Часто людям стыдно просить о помощи. Неловко получать продуктовые наборы и фотографироваться с ними для отчетности. Команда благотворительной организации Alexandra Rose Charity уже более ста лет помогает жителям Лондона с низким уровнем дохода. Одна из популярных программ организации – «Овощи и фрукты». Команда сотрудничает с детскими центрами, которые формируют списки нуждающихся семей и раздают им купоны на приобретение свежих овощей и фруктов.
О том, как технологии помогают командам некоммерческих проектов решать социальные проблемы, 4 сентября 2020 года будут рассказывать спикеры на онлайн-конференции «Сетевой сентябрь». Регистрируйтесь, чтобы вдохновиться опытом коллег.
Купон выдают из расчета 3 фунта на каждого ребенка в неделю. Или 6 фунтов стерлингов, если ребенку меньше года или для беременной женщины. Купоны принимают на местных рынках, тем самым поддерживая развитие местного бизнеса. На таких рынках торгуют местные фермеры, у них всегда свежие фрукты и овощи, а цены ниже, чем в супермаркетах.
С 2014 года купоны Alexandra Rose получили более трех тысяч семей. Они приобрели свежие фрукты и овощи у местных фермеров почти на 600 тысяч фунтов.
Согласно отчетам о социальном воздействии организации, благодаря проекту:
- семьи потребляют больше свежих овощей и фруктов как в объемах, так и в разнообразии;
- семьи начинают чаще готовить самостоятельно;
- регулярное получение купонов – финансовое подспорье для семей. Те деньги, которые раньше семья тратила на овощи и фрукты, можно потратить на другое. А бывает и такая неделя, когда семья может рассчитывать только на купон;
- улучшается состояние здоровья – более здоровые пищевые привычки, ниже уровень ожирения, меньше дефицита минералов и витаминов, замена вредных перекусов;
- меняется покупательское поведение – семьи чаще приобретают свежие и более дешевые продукты на местных рынках;
- укрепляются связи семей с детскими центрами.
Особое внимание в проекте уделяется вопросам уважения и достоинства благополучателей. Семьи самостоятельно выбирают те продукты, которые им нужны, исходя из собственных вкусов и предпочтений.
У поставщиков-партнеров на местных рынках обязательно есть вывески о приеме купонов к оплате. Как отмечает один из поставщиков: «Когда я вижу, что у покупателей есть купон, я смотрю им в глаза, широко улыбаюсь и говорю: «Пожалуйста-пожалуйста, нам нужны купоны. Что бы вы хотели?». Иногда людям стыдно их использовать, когда у других покупателей наличные, поэтому они ждут, пока те уйдут. Я хочу, чтобы они знали, что для меня купоны – это отлично, они ничем не отличаются от наличных. Я показываю на плакат про прием купонов и говорю, что мы с радостью их берем». Нередко местные продавцы дают детям дополнительно фрукты бесплатно.
Уроки пандемии: переход в цифру
В условиях пандемии потребность в проекте «Овощи и фрукты» резко возросла. Увеличилось количество бедных семей, нуждающихся в продуктах питания. Когда вся семья находится на самоизоляции, нужно больше еды. Овощи и фрукты – это те продукты, которые бедные семьи часто исключают из своего рациона. С закрытием школ и садов многие дети лишаются единственного приема здоровой еды в течение дня. Продуктовые наборы, которые распределяют среди нуждающихся, часто состоят из продуктов длительного хранения. Скоропортящиеся овощи и фрукты в наборах либо отсутствуют, либо представлены в консервированном виде.
Как никогда ранее, Alexandra Rose было важно располагать простой и понятной системой, собирающей необходимые данные по проекту. Открыт или закрыт каждый из местных рынков? Все ли поставщики овощей и фруктов продолжают работу? Сколько уже выдано купонов? Есть ли у детских центров достаточное количество для оптовой раздачи купонов на несколько недель вперед?
В новых условиях Alexandra Rose активизировала ранее запущенные процессы цифровизации. Стали переходить на цифровые купоны, оперативно доработали веб-приложение, с интеграцией всех участников проекта.
- Детские центры регистрируют новые семьи и выданные купоны.
- Поставщики возмещают расходы – вносят номера использованных купонов и запрашивают оплату.
- Через административный модуль сотрудники организации управляют всеми процессами, связанными с взаимодействием партнеров и распределением купонов.
С помощью технологии команда лучше понимает потребности пользователей и партнеров, оперативно получает более качественные данные, привлекает новых доноров и партнеров, масштабируя проект.
Российские инициативы
По данным Росстата, в 2018 году 16% домохозяйств с детьми не имели возможности употреблять фрукты в любое время года. В первом квартале 2020 года за чертой бедности проживали 18,6 млн граждан (Росстат) – это 12,6% населения России. К середине июня число официально зарегистрированных безработных в России выросло до 2,4 миллиона человек. Согласно данным Банка России, в июле 32% россиян приходилось тратить свои сбережения, четверть из них израсходовали всю «подушку безопасности». В итоге, доля россиян без сбережений достигла 46%; только у 22-25% есть сбережения, которых может хватить на три месяца с момента потери дохода.
С началом пандемии производители и поставщики продовольственных товаров призвали власти вернуться к системе продуктовых карточек для наименее обеспеченных граждан. Они предложили ежемесячно выдавать малоимущим карточки на 10 тыс. рублей.
Кредитное рейтинговое агентство НКР призвало российские власти посмотреть на китайский опыт «цифровых срочных ваучеров» на покупку товаров первой необходимости. По мнению авторов, помимо поддержки населения, это станет также поддержкой отдельных секторов экономики.
Власти Москвы еще до пандемии выдавали нуждающимся продуктовые сертификаты. В условиях самоизоляции новые пользователи стали получать услугу дистанционно – после проверки документов на социальную карту москвича начисляют баллы; и семьи самостоятельно делают заказ необходимых продуктов. Сложности возникали в период, когда МФЦ не работали, социальную карту было невозможно оформить.
Если нет компьютера – помогаем по телефону
В условиях пандемии продуктовая помощь выражалась в раздаче продуктовых наборов. При этом некоторые команды НКО предлагали благополучателям самим заказывать в интернет-магазине именно те продукты, которые нужны конкретной семье. Так поступала команда центра программ профилактики и социальной реабилитации «Школа жизни».
Другая инициатива – команда центра социальных инициатив «Русский дом», которая помогают людям с психическими расстройствами. Продуктовые наборы формируют сами благополучатели из каталога партнера организации – сети «МЕТРО». Аналогичным образом была организована продуктовая помощь в условиях пандемии. Всех подопечных ребят, у кого была возможность выйти в Интернет, учили самостоятельно работать с интернет-магазином.
«На первом этапе мы учили ребят пользоваться личным кабинетом. А когда они уже научились, мы только отвечали на вопросы по телефону и подключались только на этапе оплаты со счета «Русского дома». Ребята, у которых нет компьютеров, формировали свою продуктовую корзину по телефону с сотрудницей.
Татьяна Сафьянникова, руководительница «Русского дома».
По словам Татьяны Сафьянниковой, такая модель самостоятельной работы включает много реабилитационных аспектов. Это не только новые компьютерные навыки, но и работа с бюджетом и планированием расходов, умение уложиться в нужную сумму, работа с приоритетами («выбрать 30 батончиков «Баунти» или что-то более нужное и важное?»). Это и коммуникация внутри семьи – совместное обсуждение, что необходимо купить. Это также «работа с волевым компонентом, преодолением страха взяться за такую большую задачу, выполнить ее до конца, получить результат», – отмечают в организации.
«Да, долго, да, очень нагрузочно для сотрудников. И что? Это наша работа. Для меня благотворительность в первую очередь о сохранении достоинства тех людей, которым помогаем, а потом уже про то, чтобы накормить. Иначе наша помощь может стать еще одной каплей униженности того человека, которому мы хотим помочь».
Татьяна Сафьянникова, руководительница «Русского дома».
А какие российские примеры известны вам?