Карты в руки

В постоянно расширяющемся мире эпохи великих географических открытий фантасмагории были постепенно вытеснены прочь. Им на смену пришли картографические проекции. Фото: Pexels.com (CC0).

Карты всегда сопровождали человечество, помогая ему определять свое место в мире. За свою историю они прошли долгий путь от наскальной живописи, символизма «спекулятивной географии» и космологии к современным трехмерным картам морского дна.

Карты всегда сопровождали человечество, помогая ему определять свое место в мире. За свою историю они прошли долгий путь от наскальной живописи, символизма «спекулятивной географии» и космологии к современным трехмерным картам морского дна.

Когда-то на создание карты одной географической местности могли уйти годы. Чтобы понять ее особенности, территорию необходимо было обойти или объехать. Поэтому чем большее географическое пространство отображала древняя карта, тем больше места на ней отводилось под фантазии и мифы.

В постоянно расширяющемся мире эпохи великих географических открытий фантасмагории были постепенно вытеснены прочь. Им на смену пришли картографические проекции. Здесь картографы столкнулись с новым вызовом, актуальность которого сохраняется и по сей день, – переводом земного шара в плоскость двухмерной карты.

Проекция Меркатора. Фото: Википедия.
Проекция Меркатора. Фото: Википедия.

Одна из самых известных из них – равноугольная цилиндрическая проекция (Проекция Меркатора, была создана Герардом Меркатором в XVI веке и дожила до сегодняшнего дня.

Свою коллекцию карт Меркатор назвал «атласом» в честь древнегреческого титана Атласа, державшего на плечах небо. В его проекции параллели и меридианы представлены как прямые линии, что во времена Меркатора значительно облегчало морскую навигацию, но и тогда, и сейчас изрядно искажает пропорции географических объектов, в особенности континентов.

Интерактивная карта реальных размеров. Фото: Фрагмент проекта thetruesize.com
Интерактивная карта реальных размеров. Фото: фрагмент проекта thetruesize.com

Здесь можно посмотреть их реальные размеры и сравнить с их «отредактированными» версиями в проекции.

Проблему искажений при конверсии из сферы в плоскость не удалось решить до сих пор. Но картография крепла, превращалась в научную дисциплину и, как и множество других сфер, пережила второе рождение в минувшие сто лет с развитием технологий.

Сначала у нее появился доступ к видам с воздуха – аэросъемке, что решительно изменило уровень точности карт даже самых труднодоступных районов. Потом на вооружение картографов поступили методы дистанционного зондирования, геоинформационные системы (ГИС), GPS, а с недавнего времени – большие данные беспилотных летающих аппаратов (БПЛА).

Старые функции, новые возможности

Карты Птолемея. Фото: Вкипедия.
Карты Птолемея. Фото: Википедия.

Современные карты все еще вполне узнаваемы. Большинство из них – все те же двухмерные изображения, что и карты Птолемея. Они выполняют те же изначально возложенные на них функции: помогать навигации и хранить информацию об окружающем мире. Как и прежде, карты – один из важнейших инструментов для анализа пространственных связей между объектами.

В остальном карты изменились кардинально. Они стали как никогда доступны. С обилием сервисов и цифровых инструментов создать, персонализировать и распространить свою карту с легкостью может любой желающий.

Карты перестали быть немыми, статичными схемами. Из застывших во времени картинок они превратились в динамичные полотна, способные хранить и транслировать информацию о самых разнообразных характеристиках пространственно-временного континуума в пределах отдельно взятой территории. При этом одна карта может заменить собой многие параграфы текста и связать воедино множество разрозненных параметров.

Эти новые качества превратили карты в излюбленные инструменты для повествования и визуализации. На них основательно полагается любой сектор деятельности, где необходимо презентовать информацию, в том числе мультимедийная журналистика и гражданский сектор.

Интерактивная карта часто сопровождает журналистику расследований, как в этом материале Reuters об операциях в рамках «войны» режима Филиппин с наркокартелями.

Материал Reuters об операциях в рамках «войны» режима Филиппин с наркокартелями. Фото: фрагмент интерактивного проекта Reuters.
Материал Reuters об операциях в рамках «войны» режима Филиппин с наркокартелями. Фото: фрагмент интерактивного проекта Reuters.

На эту карту США проекта ProPublica по названием «Бомба в вашем дворе» нанесены места, где после испытаний и операций американских военных сохранились токсичные отходы и взрывчатые вещества.

Интерактивная статья «Бомба в вашем дворе». Фото: фрагмент проекта propublica.org
Интерактивная статья «Бомба в вашем дворе». Фото: фрагмент проекта propublica.org

Или эта карта Агунга – «просыпающегося» вулкана на Бали.

Фото: фрагмент проекта thomsonreuters.com
Фото: фрагмент проекта thomsonreuters.com

В 2018 году Глобальная сеть журналистов расследователей «картировала картирующих». Группа подготовила исследование проекта с открытым исходным кодом OpenStreetMap – так называемой «Википедии» в картографии, и пришла к заключению, что в этом проекте, как в картографии в целом, недостаточно соблюден гендерный баланс, что сказывается на содержании карт.

Как пишут авторы исследования, от картографа зависит, какие объекты будут отмечены на картах: бары, спортивные клубы или организации помощи жертвам домашнего насилия и клиники, где можно воспользоваться экстренными абортивными средствами. И последних, как указывается в докладе, на картах OSM значительно меньше, чем первых.

В силу своей показательности и наглядности карты стали незаменимы при проведении анализа явлений, имеющих определенную географическую привязку. Путем наслаивания фактов и данных на поверхность карты исследователям часто удается обнаружить скрытые паттерны и закономерности.

Так, нанесение дополнительной информации на карты еще в XIX веке позволило значительно продвинуть такие научные сферы, как, например, эпидемиология.

Значительно позже, в 2016 году, немецкие исследователи использовали все тот же OpenStreetMap для анализа регионов планеты, куда все еще не протянулись дороги, что делает эти районы наименее затронутыми человеком. Они также установили, что лишь на 9 процентов этих земель в настоящее время распространяются инициативы по охране окружающей среды.

Некоторые организации считают составление карт или заполнение «белых пятен» на них своей основной миссией. Например, HOT или Missing Maps, в чьи задачи входит пополнять карты регионов, подверженных природным и другим катастрофам, но расположенных в «мертвых зонах». Делается это с целью облегчить гуманитарный ответ в случае катаклизмов.

Карты и право на личную жизнь

Из нейтральных объектов карты превратились в очень личные атрибуты. Современные карты вращаются вокруг пользователей. Их способность беспрерывно транслировать положение объекта в пространстве сделала каждого пользователя буквально центром мира.

Карта отталкивается от его положения в пространстве, учитывает его вкусы, знает его привычки и подстраивается под интересы, как Google Maps, Citymapper, Maps.me и десятки других приложений и сервисов, созданных, чтобы всегда быть под рукой.

В многом из-за них же в современном мире вопросы пользования картами неожиданно тесно переплелись с проблемой обеспечения права на личную жизнь, когда одно пользование цифровыми картами, услужливо предлагаемое Google’ом и прочими, может означать потерю контроля над тем, как распространяется и используется информация о нашей частной жизни.

Функция геолокации, существенно облегчающая навигацию, имеет и свою обратную сторону. Данные о местонахождении пользователей – крайне ценный объем больших данных. С их помощью становится возможным получить достаточно полное представление о жизни человека.

Хай-тек игроки либо собирают эту информацию сами для внутреннего пользования, либо передают третьим сторонам. Как пишет Fast Company, по сути, сбором такой информации занимается любое приложение, основанное на определении местонахождения пользователя.

Особенно активен в этой сфере «карточный» гигант Google. Согласно опубликованному в прошлом году расследованию журнала Quartz, Google мог определять местонахождение пользователя даже при отключенной функции геолокации и извлеченной сим-карте, собирая информацию об обмене данными между смартфоном и вышками мобильной связи.

Согласно результатам исследований в рамках проекта Exodus, цель которого – анализ различных мобильных приложений на предмет их вторжения в частную жизнь, три из четырех приложений для Android содержат «жучки», следящие за передвижениями пользователя и хранящие эту информацию.

Альтернативная неокартография

Карты вышли далеко за пределы географии, а некоторые не имеют к ней вообще никакого отношения. Картирование (mapping) – мегапопулярный термин, имеющий самое широкое значение: от непосредственно картографии до картирования мозга, генов и идей.

Так, карты всегда были предметом декора и искусства. Новый век открыл новые возможности для творчества. Американский художник Билл Гаффи рисует сценки, «подсмотренные» им на улицах городов мира в Google Street View.

Американский художник Билл Гаффи рисует сценки, «подсмотренные» им на улицах городов мира в Google Street View. Фото: Азоры, фрагмент сайта художника.
Американский художник Билл Гаффи рисует сценки, «подсмотренные» им на улицах городов мира в Google Street View. Фото: Азоры, фрагмент сайта художника.

Желающие могут присоединиться к его виртуальным вечерам рисования и присылать свои работы. Основное условие конкурса – вдохновением для картины должен стать реальный фрагмент из Street View.

Работа удожницы Карен О’Лири основанная на картах городов. Фото: фрагмент flickr.com/photos/studiokmo
Работа художницы Карен О’Лири, основанная на картах городов. Фото: фрагмент flickr.com/photos/studiokmo

Художница Карен О’Лири на картах городов отбрасывает все, кроме транспортных путей, и превращает хитросплетения городских дорог в объекты искусства.

Интересные эксперименты проводит компания Good City Life, работающая с большими данными. В ее проектах карты призваны передавать эмоции – демонстрировать, как люди воспринимают пространство, в котором живут. У Good City Life есть «попахивающие карты» или «болтливые карты» таких городов, как Барселона, Лондон и Нью-Йорк.

Проект "Болтливая карта". Фото фрагмент сайта: goodcitylife.org/chattymaps/project.php
Проект «Болтливая карта». Фото: фрагмент сайта: goodcitylife.org/chattymaps/project.php

С помощью этих интерактивных изображений можно узнать, чем пахнет или как звучит та или иная улица мегаполисов.

Будьте с нами на связи, независимо от алгоритмов

Telegram-канал E-mail рассылка RSS-рассылка
Как победить алгоритмы: прочитай инструкции, как настроить приоритетный показ материалов в социальных сетях и подключить RSS-ленту.