В марте 2018 года в Великобритании запустили платформу What Charity, которая одновременно является и базой НКО, и рейтингом. На основе сведений британского регулятора (Charities Commission) автоматически создаются профили с базовой информацией о благотворительных организациях: название, адрес, направление деятельности, дата создания, финансовые данные, количество сотрудников, учредители.
Каждая НКО может создать личный кабинет на платформе What Charity и дополнить базовые сведения – рассказать, какие есть планы, какие результаты уже получены, как именно можно вовлечься. Возможно, не каждая НКО будет стремиться к созданию личного кабинета, однако в профиле каждой организации есть кнопка – «запросить данные у организации».
Более того, платформа декларирует создание рейтинга НКО на основе отзывов благополучателей, сотрудников, волонтеров, которые вовлечены непосредственно в деятельность организации, а не на основе экспертных оценок, как у известных рейтинговых платформ НКО – Charity Navigator, GuideStars.
О важности «услышать голос благополучателей» звучит все чаще, в частности, такие международные инициативы, как платформа GreatNonprofits, которая также представляет собой базу данных НКО с отзывами благополучателей, волонтеров и сотрудников.
Рейтинг Charity Navigator учитывает, в какой степени НКО собирает обратную связь от благополучателей. Humanitarian Voice Index представляет собой рейтинг гуманитарных НКО, составленный на основе обратной связи от получателей международной гуманитарной помощи.
Финансовая модель платформы What Charity: пользование платформой для НКО бесплатно, с мая планируется ввод платных дополнительных услуг в сфере digital, а именно, продвижение по модели «доверительного маркетинга». Сумма ежемесячного платежа будет зависеть от размера организации.
А как обстоят дела в России? Какие есть источники информации о деятельности НКО?
В настоящее время основной источник официальной информации о некоммерческих организациях – информационный портал Министерства юстиции РФ, именно в это ведомство НКО обязаны ежегодно подавать отчеты о своей деятельности; именно здесь можно получить наиболее полную и актуальную картину о размерах сектора в количественном выражении.
На портале представлен перечень всех зарегистрированных НКО и их отчеты.
Ключевые ограничения портала Минюста:
- низкое качество данных (частичное отсутствие информации, повторы, опечатки и пр.);
- разрозненность данных – информацию по каждой НКО необходимо искать в разных реестрах отдельно;
- недоступность, неудобство использования данных как для обычных пользователей, так и для IT-решений (ограниченные фильтры поиска, отчеты в формате «pdf», отсутствие открытого API, машиночитаемого формата и пр.).
Например, у значительного числа НКО в базе Минюста отсутствует или некорректно заполнен ОГРН, а только по этому уникальному номеру, по сути, возможна дальнейшая идентификация НКО. НП «Информационная культура» выявила более 58 тысяч таких случаев.
Об ограничениях портала Минюста сказано немало, об этом можно прочесть материал Теплицы «Анна Сакоян: как Комитет гражданских инициатив запустил проект «Открытые НКО».
Есть и более банальные вещи. Например, если название НКО указано с опечаткой, то все ее данные практически становятся недоступными. А опечатки не редкость, например, изучение реестра зарегистрированных НКО позволяет сделать вывод о наличии более 10 способов написания фразы «автономная некоммерческая организация».
На портале Минюста пользователь не может оперативно получить информацию на более узкие запросы. Например, невозможно узнать, сколько в Москве, да и в России в целом, благотворительных фондов, поскольку предлагаемая Минюстом фильтрация по организационно-правовым формам не совпадает с официальным классификатором форм.
Другая непростая задачка при использовании данных портала Минюста – анализ отчетности. Невозможно оперативно подсчитать, сколько же и какие НКО подали ежегодную отчетность; не все отчеты отображаются на портале Минюста.
Например, не представлены отчеты некоторых НКО, которые доставлены почтой или лично; есть и банальные технические сбои – нередко можно встретить 2-5 абсолютно одинаковых отчетов НКО, отправленных в одно и то же время. В содержательном плане отчеты НКО в Минюст также мало информативны, поскольку фиксируется лишь факт подачи отчета.
Внутри могут быть абсолютно пустые или непрозрачные строки расходов; нередко в рублях идут данные о расходах, которые нужно указывать в тысячах рублей.
У узких реестров Минюста свои ограничения. Например, в реестре НКО, выполняющих функции иностранного агента, представлен только актуальный перечень НКО. При исключении ее из реестра, в том числе по причине ликвидации, все сведения исчезают. Сравните, например, альтернативные ресурсы, которые ведут своеобразную летопись НКО, признанных «иностранными агентами».
С частью ограничений портала Минюста успешно справляются информационные платформы-листинги НКО, которые работают именно на данных Минюста. Например, в 2017 году были запущены платформы «Открытые НКО» (НП «Информационная культура») и «НКО фокус» («РЫБАКОВ-ФОНД»).
Среди ключевых преимуществ платформ:
- данные представлены в привязке к конкретной НКО, а не к целям Министерства юстиции (отдельные реестры);
- данные из различных источников, в т.ч. возможности краудсорсинга. Например, пользователь может дополнить информацию или сообщить об ошибке;
- более содержательная финансовая информация – например, краткая информация о господдержке – предмет контракта, краткое описание проекта;
- визуализация данных.
Ключевые ограничения платформ, запущенных на основе портала Министерства юстиции РФ
Полнота и обновление данных
Пока процессы обновления данных не отлажены ни у одной из таких платформ. В результате неизвестно, когда именно будут доступны сведения об НКО, зарегистрированных уже после запуска рассмотренных платформ. В таком случае единственным источником данных снова остается лишь портал Минюста.
Не по каждой НКО на этих порталах удастся найти и всю заявленную базовую информацию: например, в базе «НКО-фокус» не у всех НКО есть информация о дате регистрации, а в «Открытых НКО» не у всех НКО указан сайт.
Сохранение части проблем базы Минюста
Невозможность поиска данных по НКО из-за некорректной или неполной информации. В первую очередь, речь идет об отсутствии проверки на корректность названия НКО. Например, сейчас в базе «Фокус НКО» представлено 34 «благотоврительных» организации. Опечатка в названии населенного пункта также не позволит найти организацию по региону и пр.
На портале «Открытые НКО» ограничения, связанные с привязкой к базе Минюста как источнику данных, более принципиальные. В фильтрах используется все тот же неудачный классификатор организационно-правовых форм. Дублирующие формы – например, «движение» и «общественное движение»; в числе регионов РФ мы по-прежнему найдем «Министерство юстиции». А вот на портале Минюста данный курьез уже устранен.
Аналогичным образом, как и на портале Минюста, пользователь найдет лишь малую долю информации о деятельности НКО.
Ограниченные возможности аналитики для обычного пользователя
Обычный пользователь может найти лишь найти профиль конкретной организации. Узнать количество НКО того или иного типа в зависимости от фильтра. Конечно, благодаря открытому API у более продвинутых пользователей есть широкие возможности, если они создают решения по собственным, узким и сложным параметрам. Например, можно узнать объем доходов благотворительных фондов Санкт-Петербурга.
Весной 2018 года НП «Информационная культура» планирует запустить всероссийский реестр НКО на базе «Стандартов информационной открытости НКО». Согласно описанию проекта, планируется добровольное и самостоятельное размещение информации самими НКО любых форм.
Вопрос о том, как мотивировать НКО раскрывать информацию, пока открыт, обсуждаются варианты, при которых крупные фонды будут включать наличие страницы НКО на платформе как обязательное, формальное требование для участников грантовых конкурсов (аналогично системе Европейской комиссии PADOR), что несколько противоречит принципу «добровольности».
Кроме того, такая мотивация будет работать только для ограниченного круга НКО, претендующих на бюджетные средства. Практически не затрагивая нотариальные конторы, адвокатские бюро, ТСЖ, садовые товарищества, которые также являются НКО по своей организационно-правовой форме.
Информационные базы юридических лиц как источник информации об НКО
Принципиально иной источник данных о некоммерческих организациях представляют собой информационные ресурсы о деятельности любых юридических лиц, источником формирования которых выступает Федеральная налоговая служба.
Если база Минюста РФ позволяет пользователю, в распоряжении которого нет особых IT-ресурсов, составить лишь некое базовое представление о масштабах некоммерческого сектора в целом, и также отдельных подсекторов – иностранные агенты, исполнители общественно полезных услуг, то базы юрлиц агрегируют открытые данные по каждой конкретной организации, включая некоммерческие.
В базе RusProfile любой пользователь может получить информацию об официальном полном и кратком названии НКО, юридическом адресе, ИНН, ОГРН, ФИО руководителя и его должности, дате регистрации и ликвидации организации, перечне учредителей, филиалов и дочерних организаций, основном и дополнительных ОКВЭД.
Объем информации по НКО на ресурсах юрлиц гораздо шире, чем на ресурсах, базирующихся на специализированном портале Минюста. В частности, они содержат следующую дополнительную информацию:
- наличие лицензий на ведение той или иной деятельности;
- факты проведения проверок и полученные результаты;
- актуальные организационные изменения НКО – стадии реорганизации, ликвидации (в т.ч. дата и основания), организации-правопреемники и пр.
В два клика пользователь платформы может получить информацию о связях НКО и возможной аффилированности по адресу, руководителям, учредителям и дочерним структурам.
При этом информация обновляется практически в режиме реального времени. Как только НКО встала на учет в ФНС, она мгновенно появляется на порталах-агрегаторах; аналогичным образом – как только запущен процесс ликвидации или реорганизации.
В открытом доступе представлено большое количество аналогичных ресурсов, предоставляющих пользователю и более широкий функционал. Например, по каждой организации можно увидеть, не входят ли в состав ее исполнительных органов дисквалифицированные лица; не было ли в отношении нее открыто исполнительных производств, арбитражных дел; где и как упоминалась НКО и ее руководитель в СМИ, и т.д.
Как видим, объем актуальной информации, автоматически представленный в открытом доступе на ресурсах по юрлицам, значительно превышает объем рекомендованной для раскрытия информации, согласно Стандартам информационной открытости НКО.
Узкоспециализированные ресурсы о деятельности НКО
Платформы грантовых конкурсов
Сведения обо всех заявителях и победителях, а также проектах, представленных на конкурсы президентских грантов до 2016 года включительно, можно посмотреть здесь, а с 2017 здесь.
На платформе конкурса до 2016 года представлена подробная информация о проектах и организации, включая контактную информацию, основные сферы деятельности, количество сотрудников и добровольцев на дату подачи заявки, количество лиц и организаций, которым постоянно оказывались услуги за предыдущий год.
Представители Фонда президентских грантов сообщают, что собирают большие массивы данных о деятельности НКО, что открывает широкие возможности для аналитики как по конкретной НКО, так и сектора в целом. Другой вопрос – насколько эти данные, помимо публикации «черных списков», будут доступны для сектора, пока не ясно.
Аналогичным образом база данных конкурсов президентских грантов используется при проведении исследований и создания альтернативных ресурсов. Так, данные о победителях и поддержанных проектах представлены на платформе «Открытые НКО», а Трансперенси-Р агрегировали информацию о выделенной финансовой поддержке в привязке к конкретным НКО-победителям, а также провели исследование открытости этих НКО.
На сайтах крупных доноров также можно найти информацию о поддержанных организациях и проектах, как правило, речь идет исключительно о списке организаций-победителей и названии проекта.
Региональные базы данных НКО
Например, на портале СО НКО города Москвы «Душевная Москва» представлена 3741 московская «организация добрых дел» (по состоянию на март 2018-го). По каждой из них представлена базовая информация – название, ИНН, ОГРН, адрес, сайт, телефон, ФИО руководителя, направление деятельности. НКО может создать личный кабинет и дополнить описание, перечислить проекты, выпускать новости, размещать вакансии и объявления.
Особенности портала Душевная Москва: личные кабинеты и создание профилей организаций доступно и для незарегистрированных волонтерских объединений; возможность беспрепятственного изменения «официальной информации» – название НКО, адрес, ФИО руководителя, ИНН, ОГРН; вовлечение жителей и волонтеров – через систему лайков и шеров новостей, страниц; ведение отчетности по грантовым конкурсам на портале; предоставление дополнительных сведений по НКО для представителей органов исполнительной власти.
Проект Русфонд.Навигатор содержит сведения исключительно о фандрайзинговых благотворительных фондах, которые осуществляют сбор массовых пожертвований. На ресурсе представлен перечень таких фондов, фильтры по направлениям помощи фонда, сумме собранных денежных средств, программных и административно-управленческих расходах.
Каталог НКО – поставщиков социальных услуг и общественно полезных услуг, который ведет Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, содержит сведения об оказываемых услугах и НКО, в том числе о полученном бюджетном финансировании. У организаций есть возможность размещать свои методические материалы и обмениваться опытом оказания услуг.
Верифицированные платформы-листинги НКО. Например, на фандрайзинговой платформе Добро.Mail.ru представлено 135 «честных фондов», есть свои списки и на аналогичных платформах Благо.ру, И все за одного. Своеобразную верификацию обеспечивают и ассоциации НКО с достаточно жесткими принципами членства, такие как благотворительное собрание «Все вместе«, Ассоциация фандрайзеров.
Реестр недобросовестных поставщиков содержит информацию о причинах, дате внесения или исключения юридического лица из реестра. В нашем случае – НКО.
Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности: ресурс помогает уточнить организационно-правовую форму практически по каждой НКО, что в некоторых случаях бывает весьма кстати, когда название не позволяет однозначно идентифицировать.
Например, организационно-правовая форма Международного информационного агентства «Модус Вивенди Интернешнл» – частное учреждение; а Спортивно-технического клуба «ОКА» – некоммерческое партнерство.
В будущем именно на этом ресурсе планируется публикация обязательных аудиторских заключений.