Международный комитет Красного Креста (МККК) активно сотрудничает с создателями видеоигр и разработчиками: ведет переговоры, учреждает специальные конкурсы, поддерживает хакатоны по виртуальной и дополненной реальности. Все для того, чтобы через видеоигры донести простую мысль: война, даже виртуальная, должна вестись по правилам. Замредактора Теплицы Наталья Баранова поговорила с руководителем отдела интернет-проектов МККК Адой Быковской и узнала, как можно повлиять на поведение людей на войне через видеоигры.
В каждую эпоху развития человечества предпринимались попытки регламентировать правила ведения войны. В XIX веке было решено зафиксировать их в международных договорах. Теперь международное право вооруженных конфликтов определено четырьмя Женевскими конвенциями 1949 года. Их подписали все государства в мире.
МККК следит за соблюдением правил ведения войны, помогает интегрировать договоры в национальное законодательство и военные доктрины и проводить обучение Вооруженных сил. Сначала, по словам Ады Быковской, работа велась с военными и юристами. Для них проводились семинары, конкурсы. Например, в России уже 20 лет проводится конкурс для студентов юридических факультетов имени российского юриста-международника Федора Мартенса.
Воздействие видеоигр
С развитием технологий военные стали применять компьютерные технологии для моделирования боевых ситуаций в обучении. «В 2011 году в МККК также появился отдел, помогающий внедрить правила ведения войн в виртуальные учения, в частности, не убивать мирных жителей и не разрушать гражданские объекты», – рассказывает Ада Быковская.
По словам эксперта, меняются и сами войны. Армии многих стран, например, США, Турции, Индии разрабатывают технику для дистанционного ведения войны, сберегая личный состав. В этом случае военнослужащий управляет беспилотниками и боевыми роботами.
В связи с нововведениями появляются проблемы: в армию приходят молодые люди, которые выросли на компьютерных играх.
«Сидя за дистанционным пультом управления, они видят поле боя на экране. Для них это практически компьютерная игра, а не жизнь и смерть живых людей. При этом привитое видеоиграми поведение может сработать неожиданно, рефлекторно». Ада Быковская.
В современных видеоиграх много сцен насилия и агрессии: пытки, убийства невинных людей, взрывы, стрельба по машинам скорой помощи с защитной эмблемой. Но если изменить привычки в виртуальной реальности – они могут поменяться и в повседневной жизни. К такому выводу пришли ученые из лаборатории виртуального человеческого взаимодействия Байленсона.
Еще по теме: Как ученые Стэнфорда используют виртуальную реальность, чтобы вызвать у людей сострадание
Прививаем хорошие привычки
Сотрудники МККК добиваются, чтобы принципы права вооруженных конфликтов внедряли в популярные видеоигры. Нужно лишь заменить агрессию мирным решением проблемы: хорошо относиться к военнопленным, не стрелять в раненого противника и невооруженных мирных жителей.
Успешные примеры уже есть. МККК сотрудничает с компанией Bohemia Interactive, которая выпускает игру Arma. В начале августа 2017 года компания объявила о выходе специального дополнения под названием «Законы войны» (Laws of War).
В нем появилась новая фракция в виде международного проекта развития помощи и новая сюжетная линия, повествующая о члене гуманитарной группы. Здесь боевые сражения заменятся на оказание помощи мирному населению. Также есть гуманитарный фургон, дрон, умеющий обезвреживать мины и фишки, которые сохраняют жизнь во время боя.
Более того, часть прибыли с видеоигры будет передано на поддержку МККК. Еще в 2014 году ММКК учредили специальный приз для участников конкурса «Участвовать в конкурсе Arma лучше, чем воевать» (Make Arma not war)
В российской онлайн-игре Sky2Fly появился эпизод «Цена освобождения». Его создали разработчики вместе с экспертами МККК по международному праву. Суть в том, что в каждом задании игрок должен сделать выбор: соблюсти или нарушить правила войны.
Еще по теме: Образовательные проекты и технология виртуальной реальности
В конце 2016 года МККК поддержал проведение Demo Day хакатона VR/AR/360. Специальный приз от МККК получил основатель компании Riftman Андрей Манолов. Он разработал технику, которая помогает отличить участников боевых действий от мирных жителей в виртуальной реальности.
В планах МККК осенью 2017 года поддержать еще один российский хакатон и объявить специальную номинацию.
Трудности
Ада Быковская признается, что не во все игры можно ввести право вооруженных конфликтов. Дело в том, что в некоторых видеоиграх нет гражданских лиц, например, в World of Tanks. Где-то действие происходит в чужих мирах, где совсем не действуют привычные правила.
Еще есть финансовый вопрос. Экономическая ситуация сложная, конкуренция на игровом рынке огромна. «Производители игр заинтересованы в прибыли. А самый «монетизируемый» тип игрока, по определению британского исследователя игр Ричарда Бартла – «киллеры», которым ограничения в убийствах как раз придутся не по вкусу», – отметила Быковская.
Сотрудники МККК решили, что акцентировать внимание стоит не на видеоиграх, а на виртуальной и дополненной реальности. «Возможно, это будет более эффективным средством для того, чтобы гуманность на войне проявлялась на уровне условного рефлекса», – отметила Ада Быковская.