Технологии, которые НКО использовали в 2017 году

Дроны стали самым эффективным новым инструментом экологов за последний год. Фото с сайта new.wwf.ru

Виртуальная реальность, криптоблаготворительность, чат-боты – эти и другие технологии использовали российские НКО и проекты в своей практике. Теплица сделала обзор решений, которые активисты и благотворители использовали для продвижения своих проектов.

Виртуальная реальность, криптоблаготворительность, чат-боты, дроны – эти и другие технологии использовали российские НКО и проекты в 2017 году. Замредактора Теплицы Наталья Баранова сделала обзор решений, которые активисты и благотворители использовали для продвижения своих проектов.

1. Виртуальная реальностьНа передовой стоит международная экологическая организация «Гринпис России». Она еще в 2016 году создала короткометражный фильм в формате 360° под названием «Путешествие в край оленей и нефти».

Авторы фильма хотели привлечь внимание людей к экологическим проблемам с помощью виртуальной реальности. Фильм был создан в рамках общественной кампании «Север помнит».

В сентябре 2017 года фонд «Обнаженные сердца» использовал виртуальную реальность на московском инклюзивном фестивале House of Hearts. Зрители с помощью VR-очков дополненной реальности увидели фильм «История Аркаши». Они могли оказаться на инклюзивной детской площадке, в учебном классе и комнате сенсорной интеграции.  Таким образом фонд показал как, работает в регионах России, в частности в Нижнем Новгороде.

Погружение в виртуальную реальность предлагает российский проект VRablity. Цель проекта – мотивировать людей с инвалидностью к большей активности в реальной жизни.

Команда проекта взаимодействует с организациями, фондами и программами, помогающими людям с инвалидностью, создавая уникальные сферические ролики и фильмы под задачи этих организаций. В числе партнеров проекта региональная общественная организация инвалидов «Перспектива», программа «Лыжи мечты», организация «Хрупкие дети».

Руководитель Теплицы Алексей Сидоренко уверен, что с помощью VR-проектов можно собирать деньги.

«Будущее для социальных VR-проектов в гибридных онлайн-оффлайновых мероприятиях, где целевая аудитория приходила бы на стенды НКО, там ей давался бы шлем-VR (или «псевдошлем» со смартфоном) и уже после «просмотра»/«погружения» предлагалось бы что-то сделать. Потому что для массового пользователя настройка и самостоятельное погружение в виртуальную реальность социальной направленности были бы очень сложными — просто на любопытстве интернет-серфера тут не выедешь», — объяснил Алексей Сидоренко для «Такие дела».

2. Криптоблаготворительность. В некоммерческом секторе начинают пробовать новый рынок технологических решений. В августе 2017 года Внешэкономбанк запустил электронный кошелек для благотворительного фонда «Старость в радость» и провел первую транзакцию в криптовалюте Ether (эфир) компании Ethereum. Первый благотворительный взнос был совершен в размере 1 эфира (около 16, 5 тысячи рублей).

Уже в ноябре 2017 года благотворительный фонд «Подари жизнь» начал принимать пожертвования в криптовалюте через партнера в США. А в декабре 2017 года AdVita Fund USA, которая собирает средства для подопечных петербургского фонда AdVita, начала официально принимать пожертвования в биткоинах.

В интервью Теплице эксперт в области криптовалют Антон Меркуров заявил, что для НКО наступление криптовалют неизбежно. Однако ситуация с криптовалютой в России неоднозначная: по законодательству статус криптовалют не определен.

Еще по теме: Видео в социальных сетях: 360 градусов, истории и прямые включения

3. Quora-подобные системы. В этом году было запущено несколько ресурсов, которые построены по принципам рекомендательной системы Quora. Это социальный сервис обмена знаниями в форме вопросов и ответов, основанный в июне 2009 года Адамом д’Анджело и Чарли Чивером (одними из создателей социальной сети Facebook).

Так фонд «Друзья» создал платформу ProCharity для поиска волонтеров для НКО из коммерческого сектора, эксперт в сфере сиротства Александр Гезалов при поддержке Теплицы запустил онлайн-навигатор «Успешные сироты» для выпускников детских домов, а проект «Русь Сидящая»и Human Rights Incubator  — информационный ресурс «Тюремный консультант» о правилах жизни в тюрьме.

4. Популярность чат-ботов. Чат-боты становятся все популярнее в некоммерческом секторе. Например, благотворительная организация «Ночлежка» запустила на сайте тест «Индекс уязвимости», который предсказывает шансы пользователя стать бездомным.

В нем вместо выбора варианта предлагается пообщаться с ботом и ответить на его вопросы в произвольной форме.

Интерфейс чат-бота "Ночлежки"
Интерфейс чат-бота «Ночлежки».

Правозащитный медиапроект «ОВД-Инфо» создал чат-бот в Telegram, который может помочь задержанным. Разработчики из Санкт-Петербурга при поддержке Теплицы запустили telegram-бот Open Recycle Bot, который работает на нейронной сети. Бот призванн облегчить раздельный сбор мусора, для тех, кто не знаком с деталями процесса.

Один из примеров использования чат-ботов в некоммерческой сфере – это бот проекта «Антон тут рядом», созданный Теплицей социальных технологий в 2016 году.

5. Сенсоры. Активисты стали использовать в своей практике приборы для измерения качества воздуха. По мнению Алексея Сидоренко происходит демократизация замеров качества воздуха.

«Изменения стали возможны благодаря прибору AirVisual Node, который был использован для резонансных проектов в Красноярске (проект «Красноярское небо») и Москве (исследования журналиста Виктора Борисова). Самостоятельные замеры вызывают сильное раздражение властей, которые привыкли к комфортной монополии на подобные данные. Но по мере увеличения точности сенсоров и растущей дешевизны, прогресс явно не на стороне монополистов данных», – считает Алексей Сидоренко.

Маршрут журналиста Виктора Борисова, который провел исследование о качестве воздуха в Москве. Изображение: скриншот из личного блога victorborisov.livejournal.com
Маршрут журналиста Виктора Борисова, который провел исследование о качестве воздуха в Москве. Изображение: скриншот из личного блога victorborisov.livejournal.com

6. Дроны. По словам Алексея Сидоренко, дроны стали самым эффективным новым инструментом экологов за последний год. «Можно сказать, что в 2017-м они стали уже самым настоящим мейнстримом, в отличие от видео 360 или виртуальной и дополненной реальности», – говорит Сидоренко.

Примером могут быть проекты Всемирного фонда дикой природы WWF в Амурской области. Исследование WWF показало, что беспилотники и портативные навигаторы могут использоваться для выполнения новых требований мониторинга лесохозяйственных мероприятий на лесосеках.

В Казахстане активисты использовали дроны для съемки стихийных свалок для проекта «Свалкатау». Объясняющие дрон-видео иллюстрируют спецпроект «Уран, товарищи». Он рассказывает о двух урановых поселках Кыргызстана: Мин-Куше и Каджи-Сае, которые оказались на грани экологической катастрофы.

7. Базы открытости НКО. В этом году центр «Трансперенси Интернешнл-Россия» перезапустил сайт проекта «Прозрачность некоммерческих организаций». На сайте есть база данных НКО, исследования прозрачности и результаты мониторингов распределения государственных средств.

Также по инициативе Рыбаков фонда был запущен онлайн-сервис «НКО фокус», который помогает найти организации по всей России. Комитет гражданских инициатив представил проект «Открытые НКО». Это портал, на котором можно найти информацию о деятельности, устройстве и финансировании российских некоммерческих организаций. Структурированную базу создали эксперты некоммерческой организации «Информационная культура».

Эксперты убеждены, что благодаря алгоритмам машинного обучения НКО уже могут прогнозировать объем пожертвований, выявлять причины всплесков и спадов пожертвований и на основе полученных данных выстраивать устойчивые пиар-кампании. Однако пока примеров использования машинного обучения в практике НКО нет.

Будьте с нами на связи, независимо от алгоритмов

Telegram-канал E-mail рассылка RSS-рассылка
Как победить алгоритмы: прочитай инструкции, как настроить приоритетный показ материалов в социальных сетях и подключить RSS-ленту.