Онлайн-обучение: для всех, даром и пусть никто не уйдёт обиженный

Постоянно расширявшиеся технические возможности для коммуникаций, доставки и потребления онлайн-контента привели к созданию первых независимых агентов онлайн-обучения - коммерческих и некоммерческих МООК-платформ. Фото: Pexels.com (CC0).

Одна из сильнейших сторон онлайн-образования – демократизация учебного процесса. Оно позволяет устранить многие барьеры: географические, физические, финансовые. Студенты получают возможность заниматься в удобном для себя месте: дома, по дороге на работу, в спортзале и даже в очереди.

Онлайн-обучение, или e-learning, – обучение с применением мультимедиа и Интернета. Это самая распространенная на сегодня форма дистанционного обучения, неуклонно расширявшаяся последние 13 лет. С недавнего времени онлайн-обучение считается мейнстрим-направлением в образовании, по некоторым параметрам уже опережающим традиционный очный формат.

Одна из сильнейших сторон онлайн-образования – демократизация учебного процесса. Оно позволяет устранить многие барьеры: географические, физические, финансовые. Студенты получают возможность заниматься в удобном для себя месте: дома, по дороге на работу, в спортзале и даже в очереди.

Все чаще они также могут выбирать и наиболее подходящее им время и самостоятельно определять, что они изучают и в каком темпе. Нередко онлайн-обучение в разы дешевле классического аналога или не стоит вообще ничего. Одновременно расширяются и возможности вузов, получающих доступ к тем студентам, которые в силу разных причин не могут присутствовать на занятиях лично.

Что такое МООC

Традиционные образовательные учреждения одними из первых начали пробовать себя в сфере онлайн-обучения. Разные формы онлайн-обучения уже адаптировали тысячи учебных заведений. Яркий пример инновационного подхода – программа «Виртуальный обмен» технологического университета Делфта в Голландии. Она позволяет студентам набирать необходимые кредиты, проходя онлайн-курсы партнерских вузов.

Институты и колледжи могут предлагать смешанные или гибридные программы, в которых стандартные «живые» лекции сочетаются с работой онлайн. Так, посещать занятия можно удаленно: подключаясь к трансляции в реальном времени (синхронная опция) или прослушивая запись (асинхронная опция), курс может включать skype-сессии и вебинары.

На базах других вузов запущены полностью дистанционные курсы, вообще не предполагающие личного присутствия студента: учеба и экзамены проходят удаленно.

Самый быстро развивающийся на сегодня сектор дистанционного обучения – массовые открытые онлайн-курсы или МООC, разрабатываемые учебными организациями для специализированных МООC-платформ.

Первые МООC были еще одним детищем движения за открытость знаний и данных, сопутствовавшего развитию Интернета и цифровых технологий. С 2000-х годов ряд университетов в США и Европе начал экспериментировать с онлайн-инструментами для того, чтобы предоставить как можно большему числу людей возможность изучать преподаваемые предметы на безвозмездной основе. Они могли использовать платформу Moodle для дискуссий между студентами и RSS-подписку для рассылки учебного материала.

Постоянно расширявшиеся технические возможности для коммуникаций, доставки и потребления онлайн-контента привели к созданию первых независимых агентов онлайн-обучения – коммерческих и некоммерческих МООC-платформ.

Среди них старожил платного онлайн-образования Lynda.com, запустившая секцию онлайн-курсов в 2002 году, Udemy (Ru/Eng), бесплатные Aga Khan Academy (Eng) и Peer 2 Peer (Eng) University.

В 2012 году мир МООC буквально взорвался и начал массово переходить на рельсы коммерции. Практически одновременно заработали крупнейшие платформы Coursera, Udacity, британская FutureLearn, французская OpenClassrooms и австралийская OpenLearning.

В том же году в ответ на резкую переориентацию онлайн-образования в сторону извлечения прибыли преподаватели Массачусетского технологического института и Гарвардского университета инициировали крупнейшую некоммерческую платформу edX, на базе которой сегодня публикуют свои бесплатные курсы более 70 организаций и вузов.

Первая МООС, или массовая открытая степень, магистратура компьютерных наук, была предложена пионером онлайн-образования технологическим университетом Джорджии в партнерстве с Udacity в 2014 году. Сейчас онлайн можно получить любое научное звание вплоть до доктора. Всего, по подсчетам Class Central, у студентов есть доступ к 500 различным МООC и МООС-дипломам и сертификатам.

По данным на 2017 год, на МООC-платформах, количество которых в мире превышает семь тысяч, размещены 9,4 тысячи курсов от 800 университетов. Из них 150 курсов приходится на долю российской МООC-платформы «Открытое образование».

Лидер индустрии Coursera предлагает доступ к двум тысячам курсов, а число зарегистрированных на ней пользователей достигает 25 миллионов человек из 200 стран мира.

Образовательный проект «Открытое образование». Фото: фрагмент сайта openedu.ru
Образовательный проект «Открытое образование». Фото: фрагмент сайта openedu.ru

Почти 40 процентов всех МООC составляют курсы по бизнес-практикам и технологиям, пятая часть – это курсы по гуманитарным и точным наукам. Но встречаются и совсем неожиданные специальности. Так, при необходимости онлайн можно записаться на курс по правильному выращиванию марихуаны в медицинских целях. Существуют программы, по окончании которых студенту может быть присвоено звание бакалавра кулинарного дела или сельского хозяйства, магистра стоматологии и ассистента ветеринара.

Онлайн-обучение для всех и обо всем

Онлайн-обучение – инструмент, позволяющий разным категориям людей в гибкой форме закрывать пробелы в знаниях и получать новые навыки: родителям, ухаживающим за маленькими детьми, людям с ограничениями здоровья, тем, кто трудится полный рабочий день, или тем, кому в свое время не удалось получить образование.

Большую часть слушателей онлайн-курсов составляют взрослые работающие люди с высшим образованием: до 75 процентов – студенты старше 25 лет. Многих к продолжению учебы подталкивают реалии современного рынка труда.

В профессиональной среде все более острой темой становится «обучение длиною в жизнь» – необходимость постоянно приобретать новые навыки и освежать уже имеющиеся из-за феномена стремительного устаревания знаний, усиливающегося на фоне технологического бума.

Более того, все громче звучат голоса в поддержку однажды озвученного Биллом Гейтсом мнения, что в будущем на смену образованию, оцениваемому академическими степенями, придет образование, измеряемое набором умений.

Ответом онлайн-обучения на эти тенденции стало появление так называемых микростепеней, например, наностепеней платформы Udacity, впервые предложенных в 2015 году и ставших мгновенным хитом. С того момента на программы Udacity поступили 53 тысячи человек, а 18 тысяч уже получили дипломы.

Микростепени – это распакованные и расфасованные в более короткие модули продолжительные программы, например, MBA. Они охватывают небольшой круг тем или обучают узкому спектру навыков.

Так, среди наностепеней Udacity – специализация по Google AdWords или по разработке беспилотных автомобилей. Свои микростепени постепенно появляются и у других платформ, в том числе у FutureLearn и у китайской МООC-платформы XuetangX. На платформе edX размещают свои микромагистратуры Массачусетский технологический институт, Колумбийский университет и университет Пенсильвании.

«Микрофикация» онлайн-обучения затронула и продолжительность учебных сессий. Как пишет портал Elucidat, современный студент тратит не более семи секунд на то, чтобы оценить, стоит ли материал его внимания.

С таким быстрым сокращением периодов концентрации длительность учебных сессий продолжает укорачиваться. В некоторых случаях – до пары-тройки минут в день, как, например, в мегапопулярном приложении для изучения языков Duolingo. Этот подход стал известен как микрообучение и «учебные перекусы» – snack learning.

Онлайн-обучение становится все более привлекательной альтернативой не только для работающих профессионалов, но и для молодежи. В США число студентов онлайн растет обратно пропорционально числу новых абитуриентов очных отделений в университетах и колледжах. В 2017 году 6,7 миллиона студентов в США, или почти треть от общего числа, были зарегистрированы как минимум на один онлайн-курс.

Как следствие, онлайн-обучение напрямую трансформирует не только характер учебного процесса, но и другие устоявшиеся образовательные схемы. По статистике, почти 70 процентов студентов используют для прохождения курсов не ноутбуки и компьютеры, а смартфоны. Поэтому мобильные версии курсов или наличие приложений становится еще одним необходимым требованием для успеха МООC.

Изменяется формат дипломов. В некоторых случаях электронные эквиваленты бумажных сертификатов заменяют цифровые бейджи, как бейджи IBM, которые затем можно вывесить в профайлах онлайн, например, на странице в LinkedIn.

Современное онлайн-обучение задействует интерактивные видео, геймификацию, приложения, объяснение материала в формате сценариев, симуляций и историй. Например, виртуальная адаптивная платформа Osmosis для будущих медиков.

https://www.youtube.com/watch?v=eipBposz_oM

Или Tata Interactive Systems для патологоанатомов – она содержит даже симуляцию места преступления в 3D, чтобы студенты могли на практике применить получаемые знания.

https://www.youtube.com/watch?v=93kYcB75sys

Некоторые компании, как SB Studio готовые шаблоны с применением различных интерактивных методов онлайн-обучения.

Недалек тот момент, когда МООC-платформы массово возьмут на вооружение другие крупные технологические наработки: искусственный интеллект, дополненную и виртуальную реальность, роботов и речевые технологии.

Canvas, платформа для управления образованием, предоставляет пространство для организации виртуальных классов. В 2017 году было объявлено о запуске совместного проекта Canvas и Amazon по созданию серии навыков голосового ассистента Alexa.

В случае успеха студенты смогут подключать Alexa к учебному процессу: просить ее резюмировать основные пункты лекции, провести сессию «вопрос-ответ» перед экзаменом, получать уведомления об обновлениях или домашней работе.

Онлайн-обучение расширяется не только в высшем образовании. К-12 – термин, который также все чаще можно услышать в этой сфере. Им обозначают возрастную группу детей дошкольного возраста и до 12 лет ( “K” – или англ. kindergarden). Так, медленно, но верно растет число виртуальных школ. Некоторые из них, такие как Mosaica Online или K-12 Inc., работают на протяжении 10-15 лет.

Еще одно популярное направление – онлайн-подготовка к школе. Ею все чаще пользуются родители, проживающие в удаленных районах или ограниченные финансово. По оценкам портала Technavio, к 2021 году количество виртуальных школ в Северной Америке вырастет на 13 процентов.

Попытки приобщить детей к азам онлайн-обучения предпринимаются по всему миру, в Кении, Польше, Австралии.

В декабре в одной из школ на Багамах заработал пилотный проект, поддержанный правительством. В его рамках в учебном процессе будут широко задействованы цифровые технологии.

Онлайн-обучение часто становится временной альтернативой, если ученики не могут попасть в класс. Только в 2017 году множество учебных заведений, в том числе школ, использовали свои онлайн-платформы для продолжения занятий в экстремальных погодных условиях: сильного снегопада и даже ураганов. В американском штате Колорадо для проведения «дня электронного обучения», введенного из-за плохой погоды, использовали школьные автобусы. В них был установлен беспроводной Интернет для детей, чьи дома не подключены к Сети.

Опросы свидетельствуют, что студенты считают онлайн-обучение как минимум таким же эффективным, а многие и превосходящим по качеству традиционное образование.

Но оно не лишено и недостатков. На ранних этапах больше всего нареканий вызывали качество преподавания и получаемых знаний. Для решения этой проблемы многие МООC-платформы прибегли к внедрению системы отзывов и рейтингов, было основано несколько сертифицирующих органов.

Одной из основных сложностей, сопровождающих онлайн-обучение, остается мотивация студентов. Такая форма получения знаний требует высокого уровня самодисциплины, сохранять который оказывается под силу далеко не всем: бросают учебу, не закончив курс, от 40 до 60 процентов пользователей.

Оппоненты онлайн-образования также часто затрагивают тему отсутствия социализации и прямого контакта между преподавателем и студентом и внутри обучаемой группы, характерные для стандартной формы обучения.

Для восполнения этого звена образовательного процесса в онлайн-обучении становится все более популярной концепция социального образования: добавление к онлайн-курсам опций для прямых skype-конференций, переписки в социальных сетях и других инструментов, способствующих общению и взаимообмену.

Другая часто цитируемая проблема – языковой и культурный барьеры. Как пишет портал eLearning Industry, английский язык по-прежнему является доминирующим языком онлайн-курсов, а их производителями выступают в основном западные институты. Как следствие, иностранным студентам может быть сложно участвовать в дискуссиях, задавать вопросы и понимать специфические требования, связанные с заданиями и их оценкой.

Часто также поднимается вопрос о респектабельности получаемых сертификатов и дипломов. Но работодатели, по всей видимости, все более благосклонно настроены в отношении онлайн-степеней. Так, в декабре компания General Electric заявила, что будет интервьюировать для потенциального трудоустройства любого студента, окончившего микромагистратуру Массачусетского технологического института.

Google разработал и субсидировал курс по IT-технологиям для Coursera, выпускники которого смогут напрямую связываться с работодателями из созданного пула заинтересованных компаний.

Онлайн-образование и НКО

Онлайн-обучение доказывает свою состоятельность и как инструмент для НКО: как способ продвижения миссий, вовлечения целевых групп, обучения сотрудников.

В прошлом году исключительный проект запустил итальянский университет International Telematic University UNINETTUNO – единственный в мире, где преподавание ведется на пяти языках. На его базе был создан портал «Образование без границ». С его помощью мигранты и беженцы могут подтвердить свои дипломы, продолжить обучение или записаться на дополнительные курсы, например, профессиональные или языковые.

eLearnAfrica – социальный проект, запущенный в 2016 году. Эта бесплатная МООC-платформа нацелена на облегчение доступа к образованию для африканских студентов. Siyavula – южноафриканская компания, занимающая разработкой учебных онлайн-материалов категории «К-12».

Компания HeyPayless накануне сообщила о запуске принципиально новой игровой платформы онлайн-обучения Dyslexia Dragon, специально подогнанной под нужды детей с дислексией.

НКО используют онлайн-обучение для повышения информированности аудитории о проблемах, на борьбу с которыми направлена деятельность организации. МООC-платформа Женевского центра аутизма работает уже много лет, на ней, в частности, размещены и бесплатные курсы, посвященные особенностям аутизма. В 2015 году Amnesty International на базе платформы Udemy запустила курс по основам прав человека (Eng).

Курс Amnesty International по основам прав человека. Фото фрагмент курса.
Курс Amnesty International по основам прав человека. Фото: фрагмент курса.

МООC могут служить тренажерами, симуляторами, бесконечным источником информации для НКО и гуманитарных работников, как NGO Academy или Agora ЮНИСЕФ. Австралийская МООC-платформа BloodSafe нацелена на подготовку медицинских работников к безопасным манипуляциям крови: переливаниям, забору и хранению. Все курсы на ней бесплатные.

Множество курсов на русском языке предлагает программа Восточного партнерства ЕС.

Программа Восточного партнерства ЕС.

У Global Health Learning Center есть бесплатные онлайн-программы по вопросам здравоохранения. Save the Children разработала свой курс по адвокации, а Всемирное антидопинговое агентство буквально на днях запустило антидопинговую платформу онлайн-обучения.

Будьте с нами на связи, независимо от алгоритмов

Telegram-канал E-mail рассылка RSS-рассылка
Как победить алгоритмы: прочитай инструкции, как настроить приоритетный показ материалов в социальных сетях и подключить RSS-ленту.