Исследователи из The Salvage project поговорили с людьми, пережившими сексуальное насилие в активистских сообществах в Великобритании, и поделились тем, что они узнали.
Исследование, которое с августа 2015 года проводит Salvage research project, затрагивает то, о чем обычно не говорят: сексуальное насилие в «радикальных» и «революционных» активистских движениях в Великобритании.
Коллектив, состоящий из исследователей, людей, переживших насилие, и активистов (некоторые объединяют в себе все три качества), стремится противостоять гетеросексизму и насилию, которые происходят внутри активистских движений. Эта проблема характерна не только для некоторых групп и организаций – пострадавшие, с которыми проводились интервью, пришли из самых разных сфер активизма: антикапитализма, анархизма, феминизма, ЛГБТ, охраны окружающей среды и защиты прав животных, жилищных кооперативов и сквотов.
Вот что узнали исследователи в ходе своей работы.
1. Многие люди пережили насилие
Многие люди пришли в активизм, пережив в прошлом насилие в тех или иных его формах. Учитывая статистические данные о том, как часто женщины, трансгендерные люди и люди, выходящие за рамки бинарной гендерной системы, сталкиваются с насилием и жестоким обращением, следует предположить, что люди, пережившие насилие, составляют значительную часть участников активистских движений.
2. Никто не ожидает, что это произойдет
Сам по себе активизм, как правило, видится пространством равенства и доверия между участниками движения. В том месте, где нет иерархии и к мнению каждого прислушиваются, последнее, чего можно ожидать, – это насилие или жестокое обращение. По этой причине людям, которые подвергаются насилию или жестокому обращению, бывает очень сложно принять и назвать происходящее с ними этими словами.
3. Это трудно пережить
Предательство и насилие могут иметь долгосрочные разрушительные последствия. Людям, пережившим подобное, бывает очень сложно снова любить и испытывать доверие к другим людям, а паника и страх могут возвращаться каждый раз, когда кто-то стучит в дверь или звонит телефон. Часто это сопровождается чувством, что никто не поверит, даже если вы попытаетесь объяснить, как дела. На вопросы о том, как они себя чувствуют, пережившие насилие отвечают, что все в порядке.
4. Многие не хотят отвлекать движение от его миссии
Многие люди, пережившие насилие, считают, что их межличностные проблемы значат меньше, чем совместная борьба за общее дело. По этой причине они не выносят эти вопросы на обсуждение. Но то, как относятся друг к другу участники движения, имеет огромное значение – как движение может трансформировать общество, если само является микрокосмом социального неравенства, с которым призвано бороться?
5. Многие боятся, что их исключат из движения, если они сознаются в причинении вреда
Активисты тратят время и усилия на то, чтобы сделать мир лучше, и, как правило, считают себя хорошими людьми. По этой причине обвинение в насилии или жестоком обращении может пошатнуть основу идентичности человека – в этом случае гораздо проще ничего не делать или отрицать обвинение, чем признать свою вину. Признание своей вины или ошибки подрывает социальный статус человека и не дает ему возможности быть идеальным активистом.
Поэтому отказ от образа идеальных активистов может помочь активистским движениям быть более открытыми к тем сложностям и противоречиям, которые могут существовать внутри движения.
6. Это важно
Сила социальных движений зависит от их возможности помогать и вовлекать тех, кто испытывает на себе злоупотребления власти, в том числе жертв насилия. Активизм должен быть для таких людей возможностью стать сильнее, а не местом, где их надежды рушатся.
Авторы исследования, работая совместно с людьми, пережившими насилие, стремятся к тому, чтобы результаты их работы нашли место в активистской практике и стали частью культурных изменений внутри социальных движений.
Если вы испытываете или пережили сексуальное насилие и вам нужна поддержка, вы можете обратиться в кризисные центры, оказывающие помощь пережившим насилие.