На всех станциях московского метро с 15 октября 2021 года заработала оплата проезда при помощи системы распознавания лиц Face Pay. Для того чтобы пользоваться сервисом, надо привязать свою банковскую карту и карту «Тройка» к приложению «Метро Москвы», а также загрузить свою фотографию. Власти уверяют, что для пассажиров система распознавания лиц безопасна, а личные данные надежно хранятся.
Но правозащитники опасаются, что полученная информация будет использоваться для контроля и преследования. Какие еще риски связаны с Face Рay и системой распознавания лиц, Теплице рассказал Артем Козлюк, руководитель общественной организации «Роскомсвобода».
Ошибки распознавания
7 октября 2020 года Сергей Межуев возвращался домой. На выходе со станции метро «Братиславская» к нему подошел полицейский, показал на мобильном телефоне фотографию с камеры на турникетах и сказал, что сработала система распознавания лиц. Система приняла Сергея за другого человека, объявленного в розыск.
Фотография в паспорте не совпала с изображением человека в розыске. Несмотря на это, Сергея досмотрели и передали полицейским, работающим с системой распознавания лиц. Они снова попросили показать паспорт, записали данные в книгу учета поступивших, сфотографировали документ, сняли отпечатки пальцев в электронном виде и записали imei телефона. И только после этого отпустили. Правда, сказали, что история с Сергеем не закончится, пока не будет найден разыскиваемый. Такие ошибки — один из главных рисков системы распознавания лиц.
Отсутствие общественного контроля
Face Рay — часть системы распознавания лиц, к которой подключены камеры в подъездах, общественных местах и на транспорте. Все, что фиксируют камеры, попадает в базы данных. Какие организации и как используют эту информацию, до конца не ясно — за системой нет общественного контроля. Например, по необоснованным результатам системы распознавания московского муниципального депутата района Черемушки Юлию Щербакову обвинили в участии в митинге, силой увезли в ОВД, не пустили к ней юриста и в тот же день судили.
Это технология двойного назначения. Никто не отрицает, что удобно оплачивать проезд, не доставая карты. Но как потом эти технологии будут применяться? Все делается в непрозрачном для общества режиме
Из-за отсутствия общественного контроля некоторые страны отказываются от использования технологии. В России команда «Роскомсвободы» тоже добивается введения моратория на использование систем распознавания лиц.
Утечки данных
Данные, собранные с помощью системы распознавания лиц, утекают на «черный рынок». Волонтер «Роскомсвободы» заказала на себя слежку и получила большой отчет с фотографиями (на некоторых она была в маске). Данными торговали сотрудники правоохранительных органов, их оштрафовали.
«Нам говорят, что все хорошо. А потом проводятся журналистские расследования, и выясняется, что все утекает на черный рынок. И сами сотрудники правоохранительных органов торгуют этими чувствительными данными», — объясняет Артем Козлюк.
«Прокачка» алгоритмов
Жители не дают согласие на сбор и обработку данных, когда камеры снимают их в подъездах и других общественных местах. В случае с Face Рay пассажиры сами загружают свои фотографии в систему. То есть это добровольное действие. Но не все, заливая фото, думают о том, что таким образом сами «прокачивают систему».
Чем больше загружаемых данных, тем точнее будут работать алгоритмы, и потом смогут распознавать людей по меньшему числу «точек» на лице. Например, не надо будет полностью открывать лицо, снимать маску или капюшон, чтобы система тебя распознала.
Итог
Украсть биометрические данные или «подделать» лицо действительно трудно. Поэтому шансы, что кто-то будет обманом оплачивать проезд в метро с помощью Face Рay, минимальны. Но риски, связанные со всей системой распознавания лиц, остаются высокими. Процесс хранения и использования собранных данных остается непрозрачным, и частная жизнь любого человека оказывается под угрозой. В будущем проблема коснется не только жителей Москвы — систему «Безопасный город» с распознаванием лиц планируют перезапустить по всей стране.