Когда инвестор вкладывает деньги в социальный стартап, он не ждет прямого возврата на вложенные средства, а ждет улучшений в обществе. О том, в чем разница между инвестициями и импакт-инвестициями, замредактора Теплицы Наталье Барановой рассказали инвестиционный директор в семейном офисе Игоря Рыбакова Роман Ульянов и управляющий партнер SmartHub Ольга Дорофеева.
Про инвестиции
У традиционных инвестиций ключевая цель оценки эффективности – извлечение прибыли. Для этого есть разные способы: можно купить акции или получить дивиденды, купить долю в компании, чтобы выйти из нее, когда деньги приумножатся. Все эти виды инвестиций направлены на то, чтобы заработать.
Про импакт-инвестиции
У социально преобразующих инвестиций другая цель: в измеримом и понятном благе для общества. То есть инвестор не ждет прямого возврата на вложенные деньги. Возврат измеряется другими категориями: как меняются общество и мир под воздействием этого проекта.
«Благо можно измерить, подтвердить и масштабировать. В этом случае происходит смещение фокуса и форм организации. Общий тренд таков, что все организации можно будет назвать импакт – любой бизнес привносит социальные изменения в общество», – говорит Роман Ульянов.
Еще по теме: Импакт-инвестирование: Что такое теория изменений
Например, компания Mars в западной части Африки обратила внимание на деревни с нулевой экономикой. Жителям раздают семена, так они получают работу и вознаграждение. Компания при этом достигает своих экономических целей.
По мнению управляющего партнера SmartHub Ольги Дорофеевой, любой бизнес должен оказывать позитивное социальное воздействие. Например, портфельный проект SmartHub – приложение Sweatcoin конвертирует шаги пользователей в монеты, которые пользователь может обменять в приложении на товары или услуги.
«Приложение меняет поведение пользователей, они начинают гораздо больше ходить пешком, становятся более здоровыми. Зарабатывает компания на рекламе для брендов, заинтересованных в активной аудитории. Кроме того, основатели проекта обсуждают с правительствами разных стран возможность принимать эти «коины» в оплату налогов. Есть ли в этом проекте «импакт»? Безусловно. Но при этом проект не позиционируется как «социальный», команда делает ставку на бизнес: количество активных клиентов проекта уже превысило 15 млн, выручка растет с высокой скоростью, среди инвесторов проекта крупнейшие международные фонды», – отметила особенности Дорофеева.
«Профессиональные инвесторы, заботящиеся о своей репутации, никогда не вкладывают средства в то, что негативно влияет на общество». Ольга Дорофеева
Другой пример из портфеля SmartHub – CariClub – платформа, подключившись к которой компания-клиент предоставляет своим перспективным сотрудникам возможность участвовать в разнообразных благотворительных инициативах, основанных на их навыках (skilled-based volunteering), в том числе профессиональных.
Например, разработка маркетинговой стратегии для благотворительной организации или управленческие навыки: участие в совете директоров некоммерческой компании. Компания, по словам Дорофеевой, также прекрасно растет, имеет значимую выручку, интересна инвесторам как динамично развивающийся бизнес.