Нырнуть в краудфандинг: опыт первого эксперта на карте крауд-продюсеров Planeta.ru

Дмитрий Князев страхует Дмитрия Павленко, первого в России сертифицированного дайвера с ампутацией рук и ног, во время установления им мирового рекорда глубины самостоятельного погружения. Фото предоставлено Planeta.ru.

Дмитрий Князев, дипломированный инструктор по дайвингу для людей с инвалидностью, о том, зачем нужен краудфандинг.

На Planeta.ru запущена образовательная программа «Основы крауд-продюсирования». Ее слушатели, подтвердившие свой опыт как минимум двумя успешными краудфандинговыми проектами, смогут попасть на карту крауд-продюсеров. Спустя всего неделю после запуска на карте появился уже первый «внешний» специалист – Дмитрий Князев, дипломированный инструктор по дайвингу для людей с инвалидностью, автор и ментор 10 крауд-проектов с общей суммой сбора более 1,3 миллиона рублей. Мы пообщались с Дмитрием о том, как и зачем нырять в краудфандинг.

– Дмитрий, когда вы узнали о краудфандинге, и почему он вас заинтересовал?

– В 2015 году я начал проект OpenWaterChallenge. Его цель – создание мотивирующих историй о том, как люди с инвалидностью расширяют границы своих возможностей. По моей задумке, с помощью дайвинга. Это мне близко, потому что я инструктор по дайвингу и работаю только с драйверами с инвалидностью. Поскольку я начал проект в Египте (и 4 года реализовывал его там), надо было решить проблему финансирования дороги до Хургады и проживания участников проекта. И тогда я обратил внимание на краудфандинг.

Дмитрий Князев, дипломированный инструктор по дайвингу для людей с инвалидностью, автор и ментор 10 крауд-проектов. Фото предоставлено Planeta.ru.

Я «перелопатил» все крауд-площадки в поисках примеров того, как финансируются проекты, связанные с дайвингом. Собралось около 70 проектов по всему миру. Мне бросилось в глаза, что эти проекты явно бьются на несколько категорий, в зависимости от позиции автора. Чтобы мое «открытие» не пропало, я описал свои наблюдения в статье «Деньги на воздух». Когда я собирал материалы для своей статьи, в одной заметке о краудфандинге увидел вопрос, на который среагировал, – «А вы когда-нибудь поддерживали какую-либо крауд-кампанию или сами проводили ее?». И я решил протестировать технологию.

Мой выбор пал на Planeta.ru, поскольку тематика и имидж площадки наиболее близко соответствовал моим целям. Я изначально планировал, что участники OpenWaterChallenge будут сами собирать средства для себя (фактически это был один из этапов проекта, один из подвигов или челленджей, который они должны были совершить). Мою роль я видел как ментора, наставника, помощника в реализации краудфандинговой кампании. Но прежде чем предлагать людям этот путь, я должен был проверить его на себе.

– И вы запустили свой собственный проект?

– Да. Это было весной 2015 года. Я подбирал отели для проживания героев OpenWaterChallenge и дайвинг-центры, в которых мы будем проводить обучение и нырять. Решил сделать в формате тестирования доступности отелей и оценки готовности дайвинг-центров к работе с гостями на коляске. Я купил коляску, нанял видеооператора и пошел по отелям. Проверить работу «Планеты» и технологию краудфандинга я решил на сборе средств для оплаты работы видеооператора (проект Wheelchair scuba ride). После успешной крауд-кампании и реализации Wheelchair scuba ride (все видео были сняты и опубликованы) был опыт, опираясь на который, я мог предлагать участникам OpenWaterChallenge проводить крауд-кампанию, в случае если средств на дорогу в Египет и проживание у них не было.

Проект OpenWaterChallenge помогает людям с инвалидностью расширять границы своих возможностей с помощью дайвинга. Фото предоставлено Planeta.ru.

– То есть вы стали ментором для своих авторов?

– Ментором или крауд-продюсером (улыбается). Проект OpenWaterChallenge – некоммерческий, волонтерский. Чтобы избежать даже тени подозрения, что кто-то может извлечь выгоду от проекта с участием людей с инвалидностью, я исключил какой-либо контакт с деньгами, которые участники проекта собирали для своих расходов. Они сами привлекали некоммерческие организации, которым доверяли, чтобы те выступали в качестве контрагента проекта. Именно эти доверенные организации получали собранные деньги от «Планеты» и передавали их героям проекта напрямую.

Но эта схема имела и свои недостатки. Поскольку не я был «лицом проекта» и так как я был вынужден двигать проект чужими руками, я сильно зависел от того, насколько «чужие руки» хотели двигаться. Я дважды столкнулся с тем, что герои проекта ничего не делали в плане продвижения, несмотря на мои усилия сдвинуть их с места, игнорировали все мои наставления, срывали планы действий. В обоих случаях созданная мною «интрига», история проектов сработала – эти крауд-кампании быстро набрали 20% от целевой суммы, но потом намертво встали. Благодаря этому опыту я пересмотрел свое отношение к взаимодействию с тем, для кого проводился сбор средств, и организовывал крауд-кампанию, если видел, что герой проекта действительно готов работать. Надо сказать, что далеко не для всех проектов OpenWaterChallenge проводились крауд-кампании. Только для 20% – мы не просили у людей помощи, если справлялись сами. Это еще один из принципов организации OpenWaterChallenge – обращайся за помощью тогда, когда она действительно нужна.

– Мы выделяем четыре основных преимущества краудфандинга: финансирование, пиар, проверка идеи на прочность и предзаказ. Но я слышала, что вы в работе со своими авторами выделяете еще одно важное преимущество – заявить о себе. Почему это так важно для ваших авторов?

– Это очень крутая штука.  Представьте, человек лишился здоровья. Как? Очень легко: упал с мотоцикла или с лестницы на даче, сбила машина, нырнул с пирса, саркома, нейроинфекция, «проснулось» генетическое заболевание… Увы, подобное может произойти с каждым из нас. Он лишился возможности жить прежней жизнью. Со временем друзья перестали к нему ходить. Круг мест посещений стал узок. Общение в основном дистанционное. В жизни стало много Интернета и телевидения и мало живого общения. Совсем не появляются новые знакомые. Мир сворачивается.

И вдруг он становится участником проекта, в котором он должен совершить невозможное для себя. Почти что полететь в космос: он должен стать дайвером и нырять в открытом море. А для этого ему предстоит курс обучения. Чтобы это получилось, ему нужны деньги (которых у него нет) на то, чтобы добраться до моря – места обучения и совершения самого подвига. Это значит, что ему нужно выйти на свет из своего мрака, где он пребывал, и обратиться к людям, которые его совсем не знают.

Рассказать им о своей мечте. О том, что хочет помочь таким, как он, своим примером. Эта миссия укрепляет его решимость и не дает возможности отступить назад. Попросить их помочь ему создать историю преодоления, в которой героем, первопроходцем, испытателем будет он сам. Вот так вот, перед всеми выступить, раскрыться. Это очень страшно. Но это только вначале.

Дмитрий Князев уверен, что без первоначального понимания, для кого автор делает проект, ничего не получится. Фото предоставлено Planeta.ru.

И когда герой проекта проходит весь путь, всего достигает, а главное, он получает поддержку от незнакомых людей: оказывается, что он им интересен. Оказывается, что его слушают и его идеи разделяют. Это сильный стимул. Я рад, что краудфандинг дал такую мощную возможность получить поддержку от общества тем, кто в ней нуждается. И это не вялые выцветшие дежурные «лайки», а весомые аргументы в виде трудовых рублей. Я очень рад за героев проекта OpenWaterChallenge и горжусь дружбой с ними.

– Что в краудфандинге самое сложное, а что самое приятное?

– Самое сложное – выстроить образ аудитории проекта. И потом эту аудиторию найти. Без первоначального понимания, для кого автор делает проект, ничего не получится. Самое приятное – когда люди поддерживают проект и благодарят за то, что мы делаем. В 2018 году мы делали с Дмитрием Павленко, первым в России сертифицированным дайвером с ампутацией рук и ног, проект «Штурм глубины». Дмитрий тогда установил международный рекорд, погрузившись на 40 метров в открытое море. Этого рекорда помогли достичь 265 человек, поддержавших проект на «Планете». На странице самого проекта масса поддерживающих комментариев, о рекорде потом написали многие СМИ. Герой проекта получил много поддержки, а вместе с ним смогли поверить в свои силы и другие люди. Такие истории ломают стереотипы об инвалидности и мотивируют людей к активной жизни. Это очень приятно и важно.

– Вы запустили «Мастерскую краудфандинговых проектов», где разбираете опыт разных проектов. Что подвигло вас на запуск такой мастерской?

– Много примеров того, как надо делать. Люди следуют этим инструкциям и убеждены, что все сделали, как учили. Но у них получается все совсем не так, а они этого не видят. Я решил показать другую сторону: то, как делать не надо. Я показываю взгляд на проект со стороны наблюдателя, читателя. Его, читателя, возможную оценку, впечатление.

– В числе первых вы прошли обучение по новой программе для крауд-продюсеров. Чем для вас привлекательна эта профессия?

– Я чувствую «провалы» своих компетенций и ищу возможность (знания, практики, примеры) их устранения. Пока я не рассматриваю для себя это как полноценную профессию. Но мне интересно делать проекты.

Дмитрий Князев стал первым «внешним» специалистом на карте крауд-продюсеров. Скриншот предоставлен Planeta.ru.

– Что понравилось, а чего не хватило в программе обучения?

– Программа для тех, кто определяет себя как крауд-продюсер, не новичок. Поэтому для меня ненужными оказались модули, которые раскатывают основы, терминологию. Они уместны для тех, кто запускает только свой первый проект. В этом смысле, кстати, и «Практическое пособие по краудфандингу» дает только азы.

В то же время наоборот очень порадовали модули для «профессионалов» – бухгалтерские и юридические аспекты (хотя помогли бы шаблоны документов), а также детали, которые может оценить именно тот, у кого уже есть «набитые шишки»: региональные и нишевые особенности; сторителлинг и копирайтинг – причем не в общем, а именно в их применении к краудфандингу; опыт и взгляд авторов серийных проектов. Ну и, конечно, у «Планеты» отличная техника реализации – звук, картинка, речь.

В целом, мне показалось, что пока по большей части программа подходит для тех, кто делает проект для себя. Хотя в мастер-классах Натальи Андреевой и Дмитрия Мироманова были интересности как раз для тех, кто делает проекты на заказ.

– Спасибо за честную обратную связь! Мы обязательно будем снимать и новые программы. Эта стала первой, поэтому в ней действительно есть базовые вещи. Ну, и не у всех слушателей, как у вас, за плечами опыт 10 проектов. В будущих курсах и мастер-классах мы тоже планируем привлекать сторонних экспертов. Если пофантазировать – какие занятия вы могли бы провести как преподаватель? И какими блоками вообще советуете дополнить будущие программы?

– Может быть интересным отраслевой аспект: законы краудфандинга для кино, для событийного проекта, для благотворительности. А я буду рад продолжать тему ошибок. Сейчас готовлю материал ошибок в видео и в фото крауд-кампаний. Надо пробудить в авторах способность видеть ошибки. Готов в этом предложить свои услуги.

Напомним, что Planeta.ru запустила видеолекторий по краудфандингу и обучающую программу «Основы крауд-продюсирования». Почти все занятия и мастер-классы доступны бесплатно здесь. Но авторы, прошедшие занятия всей программы, справившиеся с финальным тестированием и подтвердившие свои навыки опытом как минимум двух успешных проектов, смогут, как и Дмитрий Князев, попасть на карту крауд-продюсеров.

Еще по теме

Будьте с нами на связи, независимо от алгоритмов

Telegram-канал E-mail рассылка RSS-рассылка
Как победить алгоритмы: прочитай инструкции, как настроить приоритетный показ материалов в социальных сетях и подключить RSS-ленту.