Представьте, что все файлы, которые вы храните на Google Drive, переезжают к вам на компьютер. Кажется, что это прошлое, но, похоже, так выглядит лучшее будущее. В 2018 году Тим Бернерс-Ли, создатель Интернета и глава W3C – всемирного консорциума по разработке веб-стандартов, запустил Solid – набор сетевых протоколов для распределенного хранения данных, который позволяет отобрать контроль над данными у корпораций и вернуть его пользователям. К 2020 году Solid протестировали Национальная служба здравоохранения в Британии, муниципальные правительства в Бельгии, «Би-би-си». А в ноябре запустилась открытая для всех коммерческая версия продукта Enterprise Solid Server.
Рассказываем, почему будущее Интернета в переходе с платформ вроде Facebook’а на протоколы типа Solid’а, как такие протоколы работают и что с их помощью уже можно делать, а что пока нельзя.
Контроль над данными. Что он дает и как он устроен сейчас?
Персонализированная реклама. Это самое короткое объяснение, зачем Google, Facebook, Amazon и другие цифровые гиганты собирают о вас данные, а затем продают инструменты для их использования компаниям поменьше.
Персонализированная реклама – столп бизнес-моделей в сегодняшней цифровой экономике. Почему он такой устойчивый? Потому что, в принципе, это удобно. Вы наверняка замечали, что в последнее время заходите на любой новый небольшой сервис, используя «Войти с помощью» – «Фейсбука», vk, twitter’а. Потом соглашаетесь на передачу и обработку данных, а не открываете, как раньше при регистрации, письмо со ссылкой для подтверждения аккаунта. Процедура действительно стала быстрее.
Но, таким образом, платформы на своих серверах, которые юридически принадлежат им и только им, накапливают огромные наборы данных о вас. У платформ есть к этим данным полный доступ. У пользователей, будь то отдельные люди или компании, только ограниченный. Не все можно просмотреть, еще меньше можно полностью стереть.
Главное: данные и инструменты для доступа к данным сейчас находятся в одних руках. И вот что говорил Тим Бернерс-Ли, запуская свой новый проект в 2018 году:
Solid перестраивает существующую модель, в которой пользователи вынуждены отдавать свои данные цифровым гигантам взамен на полезные услуги. <…Solid> даст каждому пользователю решать, где хранятся его или ее данные, какие люди и группы имеют доступ к разным элементам его или ее данных и какие приложения он или она используют сами. Это позволит вам, вашей семье и вашим коллегам делиться данными только с теми, с кем вы захотите. Это позволит людям получать доступ к одним и тем же наборам данных с помощью разных приложений одновременно.
Бернерс-Ли называет эту модель децентрализованным Интернетом – каким, собственно, Интернет и был задуман, но уже перестал быть.
Протоколы. Какие использует Solid, и что это вообще такое?
Пошагово подключение к Solid проходит следующим образом.
- Вы заводите Solid Pod – ячейку, в которой хранятся ваши данные. Можно превратить в ячейку свой собственный компьютер, правда, понадобится работа в командной строке. Можно довериться провайдеру, тогда ваши данные физически будут находиться на сервере, которым владеет провайдер, но доступ провайдера к данным будет ограничен минимальными требованиями, общими для всех в сети Solid. При регистрации нужно выбрать ник, задать пароль, связать Pod с электронной почтой – и получить уникальный WebID. Что важно, у одного человека и даже у одной компании может быть неограниченное количество WebID.
- Вы пользуетесь приложениями, которые написаны с использованием протоколов Solid. Это могут быть сайты для браузеров или мобильные и десктопные приложения. Вы входите в эти приложения так же, как обычно, если используете гугл-аккаунт – то есть вводите свои WebID или логин, и пароль от Pod’а.
- Вы можете отследить, в какой момент и какие действия разные приложения совершали с вашими данными. Вы можете в любой момент закрыть предоставленный доступ. Вы можете перейти с одного приложения на другое, не потеряв ни одного файла, – чтобы попасть в базу Solid, приложение должно использовать универсальную разметку данных, которая сделает их доступными для всех остальных приложений в базе.
Последнее, самое интересное. Представьте, что вы много лет пользуетесь Dropbox’ом, и вдруг появляется Google Drive. Вы понимаете, что интерфейс там значительно удобнее, и просто подключаете его к уже собранному банку данных. Сейчас такое доступно только, например, при просмотре фильмов в разных плеерах. Вы не можете открыть Facebook в интерфейсе VK. Но если Интернет перейдет с платформ на протоколы – сможете.
Строго говоря, Интернет и основан на протоколах. Вы можете посмотреть одни и те же страницы с помощью разных браузеров, потому что все они используют протокол передачи данных http. Все эти данные связаны в децентрализованную сеть, потому что существуют гиперссылки. Но вспомним Instagram, там, например, ссылку на внешний сайт можно поставить только в описании профиля, а все пространство постов исключено из общей зоны Интернета. Точнее, в Интернете сослаться на посты можно, а в постах на Интернет нельзя – связь односторонняя. Переход на протоколы и децентрализация исключат такую возможность.
Если смотреть еще шире, разделение данных и приложений благодаря протоколам сделает возможной тонкую и многоуровневую настройку информационных лент и фильтрацию языков ненависти (вместо жизни в инфопузырях, или filter bubbles), создаст новые модели рекламного бизнеса (например, реклама в микросообществах вместо персонализированной, или торговля данными со стороны множества пользователей, а не компаний) и, возможно, даже укрепит и изменит криптовалюты. Обо всех этих последствиях можно прочитать в англоязычной статье Майка Мэсника, главреда сайта о политике технологий Techdirt, для серии о технологической поддержке свободы слова.
Notion, Medium и бухучет для агропромышленности. Какие приложения уже есть в базе Solid?
Полный список приложений представлен и обновляется на официальной странице. Список разделен на категории, в том числе:
- социальные медиа – клоны «Телеграма», книжек контактов и гугл-групп;
- блоги – в этой категории почему-то совмещены текстовые редакторы и приложения для создания списков задач;
- геолокация, фильмы, здоровье, управление проектами (активистскими на французском и агробизнесом на нескольких языках, но не на русском), игры (поиграть можно в шахматы и в гольф), рейтинг (оценивать можно пиво, аниме и достоверность твитов) и другие;
- и наконец, управление Pod’ом – это интерфейсы, например, Inox, для выгрузки данных из ячейки на компьютер, для связи данных между несколькими вашими ячейками и, главное, для контроля операций, которые другие приложения проводят над вашими данными.
Мне показались действительно удобными и многообещающими два приложения:
- Concept – клон набирающей популярность многопользовательской рабочей среды Notion;
- dokieli – клон удобного редактора мультимедийных статей Medium, который еще позволяет читателям вносить внутритекстовые цитаты и комментарии, – правда, в отличие от Medium’а, работать в dokieli с телефона абсолютно невыносимо.
Правда, пока Solid в русскоязычной среде пользуется мало кто, больше смысла не от многопользовательских сред, а от приложений вроде to do-листов, которыми можно пользоваться и в одного – например, Solid Focus.
Что дальше? В самом Solid и у конкурентов (или союзников)
Раз в месяц Solid устраивает англоязычные международные зум-конференции, на которых разработчики делятся опытом применения протокола. Вот список прошедших в последние полгода – их записи и конспекты доступны на официальном сайте:
- в ноябре говорили о переводе госплатформ типа «Госуслуг» на Solid – на примере правительства Фландрийского региона в Бельгии;
- в октябре – о применении Solid в здравоохранении;
- в сентябре – о сервисах персонализированных рекомендаций, о платформах для фрилансеров и вообще об «интероперабельности данных», то есть возможности перехода с одного приложения на другое;
- в августе участники команды рассказывали, в каком направлении движется Solid;
- в июле – о паспортах здоровья в ковид-эпоху с использованием Solid;
- в июне – о преподавании Solid студентам-программистам и об онлайн-магазинах на Solid.
На будущей декабрьской встрече обсудят интерфейсы и способы улучшить пользовательский опыт в работе с данными Solid.
Solid существует уже два года, но вы, скорее всего, не заметили, чтобы платформы вдруг резко упали в популярности и все стали переходить на децентрализованные хранилища. Больше похоже, что Интернет находится на этапе накопления критической массы недовольства сложившейся ситуацией и альтернативных инструментов.
Кроме Solid’а, существуют SAFE Network, InterPlanetary File System, – информационные и файловые сети, построенные в логике блокчейна, Blockstack – среда для разработки децентрализованных приложений. В 2020 году появился DFinity – проект по разработке «интернет-компьютера», то есть структуры, которая позволит запускать программы, например, Zoom, не на серверах компании Zoom, а на множестве пользовательских компьютеров, соединенных в сеть.
В конце концов, даже цифровые гиганты понимают, что существующая модель шатается. В 2017 году сами Google, Microsoft, Twitter и Facebook запустили Data Transfer Project – проект по разработке протоколов для быстрой выгрузки данных с одних серверов и передачи на другие. Предыдущие два десятилетия оказались постепенной, ускоряющейся централизацией сети – похоже, что примерно сейчас мы начинаем двигаться в обратную сторону.