна и легко может быть «перенесена» на любую площадку. Так, недавно ее представили на конференции «Содружества Добрых городов и поселков», в которой приняло участие более 200 человек. Организовать игру для участников своей конференции, семинара или выставки может любая НКО, необходимо просто оставить заявку.
Авторы проекта верят, что платформа, как и выставка, поможет сотрудникам НКО задуматься о долгосрочном планировании и ознакомиться с одним из его инструментов — целевым капиталом. Приобретенные навыки организации будут использовать в своей работе, и в результате получат стабильное финансирование и смогут решать долгосрочные задачи.
Проект реализуется в рамках программы «Эффективная филантропия» Благотворительного фонда Владимира Потанина.