За природные пожары в России отвечают разные государственные службы. Разобраться, куда пожаловаться на возгорание, может быть непросто. Намного легче иметь под рукой единую карту, которую можно в любой момент открыть, поставить отметку о пожаре и автоматически отправить запрос чиновникам. Именно такой сервис удалось создать команде некоммерческой организации «Гражданская инициатива против экопреступности».
Как запускалась программа «Ясный горизонт», которая помогает отслеживать пожары на открытых пространствах и автоматически сообщать о них в госорганы, исполнительный директор организации Дмитрий Шевченко рассказал журналисту Теплицы Екатерине Ульяновой.
О том, как еще технологии помогают вовлекать людей в решение климатических проблем, 4 сентября 2020 года будут рассказывать спикеры на онлайн-конференции «Сетевой сентябрь». Советуем присоединиться и послушать дискуссию.
Горящая страна
Ежегодно в России регистрируется от 9 до 35 тысяч случаев одних только лесных пожаров. Это только официальная статистика. А еще происходят травяные или тростниковые пожары в степях, которые крайне редко официально регистрируются. То есть реальная ситуация с природными пожарами намного хуже цифр Рослесхоза.
То, что Россия – одна из самых «горящих» стран мира, Дмитрий Шевченко понял еще в 2012 году, когда участвовал в проекте по защите водно-болотных угодий в дельте реки Кубани. Он видел огромные площади выгоревших плавней – пойм рек и озер с зарослями кустарников, где погибло все живое. И удивлялся, почему официальные службы не проводят расследования и не ищут людей, виноватых в случившемся.
«Если оперативное реагирование на ландшафтные пожары у нас худо-бедно налажено, то с последующими действиями, когда надо разбираться с причинами конкретных пожаров, искать виновных, взыскивать с них ущерб, – с этим большие проблемы».
Дмитрий Шевченко.
Он начал писать заявления и обращения в госорганы – буквально сотни писем. Исходную информацию брал с сайта «Космоснимки. Пожары». Затем отправлялся на публичную кадастровую карту, находил участок, на котором обнаружил термоточки, и указывал его в письмах.
Это занятие оказалось не очень эффективным. Блуждание по картам отнимало много времени. Выявлять пожары только по термоточкам тоже оказалось непросто: на карте не всегда точно отражается реальное место горения. Бывает, что точка «улетает» в сторону на несколько километров, а выезжать на каждый пожар, чтобы сфотографировать с земли, в одиночку невозможно.
Пожарная «РосЯма»
В конце 2018 года Дмитрий Шевченко понял, что отправку писем надо каким-то образом оптимизировать, в идеале автоматизировать. Еще желательно, чтобы писали обращения сотни или тысячи людей, а не один активист. И казалось, что задача эта невыполнимая.
«Но обсудив эту безумную идею с Андреем Филимоновым, технарем широкого профиля и экологом-общественником, который в ту пору основательно увлекся геоинформационными системами (ГИС) и их применением в природоохранной сфере, мы пришли к выводу, что моя идея не такая уж и безумная. И что реализовать ее можно на основе стандартных ГИС-инструментов», – вспоминает Дмитрий Шевченко.
Они приступили к первым экспериментам. За образец взяли сервис «РосЯма», пользователи которого могут пожаловаться на яму на дороге и потребовать убрать ее. Для этого надо загрузить фотографию и координаты дорожного дефекта, нарушающего ГОСТ. После сайт предлагает заполнить форму и отправить жалобу в ГИБДД.
В случае с пожарами задача оказалась сложнее. В отличие от однотипных и «статичных» нарушений (яма на дороге никуда не денется, как и сама дорога), пожары перемещаются, происходят в самых разных местах и на разных землях. Для начала надо было дать пользователю исчерпывающую информацию о месте, где обнаружен очаг возгорания.
Так в разрабатываемой системе постепенно появилась административно-территориальная информация по шести регионам юга России – команда «Гражданской инициативы против экологической преступности» находится в Краснодаре и тестировать сервис оказалось удобнее в месте его происхождения. Затем создатели добавили кадастровую информацию, и самое главное – границы практически всех особо охраняемых природных территорий (ООПТ).
Дальше разработали систему автоматической генерации и отправки обращений в органы власти. Пользователю достаточно просто найти и указать на карте место, где он обнаружил пожар или его последствия, указать свои контактные данные, загрузить фотографии и нажать на кнопку «Отправить».
Система сама определяет статус указанного земельного участка и в зависимости от набора исходных данных подбирает из базы необходимые текстовые шаблоны обращений, заполняет информацию от пользователя, вставляет его контактные данные и автоматически направляет жалобу на электронные адреса государственных органов и органов местного самоуправления от имени пользователя-заявителя. Остается только ждать реакции контролирующих органов.
Все обращения проходят постмодерацию. Пока в полуавтоматическом режиме. Заявки от пользователей попадают в таблицу. Модератор проверяет их на достоверность по нескольким критериям. Прошедшие модерацию письма отправляются в соответствующие органы. В дальнейшем создатели планируют сделать систему проверки автоматической. Пока нужно продумать, как защититься от фейковых сообщений.
Другой масштаб
Больше полугода ушло на подготовку шаблонов обращений. Пришлось изучить законодательство и запутанные полномочия разных органов. Чтобы разобраться, кто за что отвечает, рисовали схемы и составляли таблицы. На выходе получилось больше 35 папок с файлами-заготовками писем для каждого случая. Например, пользователь указал, что пожар происходит на землях сельхозназначения, причем участок входит в границы заказника регионального значения. Соответственно, программа выбирает папку с заготовками обращений, подходящих для данного конкретного случая, поскольку каждое ведомство и орган власти отрабатывает случай в рамках своих полномочий.
В итоге к августу 2019 года была запущена тестовая версия сервиса «Ясный горизонт», которая несколько месяцев работала в режиме «песочницы». Программа получала реальные сообщения о пожарах, но отправляла письма не в госорганы, а на тестовый адрес. Еще несколько месяцев ушло на устранение шероховатостей в шаблонах и на обеспечение стабильности работы всей системы.
В июне 2020 года команда сервиса переключила рассылку писем на реальные адреса, пользователи уже получили первые ответы. Сейчас сервис работает в полноценном режиме. Правда, пока только на территории шести субъектов Российской Федерации – Краснодарского края, Адыгеи, Калмыкии, Ростовской, Астраханской области, а также Ставропольского края.
Подключение каждого региона – это большая работа. Нужно сделать ГИС, выверить административно-территориальное деление, создать базу всех районов, поселений, муниципалитетов. Самое трудоемкое – нанести все природоохранные территории. «В некоторых регионах дела обстоят хорошо: данные оцифрованы, их можно скачать, свериться с кадастром. А где-то, например, в Кавказских республиках мы проводим почти детективное расследование, чтобы разобраться в границах ООПТ», – разъясняет Дмитрий Шевченко.
Ресурсы команды проекта пока крайне ограничены, поэтому подключить сразу много новых регионов к сервису пока невозможно. Но несмотря на это, в следующем году карта «Ясного горизонта» будет расширена. У специалистов сервиса несколько критериев отбора для регионов. Они должны быть интересны команде с природоохранной точки зрения.
«На карте термоточек каждую весну Калининградская область – это огненное пятно. Мы хотим посмотреть, как жалобы повлияют на ситуацию. Ведь если кусочек России посреди Европы горит, а соседние страны не горят, проблема в системе управления».
Дмитрий Шевченко.
Интересны команде наиболее горящие регионы, такие как Бурятия. И регионы с высокой гражданской активностью, откуда поступают отклики и просьбы присоединиться от активистов.
Также в будущем специалисты «Ясного горизонта» хотят заниматься еще и аналитикой. Дмитрий Шевченко с коллегами планируют посмотреть, земли каких категорий горят чаще всего, в каких поселениях возникает больше очагов возгорания. Сейчас они уже начали готовить первые рейтинги, но пока вручную. Позже аналитика станет одной из автоматических функций карты. Пользователи смогут сами посмотреть и визуализировать статистику по термоточкам.
«Еще мы хотим посмотреть как ежегодно выгорают особо охраняемые территории. Это повод обратить внимание чиновников и жителей, что горят не только окрестности населенных пунктов. В буквальном смысле уничтожаются ценные природные территории – гибнут растения и животные», – делится Дмитрий Шевченко.