Лаборатория Virtual human interaction lab в Стэнфордском университете занимается социально ориентированными экспериментами с виртуальной реальностью (VR). Цель группы ученых, возглавляемой Джереми Бейленсоном, – определить, дает ли VR возможность человеку лучше прочувствовать явления из реальной жизни, может ли эта технология способствовать увеличению уровня эмпатии в обществе.
Некоторые эксперименты лаборатории выглядят весьма странными. К примеру, в одном из них участнику нужно «съесть» столько угля, сколько нужно, чтобы нагреть воду, которая понадобится для стандартного принятия душа. Такой виртуальный опыт, считают в лаборатории, меняет пользовательские привычки – прошедшие через него люди тратят в ванной меньше воды, чем остальные.
Аналогичные результаты показал эксперимент с виртуальной вырубкой деревьев: прошедшие через этот опыт люди стали использовать бумагу в реальной жизни значительно экономнее тех, кто просто слышал о проблемах с восстановлением лесов или смотрел про это видеосюжеты.
В своих опытах с VR лаборатория пытается найти подход и к таким сложным комплексным темам, как изменение климата. C помощью технологии пользователь погружается в виртуальную реальность океанического дна и оказывается на коралловых рифах возле берегов Италии. Морская идиллия нарушается выбросом углекислого газа из одного из жерл вулкана на дне.
Вступая в реакцию с водой, он образует карбоновые кислоты, которые приводят к коррозии и разрушению панцирей ракообразных и коралловых рифов. По цепочке это приводит к исчезновению многих других видов – такова угроза для океана в перспективе ближайшего столетия.
Еще по теме: Вебинар Теплицы: Георгий Молодцов рассказал о возможностях AR/VR-технологий для социальных проектов
В другом эксперименте лаборатории пользователь проживает историю бездомного: сначала оказывается в ее квартире, которой она лишается, затем обнаруживает себя в автомобиле и в автобусе, где бездомная женщина пытается спать, так как это делают бездомные в реальной жизни, проезжая путь по маршруту от начальной до конечной остановки.
Еще по теме: Как Гринпис создает проекты виртуальной реальности и побуждает людей спасти Арктику
Эксперименты с различными ситуациями начинают выходить за пределы лаборатории и упаковываться в тренинги. Именно такую идею прорабатывают сейчас ученые вместе с Национальной футбольной лигой (NFL) – организация хотела бы с помощью виртуальной реальности реализовать проект по просвещению для своих сотрудников на тему оскорблений на расовой или сексуальной почве.
Для этих целей предлагается использовать ситуацию, в которой надевший очки пользователь оказывается в агрессивной среде. Когда на него начинает нападать белокожий мужчина, он поднимает руку, чтобы защититься, и обнаруживает, что на его руке кожа темного цвета.
Еще по теме: 7 главных технотрендов 2017 года, про которые вам обязательно нужно знать
Некоторые виртуальные ситуации моделируются по запросу некоммерческих организаций. Так, International Rescue Committee недавно представила VR-проект, в котором пользователь оказывался в типичных для сирийских беженцев условиях. Проект был представлен на мероприятии, предназначенном для сбора пожертвований, с его помощью НКО пыталась лучше донести проблематику и увеличить свои фандрайзинговые показатели.