Артем Козлюк, руководитель проекта «Роскомсвобода», рассказал Теплице социальных технологий о деятельности организации, положении российских пользователей Интернета, ситуации вокруг Telegram и о том, какие еще ограничения нас могут ожидать.
Полную версию интервью смотрите на нашем YouTube-канале в воскресенье 1 июля в 19:00.
– Каковы результаты коллективного иска в суд в отношении блокировки Telegram?
– Его отправили обратно, суд даже не принял к рассмотрению эту коллективную жалобу от 37, по-моему, пользователей. Мы собрали доверенности и заявления, которые они подали в отношении Telegram, и суд даже не принял их к рассмотрению. И это не точка.
Конечно, мы будем идти в вышестоящие суды, и в дальнейшем наши цели – выходить в ЕСПЧ и на какие-то международные площадки, и там уже коммуницирован ряд дел в отношении блокировок сайтов. И наше дело, и дело «Агоры» в отношении ковровых бомбардировок, которые шли еще до Telegram, что IP-блокировки задевают вполне добропорядочные интернет-ресурсы.
Это первый иск, который коммуницирован в ЕСПЧ, и второй иск уже по конкретным сайтам, в том числе по нашему сайту. В свое время состоялось судебное решение, анапский городской прокурор подал в суд.
– По «Роскомсвободе»? Это в 2016 году было?
– Да, в шестнадцатом году, что наша страничка – инструментарий и должна быть запрещена в России за то, что с помощью этих инструментов, про которые мы говорим: VPN, Тор, анонимайзеры, можно зайти на экстремистские ресурсы. Там даже была указана какая-то книга экстремистская, Абу Хабиб какой-то… С помощью нашей странички можно эту книгу почитать.
Нас в итоге не заблокировали, мы были внесены в реестр запрещенных сайтов, но без блокировки. В таком же режиме до сих пор находится Википедия. Она внесена в реестр, если вы не знаете, еще в 2012 году