Геолокационная игра с элементами дополненной реальности Canvas City должна погрузить игроков в недалекое будущее, где цифровизация проникла во все сферы жизни. Корреспондентка Гете-Института Анна Лалетина поговорила с одним из создателей игры, педагогом Робертом Алишем, перед его выступлением на конференции «Сетевой сентябрь», которое пройдет 4 сентября, в 12:30.
Трейлер игры Canvas City выглядит, как кадры из антиутопии: дым, большая фабрика, люди в униформе за монотонной работой, безэмоциональный голос начитывает текст за кадром.
«Выглядит немного угрожающе, согласен, – говорит Алиш. – Но мы и показываем не на сто процентов позитивный сценарий будущего. Мы хотим выявить проблемы цифровизации с характерными для нее алгоритмами, процессами принятия решений, электронными помощниками. Все позитивные стороны цифровизации молодые люди уже и так понимают и используют, но они не всегда знают, что за этим стоит. Так, они пользуются каким-либо сервисом бесплатно, но не думают о том, что на самом деле платят за него своими данными».
По сюжету, игроки живут в недалеком будущем, где большая часть процессов, от городского управления до работы общественного транспорта, контролируется искусственным интеллектом (ИИ) под названием Cortex. Он эффективен и постоянно оптимизируется, изготовляя для этого все новую технику и программы. Игрокам сообщается, что они работают на фабрике, где происходят эти процессы оптимизации. И хотя ИИ уже очень мощный, ему пока еще доступны не все источники информации, поэтому игроков, как наиболее отличившихся работников фабрики, отправляют в город. Их миссия – найти и передать ИИ недостающие ему источники информации.
Геймплей игры схож с геймплеем Pokémon Go. Участники передвигаются в реальном мире, и при этом их перемещения отображаются на игровой карте на экране планшета. Так же, как и в Pokémon Go, играющие видят на экране элементы управления игрой, информацию о себе и артефакты. Артефакты в данном случае не реальные предметы, а тексты, изображения и видео, которые видно только на экране. Это и есть данные, которые нужны ИИ и которые игроки должны собрать.
Игра предполагает соревновательность на разных уровнях. Сначала играют в одиночку, но потом игра подталкивает к созданию команд, которые противостоят друг другу. В одном из вариантов сценария, который Алиш называет идеальным, в конце все игроки объединяются. Против чего-то? «В конце концов речь идет о… решении, – Алиш осторожно подбирает слова. – Этот большой ИИ слишком сильный и нужно что-то предпринять. Типичный слегка антиутопический сценарий. Я не хочу предвосхищать конец игры, потому что тогда уже не нужно будет играть, но, в конце концов, нужно принять серьезное решение о том, как жить дальше, каким будет ИИ. Смогут ли игроки, или у них не получится?»
Продолжительность игры – 2-4 часа. За ней следует обсуждение, причем создатели исходят из того, что обсуждать будут не только события игры, но и реалии жизни, о которых Canvas City заставляет задуматься. Например, тот факт, что системы ИИ, обучаясь на данных пользователей, «впитывают» в себя расизм и сексизм общества и все присущие этим явлениям предрассудки.
Послеигровые воркшопы – важнейшая часть процесса, подчеркивает Алиш. Их не обязательно проводить в день игры, а сам игровой процесс можно сделать короче или длиннее – в зависимости от тех, кто играет и какие у них запросы. Создатели, конечно, рассчитывают на то, что их игрой заинтересуются школы (ее можно сделать частью уроков информатики или этики или играть во внеурочное время), но также они хотели бы, чтобы в Canvas City играли взрослые: в первую очередь учителя и сотрудники молодежных организаций.
«Canvas City построена так, что во время игры участники не должны воспринимать ее как ‘образовательную игру’. Они не должны думать: сейчас мы получаем знания. Это в первую очередь увлекательная история», – говорит Алиш. Образовательный элемент становится главным после игры. Получилось ли это именно так, как задумано, пока не ясно, – в Canvas City играли слишком мало человек и только в рамках тестирования. Запуск игры был запланирован на лето 2020 года, но коронавирус спутал планы.
Пока что Canvas City доступна только на немецком языке, но в планах перевести ее на английский. В первое время Canvas City будет платной услугой берлинского агентства mediale pfade, то есть ее нельзя будет просто скачать и запустить в любом месте. Сотрудники агентства подготовят игру, адаптировав ее под конкретное пространство, а также предоставят технику и материалы для воркшопов, которые тоже можно менять под разные группы людей.
В планах, однако, сделать Canvas City открытым образовательным ресурсом, что означает возможность ее бесплатного использования.
Можно ли Canvas City просто взять и перенести в российские реалии? «Не знаю, настолько ли высок интерес к теме открытых данных в России, как в Германии, и каковы там особенности сбора данных. Думаю, что, в принципе, игру можно перенести куда угодно, но нужно будет адаптировать послеигровые воркшопы», – говорит Алиш.
«В конце концов, наша цель – развивать критическое мышление. Чтобы молодые люди критически относились к сбору данных со стороны, например, крупных компаний и не просто соглашались на все, что им предлагают. Чтобы задавали вопросы, узнавали принцип сбора и хранения данных и, возможно, что-то меняли. Например, существуют данные, которые собираются при помощи денег налогоплательщиков, но оказываются недоступными общественности. Мне кажется, это все очень важные темы, но слишком мало людей занимаются ими. Мы хотим это изменить», -– заключил Алиш.
На «Сетевом сентябре» Роберт Алиш проведет онлайн-лекцию про обучение на компьютерных играх, как раз на основе игры Canvas City. Посмотреть эфир можно будет на главной странице сайта Теплицы.