В начале июля 2016 года Анастасия Мельниченко, сотрудница украинской общественной организации Studena, опубликовала в Facebook пост с хэштегом #яНеБоюсьСказати («Я не боюсь сказать»). Рассказав свою историю о том, как ей пришлось пережить сексуальные домогательства, она предложила другим поделиться своими историями. На призыв откликнулись тысячи пользователей как из Украины, так и из России, где стали появляться записи на данную тему с хэштегом #яНеБоюсьСказати.
Хэштег, посвященный проблеме сексуального насилия, помог поднять тему в СМИ и дал возможность высказаться пострадавшим
Одним из результатов этой спонтанной кампании стал рост осведомленности общества как о масштабах проблемы, так и о деятельности кризисных центров, которые помогают пострадавшим пережить случившееся.
«С утра в Кризисный центр для женщин / Crisis Center for Women звонят, пишут и приходят журналисты, чтобы поговорить о флешмобе#янебоюсьсказати», сообщает сотрудница центра Анастасия Ходырева.
Сюжет о #яНеБоюсьСказати появился даже на одном из эфирных российских телеканалов. Ряд СМИ опубликовал материалы, в которых данная кампания характеризуется как грязная технология манипулирования обществом или как фарс. Также в социальных сетях под хэштегом #яНеБоюсьСказать можно найти записи и посты, в которых женщин, рассказавших свои истории, обвиняют в самопиаре, мужененавистничестве и провоцировании мужчин.
В 2014 году в твиттере прошла волна публикаций с хэштегом #BeenRapedNeverReported. Одним из его инициаторов стала Антонина Зербисиас (Antonia Zerbisias), автор издания The Toronto Star, которая опубликовала запись в поддержку актрисы Lucy DeCoutere (незадолго до этого актриса выступила с заявлением о том, что стала жертвой сексуального насилия со стороны экс-ведущего телешоу на канале CBC Jian Ghomeshi).
Также в 2014 году в социальных сетях была запущена волна сообщений с хэштегом #RapeCultureIsWhen. Он появился после того, как в журнале Time была опубликована колонка Кэролин Китченс (Caroline Kitchens), исследователя из American Enterprise Institute, которая утверждала, что в американских колледжах нет проблемы замалчивания случаев сексуального насилия (данное явление окрестили rape culture), зато есть проблема ложных обвинений мужчин в подобных преступлениях. Против этой колонки и решила высказаться писательница Зерлина Максвелл (Zerlina Maxwell), которая сама была жертвой подобного преступления.
В апреле 2016 года в твиттере также прошла волна записей с хэштегом #WhenIWas , в которых женщины делились историями о сексуальном насилии, пережитом ими в детстве. Хэштег запустил проект Everyday Sexism, обратившись к своим читательницам с соответствующим вопросом.
Пользователи социальных сетей в других странах также не всегда адекватно реагируют на подобные кампании. В 2014 году 16-летняя девушка по имени Jada подверглась сексуальному насилию, а в социальные сети попала фотография, на которой она лежит на полу в бессознательном состоянии (эпизод произошел на вечеринке). Часть пользователей отреагировала на это публикацией собственных снимков, пародирующих фотографию жертвы (позу ее тела), которые сопровождались оскорбительными комментариями и хэштегом #JadaPose. А обвиняемый в преступлении молодой человек в своем твиттере начал высмеивать историю девушки.
Через некоторое время в СМИ и социальных сетях началась обратная волна – стали появляться посты, осуждающие тех, кто посмеялся над девушкой, и содержащие поддерживающие и ободряющие высказывания в адрес девушки.
Стало известно, что Facebook заблокировал аккаунт организатора акции «#ЯНеБоюсьСказати» украинской активистки Анастасии Мельниченко. Об этом она сообщила в своем втором Facebook-аккаунте. По состоянию на 15 июля 2016 года ее аккаунт был недоступен.