#СвободуГолунову: Как защитить активиста или журналиста, если его «закрывают»

«Свободу Голунову»: почему задержали корреспондента "Медузы" и почему это дело касается каждого. Фото: click-or-die.ru.

Разбор кампании в поддержку журналист-расследователя Ивана Голунова

То, что произошло с журналистом Иваном Голуновым, может случиться с каждым. Соблюдение вами законов не гарантирует, что их будут соблюдать по отношению к вам. Поэтому какая бы ни была у вас профессия, место жительства или общественная позиция, об этом важно знать: почему задержали корреспондента «Медузы», и что делать в подобных ситуациях? Теплица разобрала стратегию защиты одного из самых известных журналистов-расследователей России.

Что произошло?

7 июня 2019 года стало известно, что накануне в Москве полицейские задержали корреспондента отдела расследований «Медузы» Ивана Голунова. В МВД заявили, что у него при себе были наркотики (метилэфедрон массой около 4 г), а в квартире журналиста при обыске было обнаружено более 5 г кокаина. Опубликованные полицией и прокомментированные ее представителями фотографии из квартиры Голунова оказались сняты в другом месте. Полиция назвала это ошибкой.

8 июня Голунову предъявили обвинение в незаконном производстве, сбыте или пересылке наркотических средств в крупном размере. Наказание за это преступление – от 10 до 20 лет лишения свободы. В отделе полиции Голунову стало плохо, ему вызвали скорую помощь. Врач диагностировал у него подозрение на перелом ребер, сотрясение головного мозга и обнаружил гематому на голове. После обследования в больнице журналиста доставили в суд. Никулинский суд принял решение о домашнем аресте Голунова на два месяца.

9 июня дело Ивана Голунова передано для расследования в ГУ МВД по Москве. Стало известно, что фотографии, которые полиция выдавала за снимки из квартиры журналиста «Медузы» Ивана Голунова, на самом деле были сделаны в подмосковной нарколаборатории. По данным Telegram-канала Baza, на опубликованных МВД снимках изображена лаборатория в деревне Петелино в Одинцовском районе Подмосковья.

Порядка двух тысяч человек вечером 9 июня у здания Никулинского суда, где Ивану выбирали меру пресечения, скандировали лозунги с требованием его освобождения. Суд отправил его под домашний арест.

10 июня главный внештатный нарколог Минздрава РФ Евгений Брюн сообщил, что тест на наркотики корреспондента показывает отрицательный результат, но исследование продолжается. Тем временем «Медуза» вместе с журналистами других изданий намерена завершить расследование, из-за которого преследуют Ивана Голунова.

Иван Голунов писал о коррупции московских чиновников и бизнесе их семей: о российском рынке ритуальных услуг и монополии в нем; о мусорных полигонах в регионах, на которые свозят мусор из Москвы; о проекте по благоустройству Москвы на 2,2 миллиарда рублей; о «черных кредиторах», забирающих квартиры москвичей.

UPD: 11 июня Ивана Голунова освободили, уголовное дело прекращено «в связи с недоказанностью его участия в совершении преступления».

Как себя вести при задержании

  1. Сохранять спокойствие, насколько это возможно. За все время, несмотря на давление полиции, в том числе физическое, Иван Голунов не допустил ни одной ошибки: ни в чем не сознался и все зафиксировал.
  2. Сообщить родственникам, друзьям, знакомым о том, что случилось и где вы находитесь. Закон предоставляет задержанным по уголовному или административному делу право на звонок не позднее трех часов с момента задержания (безуспешные попытки дозвониться не учитываются). По словам Голунова, на протяжении 14 часов он был лишен защиты адвоката и связи с родственниками.
  3. Кроме того, журналист просил полицейских позвонить, но это не было отмечено в протоколе. Если вас задержали на публичном мероприятии или из-за вашей политической или общественной деятельности, звоните на горячую линию ОВД-Инфо.
  4. Фиксировать все детали:
  • время. По уголовному делу задержание не может длиться более 48 часов, по административному – более 3 часов. Голунова до суда держали в заключении более 56 часов;
  • протоколы. Главная задача – добиться того, чтобы ваши показания – если вы их даете – были переданы верно, а все остающиеся свободными места были заполнены прочерками. Также вы имеете право – и это важно – на получение копии протоколов. Фактически Голунова задержали еще днем 6 июня, но протокол его задержания датирован 03:50 7 июня. Суд не принял это указание во внимание;
  • ошибки сотрудников полиции. Самые частые – не попросили вашей подписи, не написали дату. В деле Голунова ошибок было много: 8 поддельных фотографий, несоответствие протоколов и обвинения (сначала написали, что нашли при себе пять пакетов, потом – два при себе и три дома), неправомерный обыск в квартире, фактически задокументированное избиение.

Что могут сделать друзья, знакомые и незнакомые?

«За две недели до случившегося были угрозы. Я хорошо понимаю, что со мной происходит, но нахожусь в нормальном состоянии. Когда адвокат приходит, вообще спокоен. Урывками узнаю о поддержке, тут главная проблема – никакой связи с внешним миром», – так Голунов прокомментировал свое задержание. Общественный резонанс действительно важная и необходимая мера.

Первыми в защиту Ивана Голунова выступили его коллеги, указав на сфабрикованные фотографии. По всей России прошли одиночные пикеты против задержания журналиста – первых их участников полиция сразу же посадила в автозак.

В Москве и Санкт-Петербурге люди выстраивались в очередь, чтобы поддержать Ивана пикетом. Фото Евгений Фельдман.

Позднее в поддержку Голунова высказались журналисты Леонид Парфенов и Юрий Дудь, Екатерина Шульман, Алексей Пивоваров, Владимир Познер и Демьян Кудрявцев, Тина Канделаки и Ксения Собчак, политики Илья Яшин и Алексей Навальный, правозащитные организации «Репортеры без границ» и «Трансперенси Интернешнл – Россия», Совет по правам человека при Президенте России, редакции «Медиазоны», «Новой газеты», «Афиши Daily», РБК и «Дождя». Статьи в поддержку Ивана вышли на сайтах региональных изданий.

Так выглядит сайт певицы Земфиры.

Открытое письмо выпустил Профсоюз журналистов и работников СМИ. С заявлениями выступили Союз журналистов России, жюри премии «Редколлегия» и Альянс независимых региональных издателей. Обращения в его поддержку записали десятки человек – журналисты, музыканты, общественные деятели. Пост рэпера Оксимирона с призывом подписать петицию за два дня набрал почти 100 тысяч лайков.

Как привлечь внимание доступными способами?

Петиция

Ознакомьтесь с указом о правилах рассмотрения интернет-петиций. Обратите внимание: размещать подобные документы могут только совершеннолетние граждане. Ресурсы: главные – roi.ru и change.org.

В защиту Ивана Голунова подано две петиции. Петицию на сайте Change.org в поддержку корреспондента «Медузы» Ивана Голунова подписали более 160 тысяч человек (на 10 июня). Авторы петиции требуют освободить журналиста и выяснить все обстоятельства его задержания.

Главная страница петиции в поддержку Ивана Голунова. Изображение: скриншот с сайта Change.org

По словам специалиста по работе с mail и авторами петиций Change.org Елены Шлык, петиция стала неотъемлемой частью широкой кампании в поддержку журналиста. Она считает, что успех петиции в том, что ее быстро стали распространять в самом журналистском сообществе, в соцсетях и в медиа – десятки интернет-изданий рассказали о петиции уже в пятницу и продолжили освещать рост подписей, особенно когда отметка достигала нового порога – 50 тысяч, 100 тысяч.

«После того как петиция стала набирать обороты, наша система рассылки протестировала ее и разослала тем пользователям, которым она может быть наиболее интересна, что также принесло новые подписи и помогло распространить информацию о петиции шире. Вне зависимости от темы петиции, чем оперативнее автор начнет ее и будет активно распространять, тем эффективнее для кампании». Елена Шлык

Около четырех тысяч человек оставили свои подписи под открытым письмом независимого профсоюза журналистов, которое адресовано Министерству внутренних дел России, Управлению МВД по Москве, Генпрокуратуре и Следственному комитету. Задержание Голунова названо в письме провокацией и «демонстрацией угрозы российским журналистам-расследователям».

«Кампания не закончилась, а только начинается. Эффективны были одиночные пикеты как способ выразить свою солидарность, кроме того, в очередях к пикетам люди могли познакомиться друг с другом, пообщаться и зарядиться энергией на дальнейшие действия. Открытое письмо было эффективным способом сплотиться и почувствовать солидарность именно внутри профессионального сообщества. Кроме того, как мы понимаем, не последнюю роль в суде сыграли характеристики, выданные Ивану разными организациями, в том числе профсоюзом». Антон Карлинер, сопредседатель профсоюза.

«Наиболее действенным оказались последовательные опровержения лжи полиции по поводу наркотиков, которые независимо друг от друга делали разные медиа. Это вдохновило людей на протест, так как они увидели, что у полиции нет никаких доказательств». Павел Никулин, сопредседатель профсоюза

Обложки для соцсетей, аватаров и принта

Важно задействовать все возможные средства привлечения внимания. Например, Профсоюз журналистов и работников СМИ создали рамку для фото профиля в Facebook в поддержку Ивана Голунова с помощью Facebook frame studio. Так же поступили другие некоммерческие проекты.

Пользователи, поддержавшие акцию в Facebook

На Медузе собраны оригиналы плакатов, их можно напечатать на футболки или взять для соцсетей.

Обложка для Facebook. Фото с сайта Meduza.

Хэштеги

Самый простой, но не менее действенный вариант – хэштеги, поддерживающие флешмоб: #свободуголунову, #мыиванголунов.

Еще по теме: Лучшие онлайн-кампании 2018 года

Консультант по фандрайзингу «Команды 29» и «Трансперенси-Интернешнл» Мария Черных запустила в соцсетях флешмоб с хэштегом #арестуйменямайор и призвала публиковать в соцсетях рассказ о себе и фото стикера с надписью «Свобода слова – это наркотик». Флешмоб не получил большого распространения. Мария объясняет это тем, что многие были на суде и активно следили за информацией, делали репосты. «У меня нет институциональной поддержки, охвата медиа, поэтому малый объем публикаций», – говорит Черных.

Студентки ВШЭ в поддержку Ивана Голунова.

Предваряя вопросы о том, как такие, казалось бы, мелочи могут изменить ход дела, хочется сказать – в таких ситуациях мелочей не бывает. Интернет – это, в первую очередь, доступность информации, для ее обеспечения нужно задействовать все средства.

Онлайн-карта

Команда Теплицы социальных технологий запустила краудсорсинговую онлайн-карту. На ней можно самостоятельно отметить точки, в которых активисты и журналисты проводили пикеты. Таким образом можно будет увидеть масштаб проведения акций по всей России.

[shmMap id=»112097″]

Карта запущена с помощью плагина shMapper, созданного при поддержке Теплицы. Данные карты можно скачать в формате .csv для анализа.

QR-коды на плакате

Журналисты напечатали плакаты с QR-кодами, ведущими на сайт с подборкой статей Голунова.

Главред Теплицы Наталья Баранова на одиночном пикете в поддержку Ивана Голунова в Санкт-Петербурге. Автор фото: Георгий Марков.

Единый канал информации

Запущен канал в Telegram, где будет вся доступная информация о деле Ивана Голунова. На сайте Медузы есть специальный раздел.

Правозащитник Дмитрий Макаров составил план действий и открыл доступ к документу: он рассказал, что делать в России и как работать с международными правозащитными организациями. Одновременно с этим необходимо отправлять запросы в правоохранительные органы.

«Основные составляющие успеха кампаний в защиту конкретного человека – это солидарность и системность. «Мы – Иван Голунов» – не потому, что журналисты или активисты, а потому что каждый может оказаться на его месте. Более того, на его месте уже были Таисия Осипова, Руслан Кутаев, Желауди Гериев, Оюб Титиев, Мартин Кочесоко и еще безымянные тысячи, которым подкидывали наркотики, фабриковали дела, которые чувствовали себя незащищенными перед людьми в погонах и мантиях. Потенциал солидарности – сотни тысяч, а может, и миллионы людей», – написал Дмитрий Макаров в Facebook.

Как использовать эффект Стрейзанд?

Журналисты «Медузы» продемонстрировали профессионализм и знание законов digital-индустрии: активность распространения материалов про Ивана Голунова была прямо пропорциональна ухудшению его ситуации. Редакция призвала перепечатывать полные тексты расследований журналиста и все материалы открыла для распространения по лицензии Creative Commons. Это беспрецедентное решение.

«С главным редактором (Иваном Колпаковым. – Прим.ред.) вечером первого дня, когда поняли, что Ивана увозят в ИВС, решили, что, если Ивана закрывают, мы должны открыть возможность прочесть расследования всем и единственный способ – снять свои права. Утром написали обращение», – рассказывает Галина Тимченко для Теплицы.

К освещению ситуации подключились не только информационные, но и развлекательные издания, например, Кинопоиск.

10 июня, первые полосы изданий РБК, «Ведомости» и «Комерсантъ».

10 июня бумажные версии изданий РБК, «Ведомости» и «Коммерсантъ» вышли с одинаковой обложкой: на первых страницах газет размещен слоган «Я/Мы Иван Голунов» и совместное заявление трех редакций.

Как задействовать правозащитные организации?

Обратитесь к организациям, которые специализируется на защите прав человека, нарушенных в системе исполнения наказания. Их много: «В защиту прав заключенных», «За права человека», «Гражданское содействие», полный список – по ссылке. Вы можете пожертвовать в правозащитную организацию «Агора», которая занимается защитой Ивана Голунова и ведет также дела российских НКО.

Еще по теме: Общественные расследования: как проверять текст, чтобы не попасть в суд?

Помните, что каждое зафиксированное личное обращение к власти, должно быть рассмотрено в обязательном порядке. Обращение в форме электронного документа будет обработано в соответствии с законодательством, его правила также важно изучить. В данном случае вы можете написать обращение в правоохранительные органы. Подробная инструкция с текстом обращения есть на сайте профсоюза журналистов.

Флешмобы, пикеты, акции поддержки, перепосты в социальных сетях – все это инструменты привлечения внимания, которые важно задействовать всем.

Почему это важно знать всем?

Преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, являются большой проблемой в существующей уголовной политике России. «В подавляющем большинстве случаев это так называемые «преступления без жертвы», когда отсутствует пострадавшая сторона», – пишут эксперты Института проблем правоприменения в своем исследовании.

Еще один важный момент: отсутствие жесткого контроля за расследованием подобных нарушений. Больше всего преступлений, связанных с незаконным оборотом героина по статье 228 УК РФ, регистрируется с массами, ненамного превышающими и значительный, и крупный размер.

Другими словами, согласно данным, наркопотребители чаще всего имеют при себе ровно столько героина, сколько нужно правоохранителям для квалификации по определенным пунктам статьи 228 УК РФ, которые определяются массой наркотика. Можно полагать, что это наглядное доказательство того, что в 2013-2014 годах по преступлениям по статье 228 УК РФ, где изымался героин, случились массовые манипуляции массой изымаемого наркотика со стороны сотрудников МВД.

Распределение масс изъятого героина. Данные: все преступления за 2013-2014 годы по статье 228 УК РФ, зарегистрированные сотрудниками МВД, в которых главным изъятым наркотиком был героин. Изображение: enforce.spb.ru.
Данные: все преступления за 2013-2014 годы по статье 228 УК РФ, зарегистрированные сотрудниками МВД, в которых главным изъятым наркотиком был героин. Изображение: enforce.spb.ru.

«Система правосудия настолько деградировала, что единственным доказательством по делам о наркотиках являются запрещенные вещества, якобы изъятые у человека, либо еще хуже – показания свидетеля. Работа полиции по таким делам – профанация. Именно поэтому 228-я статья Уголовного кодекса, предусматривающая наказание за различные действия, связанные с наркотиками, стала носить название «народной статьи». Михаил Голиченко адвокат, правовой аналитик Канадской правовой сети по ВИЧ/СПИДу, для The-village.ru

Cтатистика Судебного департамента при Верховном суде.  Почему мы все легко можем попасть под 228-ю. Изображение: the-village.ru.
Cтатистика Судебного департамента при Верховном суде. Почему мы все легко можем попасть под 228-ю. Изображение: the-village.ru.

«96,5 % всех дел о наркотиках – это дела, где, по сути, все доказательства со стороны обвинения сводятся к тому, чтобы якобы изъять граммы вещества у человека и/или получить показания свидетелей», – пишет эксперт. По этим 96,5 % источник доказательства, как правило, полностью находится под контролем полиции. А других доказательств суд не требует.

Генпрокуратура истребовала дело Ивана Голунова у полиции для проверки. 12 июня в Москве пройдет марш в поддержку журналиста.

Кампания в поддержку Ивана Голунова – беспрецедентная журналистская и активистская акция солидарности.

В подготовке статьи использованы материалы изданий «Медуза», «Такие дела», The-village.ru.

Будьте с нами на связи, независимо от алгоритмов

Telegram-канал E-mail рассылка RSS-рассылка
Как победить алгоритмы: прочитай инструкции, как настроить приоритетный показ материалов в социальных сетях и подключить RSS-ленту.