Как сторожить стражей: от открытых данных к гражданским технологиям

Карта недвижимости российских должностных лиц за рубежом, подготовленная в декабре 2019 года проектом Декларатор.

Исследователь технологий Дмитрий Муравьев о civic tech в Росиии

Под civic tech или гражданскими технологиями часто понимают низовые проекты, направленные на поддержку местного сообщества. Но это также могут быть проекты большего масштаба, которые пытаются сделать общественные институты более прозрачными и подотчетными. Они важны для журналистов-расследователей, активистов, исследователей и заинтересованных граждан, борющихся с несправедливостью. В статье я хочу попробовать понять, как устроены «Декларатор» и «Открытые НКО», а также посмотреть на них в контексте гражданских технологий и открытых данных в России.

Без постоянного наблюдения за государством и общественными организациями многие коммерческие и некоммерческие проекты просто не будут возможны. С достижением открытости действительно много проблем: проект «Открытая полиция», собирающий данные о правоохранительных органах, сталкивается с проблемами их получения от МВД. Но есть и успешные кейсы.

Примеры в России таких проектов – «Декларатор», созданный командой «Трансперенси Интернешнл – Россия» для систематизации информации о доходах и собственности государственных служащих, и «Открытые НКО» – проект, собирающий на едином портале данные о российских некоммерческих организациях.

Оба этих проекта созданы командами крупных НКО, а не низовыми усилиями, но они могут пониматься как гражданские технологии, так как связаны с двумя близкими идеями:

  • решения социально значимых проблем при помощи технологий и данных;
  • движение в сторону большей прозрачности и подотчетности общественных институтов. 

Декларатор

https://youtu.be/-ZKrU8VC-Q0?list=PLWKblwPgOg7IPfk6LG7BKo_Pr8B7TBVht
Авторы проекта сделали понятное видео о том, как полностью использовать возможности сайта.

С помощью инструментария «Декларатора» можно найти данные о конкретных людях и органах власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Главная цель «Декларатора» – создание «простого и эффективного инструмента для журналистов и активистов, занимающихся общественным контролем». Это единственный такой ресурс в России, собирающий вместе разрозненную информацию о доходах и собственности чиновников. На сегодня это одна из самых полных баз данных о декларациях государственных служащих.

Более того, проект постоянно развивается и пытается наметить пути своего возможного улучшения. Так, в марте 2019 года было опубликовано исследование о пользовательском опыте работы с «Декларатором». Среди прочего оно показало, что пользователей интересует возможность построения социального графа, то есть визуализации семейных или других связей чиновников.

В «Деклараторе» можно участвовать разными способами:

  • расшифровывать данные;
  • писать парсеры;
  • анализировать, искать и добавлять декларации;
  • писать жалобы и запросы.

На основе данных команда запускает собственные проекты. В декабре 2019 года они выпустили карту недвижимости российских лиц за рубежом, о которой писали, например, на Snob. «Декларатор» также участвует в хакатонах, где пользователи визуализируют и анализируют собранные данные, придумывают новые функции. В августе 2019 года они также запустили партнерство с проектом «Диссернет». 

«Декларатор» – пример проекта, полезного для журналистов и активистов, который к тому же постоянно работает над обратной связью и тем, чтобы стать еще полезнее для своей аудитории. Авторы проекта пытаются думают о том, где его данные еще могут быть применимы, и мобилизуют возможности проекта на хакатонах. 

Открытые НКО 

Главная страница сайта «Открытые НКО»

«Открытые НКО» собирают данные о финансировании некоммерческих организаций, их руководителях и деятельности. Созданный в 2017 году при поддержке автономной некоммерческой организации «Инфокультура» и «Комитета гражданских инициатив», ресурс объединяет несколько разрозненных баз данных. В них можно искать, фильтровать и анализировать информацию о российских НКО. На февраль 2020 года в их базе находится более 700 тысяч организаций. 

Для аналитических целей данные уже разбиты по категориям. Можно посмотреть, к примеру, визуализацию «Топ-50 крупнейших учредителей НКО».

Скриншот с сайта «Открытые НКО»

Открытые данные важны для гражданского общества, потому что они дают инструменты для активистов и журналистов, которые пытаются сделать государство и НКО более прозрачными и подотчетными. Идеология прозрачности и подотчетности традиционно связывается с открытыми данными, само наличие которых в публичном поле способно стать началом социальных изменений. Для «Инфокультуры» – это одно из центральных направлений деятельности. Так, в 2019-м они выпустили отчет, посвященный открытости госструктур.

Оба проекта – примеры работы с открытыми данными. Однако как открытые данные могут получить продолжение в виде гражданских технологий? Данных самих по себе недостаточно для того, чтобы создать эффективное решение социальной проблемы. Чтобы разобраться с этим, я предлагаю посмотреть, как социальные исследователи осмысляют появление гражданских приложений в России. 

Гражданские технологии – ответ на кризис традиционных общественных институтов

Чтобы понять, как появляются и что представляют собой гражданские технологии в России, я предлагаю обратиться к тексту исследовательницы Ксении Ермошиной в сборнике From Russia with Code. Для «Теплицы» Ермошина писала о французском веб-приложении, позволяющем сообщать о этнически или расово мотивированном политическом преследовании.  

На примере исследований ряда российских проектов в сфере гражданских технологий Ксения показывает, что гражданские приложения рождаются из ощущения некоторой «проблемы», которую не могут решить традиционные институты (например, полиция или муниципальные службы). 

«Я наблюдала за командами гражданских хакеров, когда они строили и тестировали приложения для мониторинга выборов, борьбы с коррупцией, рассылали оповещения о протекающих крышах, сломанных фонарях, выбоинах и так далее. Но что у всех этих проектов общего, помимо того, что все они являются приложением? Когда я изучила истоки этих проектов (прототипы, идеи, черновики, дискуссии), то обнаружила поразительные сходства – сходства в испытанном опыте, но не структуры. Все они начались с опыта «проблемы» (trouble)».

Источник: Ermoshina K. For Code and Country: Civic Hackers in Contemporary Russia. Перевод Д. Муравьёва.

Затем это ощущение социальной несправедливости необходимо «перевести» в гражданскую технологию, а это не всегда просто. Допустим у вас есть социально значимая проблема, но из нее никогда автоматически не следует конкретное техническое решение. Ермошина пытается показать ту сложность, которая связана с этим процессом. С ее точки зрения создание гражданских приложений – это результат взаимодействия между специалистами из разных областей – юриспруденции, программирования, дизайна, – которые совместно делают проекты, способные стать эффективной формой гражданского вовлечения в общественные проблемы. 

Ксения Ермошина также пишет о том, каким образом схожие проекты существуют в России. Чаще всего они выполняются как побочные основной работе проекты, но в случае успеха могут быть поддержаны другими организациями. С поддержкой проектов в сфере гражданских технологий непросто везде, и до сих пор не существует единой институционально устоявшейся модели. Американский опыт поддержки гражданских технологий мы обсуждали в интервью с исследователем Эндрю Шроком.

Как сторожить стражей?

Получается, выложенные в свободный доступ данные, даже соответствующие стандарту открытости, неспособны что-то изменить? Данные сами по себе – скорее исключительно техническое решение? Для того чтобы собрать решения социальных изменений, необходим человек – журналист, активист, исследователь или кто-то еще, обладающий навыками, мотивацией, ресурсами для того, чтобы воспользоваться этими данными. Открытые данные нуждаются в людях, способных и желающих ими воспользоваться. Другой вопрос – что необходимо сделать, чтобы таких людей стало больше.

И как мы понимаем из исследований, проблема и разные возможности ее решения не всегда линейно ведут к одному-единственному технологическому воплощению. Ведь и сами проблемы разные проекты видят неодинаково: для «Декларатора» важны прозрачность и подотчетность государства, а для «Открытых НКО» – некоммерческих организаций. Из этого вытекают разные технологические решения, к которым другие люди обращаются по разным причинам. И это же значит, что потенциально проекты гражданских технологий могут быть совершенно другими, потенциал для экспериментирования всегда есть.

Тем не менее civic tech – не исключительно история о том, как гражданское общество собирает и открывает данные, чтобы постоянно ставить действия государства под сомнение. Последнему они также нужны для борьбы с коррупцией, принятия обоснованных решений, оценки эффективности выполняемой государственной политики, формирования доверия, хотя на практике эти идеи часто и не находят своего отражения. Я уверен, что о гражданских технологиях и открытых данных стоит думать как о совместном предмете заботы общества и государства. 

Еще по теме:

Будьте с нами на связи, независимо от алгоритмов

Telegram-канал E-mail рассылка RSS-рассылка
Как победить алгоритмы: прочитай инструкции, как настроить приоритетный показ материалов в социальных сетях и подключить RSS-ленту.