Trase: как активисты спасают леса благодаря данным о мировой торговле

Trase – инструмент с яркой визуализацией глобальной цепи поставок, связывающий воедино торговлю и экологические проблемы. Фото: Скриншот главной страницы проекта Trase.

Добыча сырья и производство товаров в современном мире неразрывно связаны с уроном для окружающей среды. Но как понять, создание каких именно изделий причинило природе наибольший вред? И если бы мы знали, что мы могли бы сделать?

Добыча сырья и производство товаров в современном мире неразрывно связаны с уроном для окружающей среды. Но как понять, создание каких именно изделий причинило природе наибольший вред? И если бы мы знали, что мы могли бы сделать?

К примеру, туалетная бумага или салфетки, которые есть дома у каждого человека, могут быть сделаны из возобновляемых лесов, а могут ‒ из девственных лесов Амазонки, где к тому же еще используется рабский труд и убивают экологов-активистов.

Проект Trase ‒ Transparency for Sustainable Economies ‒ создан Стокгольмским институтом окружающей среды и британской организацией Global Canopy Programme. Как рассказывается в экоблоге Йельского университета, у проекта амбициозные цели ‒ в течение 5 лет сделать прозрачным весь процесс производства 70% товаров, которые потенциально могут вести к исчезновению лесов.

Прозрачность цепочек поставки сырья и превращения его в товары приведет к подотчетности компаний, считают создатели Trase.

Тропическим лесам более всего угрожает торговля товарами сельского хозяйства: около 70% вырубленных деревьев были уничтожены из-за производства пальмового масла, древесины, бумаги, говядины, кожи. Торговля этими товарами приносит около 1 триллиона долларов в год.

Еще по теме: Maraquia восстанавливает леса и поможет вам создать свой лесной участок в национальном парке

Под давлением общественности, активистов и НКО, а также инвесторов, некоторые компании пообещали изменить свои цепочки поставок сырья. К примеру, около 400 членов Consumer Goods Forum, куда входят такие компании, как Unilever, Walmart, Procter&Gamble, намереваются до 2020 года полностью исключить возможность того, что закупаемое ими сырье привело к уничтожению тропических лесов.

Это сложная задача ‒ компании практически ничего не знают о своих поставщиках, а также о том, в каких условиях производится их продукт. К примеру, в Индонезии около 2 млн землевладельцев, на чьей территории производится сырье для изготовления 40% всего пальмового масла.

Как члены команды Trase собираются мониторить цепочку поставок? Для начала — собрав всю доступную информацию: счета за отправку грузов, заявления, декларации и политики компаний, информацию из таможенных и налоговых реестров, а также сведения о работе
транспортных и складских компаний, производителей и поставщиков. Следующая задача — наложить на карту два слоя информации: о том, где товары производятся, и о том, где уничтожаются леса.

Что еще может дать Trase общественникам, активистам, журналистам и расследователям? Проект предоставляет возможность поиска по своей базе данных — если ввести название интересующей компании, можно увидеть информацию о том, где именно она берет сырье для своих товаров и на каких рынках ее продукция продается. Искать также можно по интересующему географическому региону – тогда Trase предоставит информацию о том, кто закупает сырье, произведенное на этой территории, и куда оно отправляется.

Еще по теме: «Лесной Дозор» – система раннего обнаружения лесных пожаров

Однако самой по себе такой информации было бы недостаточно, поэтому Trase предоставляет экологический бэкграунд для этой деятельности: природоохранный статус территории, объем парниковых газов (образующихся в результате эксплутатации этой территории), риски для биоразнообразия, обязательства компаний по «нулевому обезлесиванию».

Первым объектов расследования стала бразильская соя. В Trase были загружены данные о том, что крупная американская продовольственная компания Cargill получает свою сою именно из Бразилии. Затем – данные о владельцах соевых полей, так можно узнать, из какого именно региона была продана эта соя.

Благодаря этой обработке данных, исследователи обнаружили, что наибольший урон производство сои наносит не Амазонке, а другому региону Бразилии – Cerrado. Связав конкретную компанию с конкретной экологической проблемой, участники проекта Trase сделали еще одно неприятное одно открытие. Хотя у компании Cargill есть обязательства по «нулевому обезлесиванию», касаются они только Амазонки.

Будьте с нами на связи, независимо от алгоритмов

Telegram-канал E-mail рассылка RSS-рассылка
Как победить алгоритмы: прочитай инструкции, как настроить приоритетный показ материалов в социальных сетях и подключить RSS-ленту.