Бизнес и НКО: чему учиться и как говорить на одном языке

Pro bono консалтинг помогает НКО выйти на новый этап работы.

Опытом делится Кира Янкелевич, директор платформы социальных изменений Todogood

Кира Янкелевич, исполнительный директор платформы социальных изменений Todogood, уверена, что решение глобальных общественных проблем возможно, если некоммерческие организации смогут объединить свои ресурсы с бизнесом. Как НКО научиться слышать крупные компании и какие методы у них стоит перенять, эксперт рассказала журналисту Теплицы Екатерине Ульяновой.

Как перестать «затыкать дыры»?

Когда организация только создается, команда неизбежно работает на износ, уверена Кира Янкелевич. «По сути, это такая форма стартапа, только в некоммерческой сфере. И в этом бизнес и НКО похожи», – добавляет она. В начале работы обязанности не делятся, ресурсов не хватает, а объем задач огромный.

В этой стадии НКО, как любая другая организация, изучает поле и налаживает коммуникации с партнерами и благополучателями. Все это происходит одномоментно, и организация действует интуитивно, чувствуя, что может решить конкретные проблемы людей. Под каждый новый социальный запрос команда создает новое направление работы.

На фото: Кира Янкелевич
На фото: Кира Янкелевич

Для того чтобы перейти от стадии аврала к стабильному росту, очень важно в какой-то момент найти в себе силы остановиться, уверена Кира Янкелевич. Руководителю и его команде нужно взять паузу и подумать, какие долгосрочные и краткосрочные цели стоят перед ними. В тот момент, когда уже много что сделано, опробованы разные формы помощи, сложились отношения с партнерами, становится понятно, в какую сторону развиваться НКО.

«В мире это называется оценкой своего социального эффекта. В России фонды тоже учатся анализировать свою работу, применяя разные метрики и формы оценки. Но без ответа на вопрос, зачем организация все это делает, невозможно перейти к стратегическому развитию». Кира Янкелевич.

Дальше, как и в бизнесе, при желании НКО выйти на новый уровень необходимо провести аудит программ и процессов. Команда должна понять, какие именно форматы, действия, процессы приносят наибольший эффект. «Это болезненный процесс, когда оказывается, что из всех программ только три эффективные, а все остальные очень классные и яркие, но не ведут к тем целям, которые ставит перед собой организация», – объясняет Кира Янкелевич.

Еще по теме: Стратегическая сессия для НКО: зачем нужна и как провести самим

Руководителю и его сотрудникам нужно набраться смелости и признаться себе, что настало время отказаться от части работы и сфокусироваться на флагманских программах. В этот момент и возможно перейти с уровня «затыкания дыр» на уровень стабильного роста.

Когда пора звать бизнес-консультантов?

Pro bono (от лат. pro bono publico «ради общественного блага» – оказание профессиональной помощи бесплатно. – Прим. ред.) консалтинг становится актуален, когда организация уже перешла в стадию роста и развития, считает Кира Янкелевич. На этапе аврала команда выслушает рекомендации, но у нее не будет времени и ресурсов применять знания на практике. И консалтинг будет просто неэффективным.

«А вот когда НКО уже перестала быть стартапом, но еще не перешла на гармоничные операционные рельсы, бизнес-консультанты становятся полезными партнерами и помогают выстроить работу по-новому». Кира Янкелевич.

Люди привыкают работать в режиме аврала, уверена эксперт, и им очень сложно менять модель поведения. Консультанты помогают понять, что работа не станет менее интенсивной, но у команды появится четкое разделение обязанностей, KPI и стратегические цели на ближайшие 3-5 лет. От этого НКО только выиграет.

Организациям также помогают подумать о долгосрочном планировании и представить, как НКО должна выглядеть через 5-10 лет. И сразу становится понятно, какими путями команда может достичь этого образа, уверена Кира Янкелевич. Консультанты подсказывают, как составить финансовую модель, построить коммуникацию с донорами и благополучателями, подсказывают, как правильно продвигать свой бренд.

«Сейчас такое время, когда бизнес и некоммерческий сектор поворачиваются друг к другу. Становится понятно, что без этого взаимодействия невозможно решить социальные проблемы в масштабах страны. На это нужны большие ресурсы, такую работу можно делать только сообща». Кира Янкелевич.

Как работают консультанты?

Все организации, которые обращаются к todogood, проходят диагностику. Это очень важная часть работы, на которую консультанты готовы тратить столько времени, сколько нужно, рассказывает Кира Янкелевич. Без нее не начинают ни один проект. Иногда этот процесс занимает несколько недель.

«Мы встречаемся с организацией, понимаем, что есть сомнения. Или есть несколько запросов одновременно, и команде сложно расставить приоритеты. Мы вместе выбираем, какие запросы первичные, а какие вторичные. Например, фандрайзиг стал менее эффективным, потому что коммуникация не налажена? Или компания, которая раньше была крупным донором, поменяла социальную повестку, и теперь НКО не вписывается в интересы этого бизнеса?» Кира Янкелевич.

Консультанты также учат НКО быть открытыми и слышать, что говорит им бизнес.  Любое успешное партнерство – это формат взаимодействия, когда обе стороны заинтересованы в том, что они делают.

«Бизнес часто говорит организациям, что он не против помогать благополучателям, но нужно придумать такой формат, который будет интересен компании с точки зрения вовлечения наших сотрудников или повышения узнаваемости. И тут организации очень важно не уходить в глухой отказ, а быть готовой встроиться в совместный проект и быть гибче. Компания должна понимать, что в проекте есть для нее место». Кира Янкелевич

Чему НКО нужно учиться у бизнеса?

Бизнес от НКО отличает целеполагание, уверена эксперт, а вот структурных различий нет. Коммерческие компании, в первую очередь, настроены на привлечение прибыли, и только потом на работу с местным сообществом или решение социальных проблем.

Для того, чтобы достигать своих целей, бизнес должен быть очень мобилен и восприимчив к новым инструментам и обстоятельствам. Эту гибкость и стоит перенять НКО, уверена Кира Янкелевич. Она также считает, что некоммерческим организациям надо заниматься развитием своих сотрудников, как это делают в коммерческом секторе.  

«Вы можете справедливо заметить, что у бизнеса есть ресурсы для того, чтобы обучать команду, отправлять людей на программы обмена или курсы, а НКО нет. Но часто дело не только в деньгах, а в самой модели работы. Организации считают, что им некогда заниматься собой, все свои ресурсы они должны вкладывать в решение социальных задач». Кира Янкелевич

Эксперт считает, что это ошибочный путь. Если НКО не уделяет время своим сотрудникам, они быстро выгорают, и эффективность снижается. Поэтому заниматься развитием команды надо также ради стабильного роста организации. «Чем больше НКО уделяет внимания людям, тем выше шансы, что она будет успешно работать и достигать масштабных целей», – подводит итог Кира Янкелевич.  

Каким должен быть руководитель НКО?

«Видя большой срез НКО, я бы сказала, что успешности добиваются те команды, во главе которых стоят люди, отделяющие самопожертвование от профессионализма», – рассказывает Кира Янкелевич. Для руководителя интересы и эффективность организации должны быть не менее важны, чем добрые намерения.

Руководитель НКО должен быть переговорщиком высшего уровня и уметь выстраивать отношения с очень разными партнерами: государством, бизнесом, коллегами по цеху. Лидер все время находится в движении, не стоит на месте, изучает новые методы и технологии, которые можно применить в своей работе, уверена эксперт.

«Именно руководитель должен создавать для сотрудников такую атмосферу работы, в которой людям будет приятно делать вместе общее дело. НКО будет успешной, если лидер полагается на свою команду, и организация не является брендом одного человека. И даже если он уйдет, работа не остановится». Кира Янкелевич

Как помогает todogood?

Todogood – это платформа, которая объединяет неравнодушных профессионалов из бизнеса и людей из некоммерческого сектора. Консультанты используют свои навыки, инструменты, умение адаптироваться к разным обстоятельствам и накопленный опыт для помощи в решении социальных проблем.

В сообществе уже более 1000 волонтеров из разных сфер. Запросы у каждой НКО свои, поэтому у todogood есть разные форматы помощи.

  • Формат консалтинга, когда команда профессионалов из бизнеса создает коммуникационный план, проводит исследование целевой аудитории, делает аналитику по корпоративным донорам, считает финансовую модель, делает аудит стратегии или организационной структуры, исходя из запроса НКО.
  • Формат настройки конкретной операционной задачи, когда волонтер приходит в офис организации и непосредственно с сотрудниками НКО раз в неделю решает конкретную задачу, например, как наладить SMM, email рассылку или как использовать CRM-системы в своей ежедневной работе.
  • Формат штаба, когда организации надо выйти на новый уровень, а у руководителя не хватает времени и ресурсов на рывок. Ведущие бизнес-эксперты из разных сфер создают штаб при директоре НКО и прорабатывают с ним все задачи по разным направлениям: маркетинг, фандрайзинг, финансовое планирование.
  • Формат личного бизнес-ментора. Это уже не группа людей, а один человек, с которым руководитель организации встречается, например, раз в неделю и обсуждает все проблемы, которые есть в НКО. В этой беседе рождаются новые решения и идеи.

Если вашей некоммерческой организации нужна помощь программиста, дизайнера, журналиста, копирайтера или фоторедактора, то вы можете воспользоваться помощью проекта «IT-волонтер». Это онлайн-платформа обмена знаниями и навыками в сфере информационных технологий, созданная для помощи НКО.

Будьте с нами на связи, независимо от алгоритмов

Telegram-канал E-mail рассылка RSS-рассылка
Как победить алгоритмы: прочитай инструкции, как настроить приоритетный показ материалов в социальных сетях и подключить RSS-ленту.