Права человека и технологии: полезные инструменты с международной конференции RightsCon

О чем говорили на главном событии для гражданских активистов

О чем говорили на главном событии для гражданских активистов

Новые блокировки со стороны власти и нападки на свободу Интернет – один из вызовов для гражданского общества. О том, как именно гражданские активисты могут защититься от блокировок и какие онлайн-инструменты использовать, эксперты обсуждали на международной конференции RightsCon с 11 по 14 июня в Тунисе. Это крупнейшая встреча, посвященная правам человека и современным технологиям.

Организаторы RightsCon – международная правозащитная группа Access Now, а поддерживает конференцию компании Microsoft, Google, Mozilla, Vodafone, Amazon, Cloudflare, NordVPN, государственные и общественные институты. В конференции участвовали более 2,5 тысячи человек из 120 стран. О некоторых любопытных сессиях рассказывает эксперт по цифровой безопасности Сергей Смирнов.

RightsCon нравится тем, кто любит заводить полезные знакомства. Здесь понимаешь значение популярной фразы «multi-stakeholder approach» («многосторонний подход», участие людей из разных социальных и профессиональных групп). Бизнесмены, политики, сотрудники некоммерческих организаций и благотворительных фондов, журналисты. По программе параллельно шло 10-15 сессий на английском, французском и арабском языках.

Вечные блокировки

Одна из тем, которая повторялась в течение этих нескольких дней, – возможная реакция общества на блокирование Интернета со стороны правительства. Не фильтрацию отдельных «крамольных» веб-сайтов, но внесудебные попытки заглушить популярные соцсети и мессенджеры, а то и вовсе отключить Интернет «ради обеспечения безопасности граждан и сохранения спокойствия». О своем опыте рассказывали гражданские активисты из Венесуэлы, Эфиопии, Зимбабве и Шри-Ланки.

Как определить, что это правда «блэкаут», а не мелкий локальный сбой? «Иногда непонятно, что происходит, – делился впечатлениями гражданский активист Андрес Азпуруа из Венесуэлы. – Работаешь с каким-то ресурсом, вдруг все останавливается. Почему? Начинаешь дергать роутер…»

«Мы разговаривали в чате с коллегами из разных регионов страны. Внезапно один из нас «вывалился». Была полночь, мы не могли с ходу разобраться. Всякое бывает. Только на следующий день выяснилось, что там был отключен Интернет, а нашего коллегу вместе с другими активистами арестовали», – говорит писатель и блогер Бефекаду Хайлу из Эфиопии.

Часто непонятно, как оценить масштаб проблемы. Что именно блокируется, где, на какой срок? Не слышно никаких официальных заявлений. Чтобы не терять голову и ориентироваться в ситуации, гражданским активистам и журналистам нужно делиться опытом друг с другом на таких встречах, как RightsCon. Например, подчеркнул Азпуруа, учиться улавливать контекст. Часто ограничения вводятся в связи с теми или иными событиями в стране. Если уметь связывать события, «блэкауты» становится легче «опознавать», а то и предсказывать. Ну, а если уж случилось, обычным пользователям можно порекомендовать прибегать к другим средствам коммуникаций. Опыт перечисленных стран показывает, что при отключении Интернета нередко работали голосовая телефонная связь и SMS.

Еще одна надежда в такой ситуации – мессенджеры типа FireChat и Briar. Хотя они больше предназначены для связи на короткие расстояния (метры, десятки метров), то есть для уличных акций и протестов, но могут косвенно пригодиться и для распространения новостей. В Венесуэле, рассказал Азпуруа, журналисты пошли дальше: выходили в город, ездили на общественном транспорте с микрофонами и «вели передачи», этакий живой телеведущий в автобусе.

Слушая зарубежных активистов и экспертов, я с горечью понимал, что их опыт иногда очень сильно отличается от российской действительности. Возможна ли адаптация? Эксперт по безопасности и журналист Самвел Мартиросян из Армении рассказывал о событиях апреля 2018 года в своей стране. В частности, о том, как информационные технологии помогали организовывать мирный офлайновый общественный протест, собирая людей для флешмобов в определенных точках Еревана. «Но Армения маленькая страна, – заметил он. – Здесь все более-менее друг друга знают. Родственники, соседи. Не думаю, что наш опыт применим в странах, где полиция готова стрелять в народ».

Еще по теме: Новые блокировки: как не потерять связность с мировой сетью и Интернетом

На сессии «От крипто-войн к крипто-миру», посвященной государственному ограничению технологий и инструментов шифрования, ведущие из Новой Зеландии и США сравнивали публичную дискуссию в этой сфере с огромным футбольным полем. Мол, с одной стороны гражданское общество, с другой стороны правоохранительные органы, у обеих сторон по мегафону, никто не слышит собеседника. «Надо продолжать задавать правоохранительным органам вопросы о том, зачем им такое вторжение в приватность».

Вспоминая «пакет Яровой» и закон об ограничениях для владельцев VPN-сервисов, я бы не сказал, что «задавание вопросов» в России приведет к чему-либо конкретному. А в том, что наши правоохранительные органы в ближайшие годы будут добиваться для себя «законной» возможности требовать шифровальные ключи не только у сервисов, но и у физических лиц, у меня нет сомнений.

Онлайн-инструменты для срочной помощи

Сессия «На помощь! Нас атакуют!» была посвящена знакомству с международными проектами срочной помощи гражданским активистам, некоммерческим организациям, независимым журналистам. Если вы принадлежите к этому кругу, вам могут пригодиться такие сервисы:

  • Access Now, организатор RightsCon, предлагает горячую линию поддержки по вопросам, связанным с безопасностью (в том числе на русском языке). С недавнего времени гражданские активисты могут обратиться туда с вопросами не только технического, но и юридического характера, например, правовые аспекты обыска в офисе.
  • Front Line Defenders помогает правозащитникам в критических ситуациях. Эксперты проводят тренинги (главным образом, по физической безопасности), оказывают материальную поддержку для решения срочных вопросов безопасности и даже могут помочь с релокацией – перемещением правозащитника в другой регион или страну, если существует серьезная угроза его жизни и здоровью.
  • Greenhost – голландский хостинг-провайдер «с акцентом»на приватность, права человека и цифровые свободы. Обещают особое внимание проектам правозащитных НКО.
  • Digital Defenders Partnership предлагает малые гранты для поддержки правозащитников, включая программы краткосрочного найма IT-специалистов для помощи НКО «на местах».
  • Media Legal Defence Initiative нацелена на помощь медиаюристам, включая небольшие гранты на решение юридических вопросов. В России экспертной работой в этой сфере занимается Центр защиты прав СМИ.

Из тем, связанных с просвещением, мое внимание привлекла геймификация – сделанная на платформе Unity обучающая игра по правозащитному мониторингу и безопасности (авторство Benetech при поддержке Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ).

Скриншот из игры. Пока доступна в тестовом режиме.

Мы играем за умную и симпатичную девушку Фатиму, чей коллега-правозащитник Стефан вел расследование, но пострадал в аварии и оказался без сознания на больничной койке. Время не ждет, и Фатима решает продолжить расследование. Ей предстоит встреча с информатором Мистером Х. Как наладить безопасную связь? Как завоевать доверие Мистера Х? Как получить важные данные о нарушениях прав человека? Игра пока в альфа-версии, разработчики не торопятся анонсировать сырые релизы, но мы с коллегами очень хотим посмотреть, что получится у Benetech. Несмотря на все разговоры о геймификации в среде НКО, законченных интересных решений мало, а по теме безопасности, кажется, вообще нет.

Следующая конференция RightsCon пройдет с 9 по 12 июля 2020 года в Коста-Рике.

Будьте с нами на связи, независимо от алгоритмов

Telegram-канал E-mail рассылка RSS-рассылка
Как победить алгоритмы: прочитай инструкции, как настроить приоритетный показ материалов в социальных сетях и подключить RSS-ленту.