Меня всегда удивляет такая фраза «Для чего мне нужна эта двухфакторная аутентификация, мою переписку и так читают, да и скрывать мне нечего». От нее теряешься и начинаешь нервно рассказывать про наше базовое право на анонимность, тайну переписки, закрепленное в Конституции и давно признанное ООН. Мол, как же так? Вот нам всем гарантировано такое право.
Приходишь на семинар, и каждый раз нужно сначала объяснять, почему оно важно. Доказывать, что это такое же право, как и на справедливый суд, жилье, работу, образование и здравоохранение и все другие наши права.
Переспорить фатализм сложно. Все предопределено, и за нас все решили «там». Я считаю, что таким образом можно легко снять ответственность с себя и обвинить кого угодно и в чем угодно. Но все же этот вопрос куда глубже: он про человеческое достоинство и внутреннюю свободу.
Похоже, и правда, не все пользователи понимают это. Так почему же вы должны охранять свою свободу? Допустим, вам нечего скрывать (хотя это миф). Но наверняка вы не хотели бы, чтобы пароль от вашей банковской карты был кому-то известен. К тому же через вас проходят данные людей, которые вам доверяют, – близких, друзей, коллег, партнеров, базы контактов ваших сторонников. И тогда, не заботясь о безопасности ваших данных, вы подвергаете риску и остальных. Или вы в переписке с другом говорите, что хотите почитать какую-нибудь книгу по тайм-менеджменту. А Google уже через час подсовывает вам контекстную рекламу.
Покушаются на наши цифровые права довольно часто и все кому не лень. «Ковровые» блокировки Роскомнадзора и других ведомств мешают доступу получения информации, целенаправленные взломы аккаунтов активистов нарушают право на тайну переписки, провайдеры теперь вынуждены сливать информацию спецслужбам, а еще есть мошенники и коммерческие компании, которые тоже посягают на анонимность пользователя.
Пожалуй, самое модное слово сегодня – децентрализация. За нее выступает «отец Сети» Тим Бернерс-Ли. Он утверждает, что Интернет потерпел крах: он уже не делает людей свободными, поскольку вся власть принадлежит корпорациям-гигантам. И надежда только на систему web 3.0, которая будет независима от Google и других ресурсов. В такой системе каждый сможет хранить информацию о себе (до лайков в соцсетях), имеет на нее права и может выбирать сам, где ею делиться.
Идея уж очень актуальна. 2018 год был богат на репрессивные законопроекты: контроль, цензура, онлайн-слежка. Более чем подробный обзор можно прочитать у Роскомсвободы.
Блокировка Telegram показала, что пользователи готовы платить за свою онлайн-конфиденциальность. Чаще всего люди гуглили VPN и настраивали прокси сервисы. А бумажные самолетики в защиту Telegram запускали даже те, кто до этого и не задумывался о своих правах в Интернете. Потому что это был «удар по всему рунету».
Международная правозащитная группа «Агора» 5 февраля 2019 года выпустила доклад «Свобода Интернета 2018: делегирование репрессий». Кратко: становится только хуже.«Появились новые четкие тренды. Власти подминают интернет-сервисы, делегируя им репрессивные функции под угрозой ликвидации», – пишет руководитель «Агоры» Павел Чиков в своем канале в Telegram.
По данным экспертов, в 2018 году власти ежедневно блокировали 1,3 тыс. страниц в Интернете, каждые восемь дней суды приговаривали пользователей Интернета к реальным срокам лишения свободы. Русская служба BBC сделала инфографику по докладу.
А «Вконтакте» лидирует по количеству пользователей, которых приговаривали к лишению свободы в 2018 году. Мы приблизились к тому времени, когда «статья за репост» стала массовым и незаурядным явлением.
Мириться с этим абсурдом и готовы далеко не все. Адепты свободы: те, кто признает, что это право также ценно, как и другие (все-таки Рунету больше 20 лет), отстаивают интересы тех, чьи права грубо нарушают. Идут в Конституционный суд РФ, Европейский суд по правам человека, делают памятки, участвуют в обсуждении законопроектов. Это я говорю про команду Роскомсвободы, организации, которая появилась в день создания «черного списка сайтов», в 2012 году, и теперь борется с цензурой в Интернете.
Главное, я считаю, сперва – задуматься о своих данных, как о ценности. О том, что пароноидальные законы и блокировки показывают лишь страх власти потерять контроль в Интернете. И чем больше людей будут заявлять о своих неотъемлемых цифровых правах, тем чаще будут проигрывать те, кто на них постоянно покушается.
В феврале наша редакция расскажет о сообществах и их лидерах, проанализирует законопроекты и то, какой цифровой след мы оставляем, разберется, как сохранить культурное наследие с помощью цифровых технологий. Подскажем, как не подставить себя и тех, с кем мы переписываемся в Сети.