Дизайн способен объединить активистов, чиновников, горожан, предпринимателей, архитекторов и урбанистов. Что нужно для успешного проектирования общественных пространств и почему важно учитывать культурные особенности постсоветских городов? Какие проекты можно считать социально ориентированными, а какие нет? Об этом и.о. редактора Теплицы Наталье Барановой рассказали идеолог Центра прикладной урбанистики (ЦПУ) Святослав Мурунов и архитектор Михаил Приемышев.
В России социально ориентированным дизайном среды занимаются Центр прикладной урбанистики, архитектурная школа МАРШ лаб, сообщество «Живые Города», научно-образовательный центр «Урботех», различные арт-команды, городские активисты в междисциплинарных командах.
Специалисты ЦПУ в разных регионах проводят городские мастерские. Например команда уже приезжала в Выксу, Полярные Зори, Хабаровск. Во время мастерских урбанисты объединяют жителей и технологии. «Мы занимаемся локальной идентичностью, коллективными творческими практиками, создаем дизайн в процессе создания, вдохновляться через смыслы», – объяснил Михаил Приемышев. Подробнее о том, как устроена каждая городская мастерская, можно прочитать по ссылке. Команда ЦПУ исследовала уже 205 городов в России, к сообществу уже подключились более тысячи экспертов.
Вовлекать всех
По мнению урбанистов, при социальном проектировании городских пространств есть две базовых особенности. Именно они учитываются в методологии ЦПУ.
Во-первых, решение проблем происходит с участием всех, кого это касается, – жителей, местных предпринимателей, активистов, чиновников. Для того чтобы выявить всех участников, сначала нужно провести системный анализ, интервью, анкету или опрос.
«Дизайн – способ решения задачи с точки зрения функции и эстетики, но в социально ориентированном подходе еще важна субъектность. Стоит ответить на вопрос: собственно кому и зачем нужно это решение, что изменится, как это повлияет на пользователя, инициатора или наблюдателя», – объясняет задачи проектировщика Святослав Мурунов. То есть социально ориентированный дизайн обязательно включает в себя субъекта на каждом этапе, делая из него не потребителя или заказчика, а полноправного участника всего процесса.
«Важна работа со смыслами, учет мнений и интересов всех, кого проектируемое касается или может коснуться. Во время такого дизайна формируется ответственность и личная, и коллективная (сообщество), а главное – проявляются принципы (ценности и цели) дизайна». Святослав Мурунов, урбанист
По словам Святослава Мурунова, на постсоветском пространстве ключевая проблема в том, что у горожанина нет права голоса. «Государство и бизнес в патернализме и манипуляции фактически исключили человека, жителя или горожанина, из процесса принятия решений и критериев выбора. То есть решая за человека, определяя нормы, государство воспитало целые поколения, которые себя не знают либо ощущают себя на уровне эмоций, но не могут осмысленно выразить эти ощущения словами, особенно в публичном пространстве», — объясняет урбанист.
Поэтому, по мнению урбаниста, социально ориентированный дизайн должен учитывать культурные особенности постсоветского пространства. «Крестьянское мышление руководствуется чувствами, заводское – схемами, советское – персональными подвигами и глобализмом, буржуазное – собственностью, космополитическое – многообразием», – уточнил Святослав Мурунов. Подробнее об этих культурах можно почитать по ссылке.
Еще по теме: Урбанист Святослав Мурунов представил идеальную модель постсоветского города
Во-вторых, при проектировании важны социальные навыки. Обычно по наблюдениям урбанистов решения принимают, руководствуясь такими мыслями: «кто громче «, «как сказал главный» или «давайте проголосуем».
«Но в социально ориентированном дизайне конструируется ситуация, в которой может быть множество разных решений, и все они будут объединены общими ценностями и целями. То есть нет голосований или приказов. Участники синтезируют свои ожидания в единственно возможное решение для социума», – объяснил особенности Михаил Приемышев.
Проектируем городское пространство: что делать
1. Исследуем с вовлечением всех участников. Мы передаем им навыки самоанализа и исследований не только для формирования объективной картины реальности, но и для вовлечения в изменения с самого начала.
2. Смыслы. Социально ориентированные проекты про мировоззрение и опыт, поэтому работа со смыслами является основой для технического задания и формирует общие критерии и ценности изменений и определяет сам запрос на возможность изменений.
3. Самоорганизация. Так как дизайн – это функция, и социум меняется через дизайн, то инициатором, реализатором и получателем должен быть сам социум. Ключевой критерий – уровень самостоятельности.
4. Компетенции. Изменения в сложных системах (двор/сквер/парк) требуют компетенций, без архитектора, социолога, урбаниста, культуролога, юриста или модератора изменения могут не случиться или, наоборот, разрушить саму систему, породить конфликты.
«Для примера: в соучаствующем проектировании, апологеты которого сокрушаются, что изменения порождают конфликты и агрессию, именно отсутствие понимания культурных особенностей разрушает отношения человека к месту, между группами». Святослав Мурунов.
5. Дизайн как процесс. Мы называем это состоянием потока: когда процессы из дискретных и четко обозначенных сливаются в единое многомерное изменение, без жестких стопов. И сам процесс является одновременно и целью (совместным переживанием), и ресурсом (участники меняются).
6. Рефлексия. Обязательна в социально ориентированном дизайне. Рефлексия системы и участников – кто и что пережил, какие выводы сделал, следующий шаг, идея (именно этот этап фиксирует изменения и присвоение результатов участниками) – и связывает продукт или объект с субъектом или жителем.
Святослав Мурунов и Михаил Приемышев назвали тренд – дизайн как сервис. В этом случае дизайн способен объединить неформальные сообщества, городские проблемы, технологии и экспертов. Такой подход был использован в проекте ЦПУ «Двор по запросу».
Примеры дизайна городской среды
1. 5 дворов в городе Выкса (Нижегородская область). На мобильной городской мастерской специалисты ЦПУ вместе с жителями спроектировали пять дворов в 2018 году.
«У нас родились простые архетипы: трибуна и горка, плюс объекты-спутники: бегущие клумбы на футбольном поле, терраса с пандусом, открывающая лучший вид на пруд. У большинства объектов мы заложи открытые структуры/каркасы и на месте сгенерировали, как их можно развивать жителям в будущем», – говорит о мастерской Михаил Приемышев.
2. Городская мастерская в городе Полярные Зори (Мурманская область). Специалисты организовали столярную мастерскую с образовательными и развлекательными событиями. Удалось создать павильоны и конструкции, которые теперь остались во дворах и на детских площадках.
3. Ярмарка в селе Карпогоры (Архангельская область). Специалисты использовали методы проектирования через работу со смыслами и социальное проектирование с вовлечением жителей села. Удалось создать фестиваль. «Роль нашей команды – не просто менять образы, одежду и уклад этой церемонии, а запустить в деревне диалог о мировоззрении. Теперь в Карпогорах есть новая сцена-ландшафт, павильоны для купцов и ремесленников, деревенская контора. А во время ярмарки мы успели еще построить букву «Ц» – частый звук в селе», – рассказывает о событии Михаил Приемышев.
4. Дизайн городской мебели. Специалисты ЦПУ провели исследование в Москве и выявили потребностей жителей. Социологический опрос показал, что у жителей есть запрос именно на создание мебели, которую можно разместить в парках, дворах.
К проектированию подключились местные художники и удалось спроектировать аналоги арт-объектов: разноуровневые лавки, парковые скамейки, лавки-шезлонги.
Пример плохого дизайна
Святослав Мурунов считает, что проектирование объектов в парке Олимпийском в Пензе можно считать псевдововлечением жителей. «Это неиспользуемая коробка, расположенная в неудобном месте, без трафика, дизайн-лавочки, дизайн-объекты без смысла для молодежи на площади», – объяснил свою позицию урбанист.
Таким образом, по убеждению урбанистов, в социально ориентированном дизайне главная ценность не только в результате, но и в самом процессе. «Запрос на дизайн должен быть осознан и артикулирован сообществом. Такие посылы, как, например, насилие: «я так сказал», манипуляция: «вам, наверное, хочется удобный павильон для игр?» или молчаливая реализация: «вот получите и радуйтесь» – не работают. Ценности – человек, его право на мнение и диалог», – заключил Святослав Мурунов.