Играючи: видеоигры как способ изменить мир

Игры, основная цель которых совсем или не только развлекательная, принято называть «серьезными играми». Сохраняя элементы «игривости», они создаются с серьезными намерениями: обучить, изменить поведение, передать особый эмоциональный или интеллектуальный опыт. Фото: pexels.com (CC0).

Игры, основная цель которых совсем не развлекательная, принято называть «серьезными играми». Сохраняя элементы «игривости», они создаются с серьезными намерениями: обучить, изменить поведение, передать особый эмоциональный или интеллектуальный опыт. К таким играм можно отнести военные, авиационные, медицинские симуляторы, деловые игры или…

Люди всех возрастов любят видеоигры. По оценкам портала Newzoo, сегодня в них играет каждый четвертый житель Земли. Причем большинство игроков далеко не дети.

Средний возраст геймера – 35 лет, а людей моложе 18 лет среди них столько же, сколько и тех, кому за 50, – чуть больше четверти от общего числа. Женщины играют почти так же увлеченно, как и мужчины. Они составляют 41 процент геймеров, а в США, Великобритании и Японии их численность стремится к 50 процентам или превышает половину.

Согласно различным исследованиям, в умеренных дозах видеоигры оказывают позитивный эффект на когнитивные способности. Они могут улучшать концентрацию внимания, долгосрочную и краткосрочную память, способность к многозадачности и быстрому принятию решений, самоконтроль и ментальную гибкость.

Видеоигра позволяет перенести пользователя в необычные и незнакомые условия, заставляет его активно взаимодействовать со средой, противостоять конфликту или проблеме, размышлять над ситуацией, укреплять навыки работы в команде.

Главное орудие любой успешной игры – увлекательность. Как пишет Growth Engineering, это качество определяют несколько компонентов: сюжет и его постоянное развитие, интерактивность, правила, позволяющие пользователю совершать и исправлять ошибки и удерживающие игру от превращения в хаос.

Также игры создают эффект погружения, привносят дух здоровой конкуренции и предоставляют безопасное пространство для практики трудных навыков.

Эти качества делают видеоигры не только эффективным средством борьбы со скукой, но и мощным инструментом для обучения, распространения идей и информирования.

Игры, основная цель которых не только или совсем не развлекательная, принято называть «серьезными играми». Сохраняя элементы «игривости», они создаются с серьезными намерениями: обучить, изменить поведение, передать особый эмоциональный или интеллектуальный опыт.

К таким играм можно отнести военные, авиационные, медицинские симуляторы, деловые игры или игры, направленные на сбор научных данных. Как, например, Sea Horse Quest – это не просто игра-квест в подводном мире.

Sea Horse Quest игра-квест в подводном мире. Фото: фрагмент сайта игры.
Sea Horse Quest – игра-квест в подводном мире. Фото: фрагмент сайта игры.

Каждый ее участник, играя, вносит лепту в продвижение исследований причин и признаков деменции. Один из первых симптомов этой болезни – утрата способности ориентироваться в пространстве.

Игра позволяет ученым собирать важные данные о механизмах реагирования человека в процессе навигации.

Еще по теме: Виртуальная реальность: как международный комитет красного креста меняет видеоигры в лучшую сторону

В отдельный жанр серьезных игр выделяются игры с социальной составляющей или игры для позитивного воздействия – games for impact. Они делают упор на положительных переменах в обществе, имеют образовательную направленность или сосредоточены на актуальных проблемах.

Один из ярких примеров – игра Papers, Please, запущенная в 2013 году и получившая приз BAFTA, а также признанная лучшей, по версии Forbes, New Yorker, Wired, PCWorld.

В центре игры – сотрудник контрольно-пропускного пункта на границе города, разделенного между двумя ранее воевавшими странами. Инспектору необходимо анализировать и фильтровать поток желающих пересечь границу, в котором встречаются персонажи всех категорий, в том числе контрабандисты, шпионы и террористы. В распоряжении пограничника имеются лишь документы человека и скудная база поиска.

В прошлом году была выпущена автобиографическая и эмоциональная игра That Dragon, Cancer, частично профинансированная за счет кампании на Kickstarter.

Она основана на трагическом опыте Райана и Эми Грин. У их годовалого сына был диагностирован рак. Джоэль боролся с болезнью четыре года и умер в 2014 году. В игре, созданной в память о нем, повествование может вестись от лица родителей или наблюдателя. Она включает реконструкцию многих счастливых и тяжелых моментов, которые пережила семья, пока Джоэль был жив.

Жанры игр для позитивного воздействия

Образовательные игры

Задача игрока в Dragonbox проста и не нова – создать армию, одолеть дракона, спасти нацию. Основное отличие игры от других, с виду идентичных ей, в том, что она учит детей основам геометрии.

Игра Dragonbox. Фото: сайт игры.
Игра Dragonbox. Фото: сайт игры.

Для того чтобы пройти уровень, необходимо усвоить характеристики геометрических фигур и найти доказательства базовых теорем. Только так игрок может освободить от угрозы вверенный ему остров Евклида.

Reach for the Sun – игра по управлению ресурсами, миссия которой – забота о растении. Игра рассказывает о принципе фотосинтеза, анатомии растений и, как пишут создатели, немного о цикличности жизни и смерти.

https://www.youtube.com/watch?v=ezAH_WY6a8I

Minecraft: Education Edition – образовательная версия одной из самых успешных в истории видеоигр. Minecraft, или Майнкрафт, была создана шведским разработчиком Маркусом Перссоном и относится к инди-играм (от англ. independent games, или независимые игры, то есть созданные не крупными производителями, а отдельными разработчиками на небольшие средства).

Майнкрафт – это трехмерный открытый мир, состоящий из блоков. В нем перед игроками не ставятся конкретные цели. Они могут заниматься созданием сложных объектов из отдельных блоков, изучать мир или сражаться с врагами.

Организация MinecraftEdu существует с 2016 года и стремится продвигать Minecraft как образовательный инструмент. На сайте организации можно найти варианты занятий для детей всех возрастов: от уроков по эмпатии до основ экономики.

Все эти игры – примеры инструментов для обучения через игру. Этот образовательный прием в последние годы популярен не только в детских садах и школах, но и в университетах, а также в корпоративном мире.

Так, игра Pulse! задумана как инструмент для обучения медиков. Она симулирует обстановку в отделении скорой помощи больницы.

Игроку необходимо оценить состояние пациента и поставить правильный диагноз. А игра Pacific учит основам менеджмента и навыкам управления командой. По сюжету, исследователям, чей самолет разбился в Тихом океане, необходимо выбраться с острова, на котором они оказались. Игрок как лидер группы осваивает навыки по мотивированию команды, разрешению конфликтов и распределению задач.

Еще один пример корпоративной игры – Merchants.

Она переносит пользователей в Венецию XV века, где им предстоит изучать искусство ведения переговоров, набираясь опыта в сделках с такими партнерами, как Никколо Макиавелли.

Новостные игры

Другой жанр серьезных игр – новостные игры, или newsgames. Они часто создаются медийными организациями и служат иллюстрацией или инструментом журналистского расследования или исследования. Новостные игры являются одной из вариаций цифрового сторителлинга.

Настольные игры как способ изучить насущные социальные, экономические и политические проблемы существовали на протяжении всей своей истории. Один из ранних примеров успешных новостных видеоигр – PeaceMaker, созданная в 2007 году в лаборатории университета Карнеги – Меллон.

Ее миссия – установить мир на Ближнем Востоке и получить Нобелевскую премию. Играть можно в роли израильского премьер-министра или палестинского лидера.

Cuttroat Capitalism: The Game 2009 года создана журналом Wired. Ее главный герой – капитан пиратского корабля в Сомали, в который лидеры местных общин «инвестировали» крупные суммы. Задача игрока – порадовать старейшин и избежать банкротства, взяв на абордаж иностранное судно и добившись выплаты выкупа.

The Migrant Trail – игра о ситуации на американо-мексиканской границе и часть медийной кампании The Undocumented. Игрок может выступать в роли пограничника или мексиканского мигранта, пытающегося пересечь пустыню Аризоны.

В ноябре 2016 года после президентских выборов в США газета New York Times выпустила игру.

The Voter Suppression Trail. Игра меняется в зависимости от выбранного персонажа, иллюстрируя, насколько непохожим может быть опыт голосования на выборах для разных категорий людей. Если игрок выбрал своим аватаром белокожего программиста в Калифорнии, то ему с легкостью удается попасть на избирательный участок.

The Voter Suppression Trail.
The Voter Suppression Trail.

Совсем иным оказывается путь в Техасе медсестры – уроженки Латинской Америки. Ей необходимо долго трястись в автобусе, а затем выстаивать длинную очередь и решать, откажется ли она от своей затеи из-за разных личных проблем.

The Good, The Bad and The Accountant, созданная журналистской организацией J++, позволяет почувствовать себя мэром города. Градоначальнику приходится балансировать между этическими принципами и коррупцией и, как указано на сайте игры, каждый кейс – это реальная история.

The Good, The Bad and The Accountant.
The Good, The Bad and The Accountant.

Syhacked – созданная для телеканала «Аль-Джазира» игра о кибервойне в Сирии. Еще одна игра об этом военном конфликте – 1000 Days of Syria, рассказывающая о первых трех годах войны.

GametheNews.net – специализируется на разработке новостных игр. Эта группа получила скандальную известность после того, как магазин приложений Apple Store отказался принимать ее разработку – игру Endgame: Syria, в которой геймер контролирует войска повстанцев.

В Apple игру сочли не соответствующей фактам. В результате в iOS-формате она была переделана в Endgame: Eurasia и лишилась всех отсылок к Сирии, превратившись в обычную игру.

Игры о глобальном потеплении

Игры, посвященные разъяснению угроз и последствий глобального потепления, также выделяются в отдельный жанр серьезных игр. Earth the Primer – это, по сути, живая книга, с которой можно играть. Она рассказывает о том, как «функционирует» наша планета.

Группа разработчиков Red Redemption – авторы двух известных игр, освещающих проблемы глобального потепления. Fate of the World была создана в 2011 году. Эта стратегия полагается на реальные научные данные, собранные за последние 200 лет, и содержит несколько сценариев драматического развития событий на Земле.

Climate Challenge ставит перед игроком задачу управлять ресурсами «европейских наций», пытаясь при этом сдержать глобальное потепление. Продюсером игры выступила корпорация BBC.

V GAS – 3D-игра, происходящая внутри виртуального дома пользователя. Игрок создает модель своего жилища, основываясь на реальных параметрах, а затем должен реагировать на различные кризисные ситуации, адаптируя свой образ жизни. По ходу игры пользователь может получить информацию о генерируемом им самим «углеродном следе» – выбросах углекислого газа.

G4C

Аббревиатура G4C обозначает Games for Change, или «игры для достижения перемен». Она относится к глобальному движению среди создателей видеоигр, работающих над серьезными играми с социальной составляющей. А также к неправительственной организации с этим названием. Games 4 Change была основана в 2004 году. На сегодня это одна из главных платформ для продвижения игр для позитивного воздействия.

Она, в частности, служит инкубатором для производства и тестирования новых проектов.

Лаборатория Games for Change приложила руку к такой известной игре, как Sweatshop.

Ее действие разворачивается на текстильной фабрике, и игроку необходимо балансировать между требованиями владельца по увеличению производства – Босса – и положением работника – Мальчика.

В частности, ему предстоят моральные дилеммы, вроде: стоит ли тратиться на услуги пожарного инспектора, чтобы предотвратить угрозу возгорания, или платить за дополнительное обучение рабочих, чтобы снизить травматизм на производстве.

Games 4 Change – это также форум для дискуссий в формате фестиваля G4C. Он проходит ежегодно и посвящен видеоиграм в образовании, здравоохранении, науке, гражданском обществе.

Еще по теме: Видеоигры: дофамин, влияние на мозг и геймификация образования

В этом году в рамках фестиваля впервые прошел саммит VR for Change для разработок в области виртуальной реальности. На нем, в частности, была презентована игра SuperChem VR – виртуальный симулятор химической лаборатории, где ученики могут ставить эксперименты без угрозы здоровью, а также игра Perfect Eggplants Don’t Exi – о навязывании требований к нашему внешнему виду.

Ее действие разворачивается в мире баклажанов. Игрокам приходится модифицировать своих персонажей, чтобы отвечать представлениям общества об идеальном теле.

Участниками VR for Change также были несколько иммерсионных фильмов, в том числе Across the Line об опыте людей, пытающихся получить доступ к абортивным методам в США.

Также Games 4 Change – инициатор Games 4 Change Awards. Этой наградой отмечаются игры, добившиеся значительного успеха в продвижении социальных перемен.

В 2017 году победителем в номинации «Лучшая игра» стала Tracking Ida – «образовательная игра альтернативной реальности, вдохновением для которой послужила деятельность американской журналистки Иды Велс в 1890-х годах.

Ида была пионером в области журналистики расследований. Игроки узнают о борьбе Иды против линчевания и самосуда и используют ее методы для расследования подобных преступлений в современном мире».

В разные годы обладателями Games 4 Change Awards становились многие известные игры. Valiant Hearts от Ubisoft о Первой мировой войне, основанная на письмах французских солдат с фронта.

Life is Strange – игра, развивающая тему выбора и последствий. В ее центре – девушка Хлоя, способная поворачивать время вспять и менять прошлое, и ее друг Макс.

А также Mission US: A Cheyenne Odyssey – историческая игра о жизни племени шайеннов в Северной Америке.

Игры на службе международных организаций и НКО

Международные и неправительственные организации все чаще используют видеоигры для продвижения своих миссий. Food Force еще в 2005 году была разработана для продовольственной программы ООН и посвящена проблемам снабжения продовольствием регионов в состоянии гуманитарного кризиса. Игроки должны выполнять миссии по доставке грузов в голодающие районы вымышленного островного государства Шейлан в Индийском океане.

Игра EVOKE была разработана в 2010 году при поддержке Всемирного банка. С тех пор она проводилась четыре раза. Игрокам в роли супергероев необходимо в реальном времени выполнить несколько миссий, связанных с решением гуманитарных проблем: поработать волонтером, оказать другую помощь и предоставить доказательства своей работы. Победитель может получить грант, стипендию, звание ментора.

Игра EVOK.

Ayiti: The Cost of Life – flash-игра, созданная для организации GlobalKids и поддержанная ЮНИСЕФ. Игра, посвященная проблемам бедности и доступа к образованию, предлагает пользователю стать главой гаитянской семьи. Каждый уровень эквивалентен четырехлетнему периоду.

Ayiti: The Cost of Life
Ayiti: The Cost of Life

В начале раунда игроку необходимо распределить задачи между домочадцами. Каждая уменьшает семейный бюджет. Игроку необходимо обеспечить достаток и благополучие в доме в течение четырех лет.

В игру Half the Sky Movement: The Game можно играть в Facebook’е.

Она была создана для движения Half the Sky, выступающего против подавления прав женщин. Игра имеет практическую направленность. Игрок выполняет миссии, получая информацию о реальных проблемах, с которыми сталкиваются женщины по всему миру. Он также узнает о возможных решениях, разработанных и применяемых на практике различными международными организациями, в том числе World Vision и United Nations Fondation.

Будьте с нами на связи, независимо от алгоритмов

Telegram-канал E-mail рассылка RSS-рассылка
Как победить алгоритмы: прочитай инструкции, как настроить приоритетный показ материалов в социальных сетях и подключить RSS-ленту.