Пока в России нельзя поступить в университет и через несколько лет получить диплом менеджера НКО. Но уже стали появляться профильные программы переподготовки. Будут ли в вузах обучать профессиональных филантропов в будущем и зачем сотрудникам фондов нужно дополнительное образование, Софья Черногорцева, руководитель Московской школы профессиональной филантропии, рассказала журналисту Теплицы Екатерине Ульяновой.
Ответ на запрос индустрии
Софья Черногорцева считает, что раньше в фондах в основном работали люди, которые сами столкнулись с какими-то социальными проблемами и решили менять ситуацию. НКО были небольшими, все задачи выполняли два-три сотрудника. Несмотря на то, что это были хорошие начинания, они не имели ничего общего с профессиональной филантропией. Но постепенно индустрия начала меняться.
Фонды стали заниматься системными задачами, а не только закрывать разовые адресные сборы. Они начали сотрудничать с государством и бизнесом. Штаты НКО росли, и не всегда нужны были люди, которые просто хотят работать в благотворительности по зову сердца. В итоге возник провал. Появился запрос на специалистов, которые смогут действовать стратегически и грамотно выстраивать все процессы. Если человек приходил в некоммерческую сферу из бизнеса, ему часто было довольно сложно переложить свои навыки на особенности сектора. А энтузиастам просто не хватало знаний для профессиональной работы.
«Этот провал мы и пытаемся заполнить. Сейчас наша мини MBA программа работает на базе Высшей школы экономики. Это дополнительное образование. Мы даем знания в рамках модулей, чтобы наши выпускники учились мыслить глобально и действовать стратегически. Дальше мы планируем запустить программу для магистратуры». Софья Черногорцева
Разные форматы для студентов
Все люди воспринимают информацию по-разному. Кому-то достаточно послушать теорию, чтобы понять, как работает тот или иной инструмент. Другим ученикам нужен подробный разбор кейса от специалиста-практика. Чтобы каждый слушатель получил как можно больше знаний, организаторы Школы придумали разные форматы обучения.
- Теоретические занятия ведут в основном преподаватели. Они дают студентам основы управления организацией – объясняют, как руководить командой, развивать бренд, писать стратегии.
- Выступают с лекциями и приглашенные спикеры. Например, сотрудники НКО подробно разбирают проекты своих организаций, рассказывают об успехах и трудностях. Поделиться опытом работы над социальными проектами приходят также известные люди, такие как Михаил Зыгарь или Ингеборга Дапкунайте.
- Есть в Школе формат дебатов – несколько сотрудников НКО спорят на какую-то острую тему. Например, обсуждают, должен ли фандрайзер проверять источник денег, или нужна ли фонду четкая структура распределения обязанностей.
- В формате питчинга сами студенты защищают свои проекты перед преподавателями и сокурсниками.
- Проходят в Школе и мастер-классы. Коучи учат слушателей определять психотипы сотрудников и работать в команде, взаимодействовать между собой, или делятся приемами успешных продаж. До того как выступить перед слушателями, тренеры проходят предварительный брифинг. Организаторы объясняют им, как работают НКО и какие инструменты используют. В итоге вся информация адаптируется под запросы организаций.
- Между обучающими модулями студентам предоставляется время для индивидуального общения с преподавателями. Они помогают слушателям переложить все полученные знания на его проект.
- Еще одной важной составляющей обучения Софья Черногорцева считает нетворкинг внутри группы. В Школе учатся социальные предприниматели, которые лучше разбираются в бизнес-процессах. И представители НКО, готовые поделиться опытом в решении социальных проблем. Они общаются между собой и делятся опытом, а при желании даже могут сами прочитать какую-то лекцию.
Будущее за онлайном
Пока что в Школу берут только тех студентов, которые уже несколько лет работают в некоммерческой сфере или имеют опыт управления в бизнесе. Новичкам формат модульного обучения не подойдет – в МШПФ профессионалы приходят что-то дополнить в своих знаниях. В будущем основатели Школы планируют разработать программу для магистратуры. Но пока тем, кто после школы хочет сразу связать свою жизнь с НКО, Софья Черногорцева советует учиться на менеджеров и проходить стажировки в фондах.
«Я уверена что профессия появится, потому что развивается индустрия. Раньше и менеджера IT-продукта не было, а несколько лет назад специалисты уже разработали стандарты для этой профессии. Так обычно и происходит – сначала появляются программы дополнительного образования, потом магистратура, и только потом новой профессии начинают учить на бакалавриате». Софья Черногорцева
Руководитель МШПФ также считает, что изменится и формат самой Школы. Сотрудникам НКО необходимо максимально персонализировать образование, так как они сталкиваются с очень разными проблемами. Каждый слушатель должен получать ответ на свои болевые запросы, а менторам необходимо выстраивать индивидуальные образовательные треки. Поэтому Софья Черногорцева считает, что в будущем студенты должны получать базовые знания в онлайн-формате, а личные запросы прорабатывать в прямом общении с наставником.
Мнение выпускников
Алексей Штерн, исполнительный директор Фонда развития Физтех-школ и «Физтех-Союз», г. Москва:
«Я соскучился по учебе. Со времен Физтеха привык активно учиться. Кроме того, у меня за несколько лет работы руководителем НКО накопился серьезный опыт, который я хотел систематизировать и осмыслить с помощью учебы. Еще одна цель – перейти от ручного управления к системному, вынырнуть из рутины и посмотреть на себя и свои проекты свежим взглядом. И еще учеба заставила меня сильно задуматься о стратегии организации и меня лично. Как и в любой профессии, здесь тоже необходимо обучение и есть своя специфика. Во многом подходы схожи с бизнесом, но есть и ряд особенностей. Я не только считаю, что образовательные программы нужны для профессионализации индустрии благотворительности, но и сам хочу со следующего года запустить такое направление для активных студентов МФТИ».
Анастасия Землянова, куратор проектов «Наставничество» и «Лига волонтеров» в ДБФ «Солнечный город», г. Новосибирск:
«Знаний по нашей сфере нигде нет. Никто не учит, как писать стратегию проекта, как делать финансовый отчет, как общаться с донорами и представителями государства. Либо ты это узнаешь у более опытных коллег, либо набиваешь шишки. Что эффективно, но занимает много времени. Считаю, что сотрудники НКО должны быть грамотными. Это и про репутацию, и про ответственность перед тем, кому помогаешь, и про верное распределение ресурсов. Если не учиться в Школе, то должно быть перелопачено огромное количество материала: правовая грамотность, бухгалтерский учет, проектная деятельность, управление и прочие очень разные сферы. У нас не стоит вопроса, стоит ли учиться на банковского работника или на врача. Хочется, чтобы больше внимания уделялось и вопросу образования сотрудников из сферы благотворительности».
Дарья Дель, председатель правления БФ «Семья Прибайкалья» г. Иркутск:
«Обучение в МШПФ помогло мне более профессионально определить и выстроить стратегию и тактику развития фонда, целенаправленно организовать благотворительную деятельность в регионе в сфере детского паллиатива. Несомненно, такое специализированное профильное образование желательно получить как можно большему числу представителей НКО, особенно благотворительных фондов, социальным предпринимателям и всем, кто думает серьезно, на профессиональном уровне, работать в некоммерческом секторе. Школа является хорошим примером для ведущих региональных вузов, которые также могли бы внести свой вклад в реализацию подобных программ».
Фонд «Друзья» совместно с НИУ ВШЭ во второй раз открыли набор слушателей на образовательную программу для руководителей НКО Московской школы профессиональной филантропии. Подать заявку на обучение можно до 15 сентября по ссылке.