Как визуализация помогает активистам влиять на принятие правильных решений властями

Александр Карпов, директор Центра экспертиз ЭКОМ из Санкт-Петербурга

Визуализация данных как инструмент влияния на процесс принятия решений и возможность донести информацию до населения. Олег Гант, редактор Теплицы, встретился с Александром Карповым, директором Центра экспертиз ЭКОМ из Санкт-Петербурга. Александр рассказал, как они используют визуальное представление данных для изменения городского…

Визуализация данных как инструмент влияния на процесс принятия решений и возможность донести информацию до населения. Олег Гант, редактор Теплицы, встретился с Александром Карповым, директором Центра экспертиз ЭКОМ из Санкт-Петербурга. Александр рассказал, как они используют визуальное представление данных для изменения городского законодательства.

Визуализация, сделанная вовремя, может влиять на решения властей

Мы все находимся в разных точках социального пространства, и мои советы могут подойти не всем. Местоположение Центр ЭКОМ в общественно-политическом ландшафте Санкт-Петербурга определяется тем, что мы более 10 лет мы работам с депутатами и комиссиями Законодательного собрания города, с чиновниками правительства у нас тоже постепенно сложились рабочие контакты. И поэтому мы всегда находимся в курсе проблем и вопросов, которые актуальны в данный момент. К примеру, сейчас обсуждаются правила землепользования и застройки. Я получаю доступ к документам одним из первых – как эксперт комиссии ЗакСа по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам. Это даёт преимущества.

Очень важно собрать и предоставить данные в правильный момент. На этапе, когда решение только нащупывается. После того как оно сформировано, изменить что-либо очень сложно.

Важно сгенерировать ясную и понятную визуализацию, картинку по тематике вопроса на этапе, когда депутаты и чиновники еще только формируют свое мнение. Если опоздать, то для изменения решения придется собирать большую массу людей, которые готовы будут идти за вами, для того чтобы поменять уже сформированную позицию органа власти.

Только что мы одержали незаметную, но очень важную победу. Речь шла о внесении изменений в закон о зеленых насаждениях общего пользования (ЗНОП) Санкт-Петербурга. При анализе поправок я увидел, что на территории, на которой произрастает занесённый в Красную книгу восковник болотный, – на мысе Гагарка, – готовится строительство какого-то спортивного комплекса.

Мы взяли все доступные градостроительные данные: проект планировки этого мыса, существующую территорию зелёных насаждений, планируемую – с застройкой и пр. Все данные наложили друг на друга, добавили слой с ареалом растения, наложили на спутниковую карту, и через два часа работы картина стала совершенно наглядной.

Презентация, созданная на основе этой визуализации, убедила депутатов внести в закон предлагаемую поправку по изменению территории ЗНОП, которая защищает краснокнижные растения. В этом случае мы поймали момент. Если бы мы предоставили информацию после принятия решения, для его отмены понадобилось бы неимоверные усилия. Несколько часов работы и одна бессонная ночь дали потрясающие результаты.

Мы используем геоинформационную систему Mapinfo – уже довольно давно приобрели лицензионный пакет, поскольку в этой же системе работают комитеты городской администрации. Есть и бесплатные аналоги для создания аналогичных визуальных проектов, которые любой может использовать. Мы также активно используем Google Map, для того чтобы выкладывать эти данные на суд общественности. Когда люди наглядно видят, что, где и в каких объемах будут застраивать, вырубать, это производит на пользователей большое впечатление. Сейчас возможности Google Map значительно расширены, и сервис стал очень мощным инструментом для таких картографических визуальных работ.

Чтобы работать в оперативном режиме, нужно самим разбираться в инструментах визуализации

В описанном выше случае всю визуализацию я делал сам. И я рекомендую учиться этому. Это несложно. Это дает свободу. Вы не будете зависеть от наличия свободного времени партнеров или нанятых специалистов. Эти знания, безусловно, окупают время, потраченное на их приобретение.

На хакатоне открытых данных, который недавно проходил в Санкт-Петербурге, я познакомился с командой Виталия Власова. Совместно с ними мы делаем визуализацию о распространении в Санкт-Петербурге голландской болезни вязов.

Справка: «Голландская болезнь вяза», или графиоз ильмовых,  грибковая болезнь деревьев семейства вязовых (Ulmaceae). В начале XX века была занесена в Голландию предположительно из Восточной Азии, затем распространилась по значительной территории Европы и занесена в Северную Америку. Вызывает в Европе и Северной Америке массовое отмирание вязов в лесах и культурных насаждениях, иногда вплоть до полного уничтожения популяций.

Проблема в том, что в России не умеют её лечить. Поэтому как только на дереве обнаружены первые признаки этого заболевания, его надо вырубать. В городе к настоящему моменту заражены тысячи деревьев. Вырубка в один момент тысячи деревьев в Санкт-Петербурге произведет в обществе эффект разорвавшейся бомбы. Поэтому нужна информационно-разъяснительная кампания. И органы власти, опасаясь взрыва негодования со стороны жителей, долго откладывали решение этой проблемы. Сейчас мы работаем над визуализацией, которая поможет разъяснить проблему и показать пути ее решения.

Работая в партнерстве с другими экспертами, важно самому знать методы и логистику визуализации. Обмениваясь данными с коллегами, мы сталкиваемся с рабочими вопросами. Что-то «легко не туда» или координатная сетка «съехала». Чтобы оперативно и грамотно решать эти вопросы, мы сами должны разбираться в теме. А для этого надо учиться визуализации и работе с картами.

Для донесения информации «картинка» подходит лучше, чем объяснение на пальцах

В нашей работе картографическая визуализация стала для нас рутинным процессом. Мы используем ее всегда. Недавно мы задались вопросом, правильно ли у нас установлены границы Санкт-Петербурга. Взяли и перевели в карты постановление Правительства Российской Федерации о границах морского порта «Большой порт Санкт-Петербург». В исходном виде это 177 страниц столбиков координат.

Все это мы загнали в ГИС-систему, и выяснилось, что некоторые части города накладываются на акваторию Большого порта. Это противоречит Конституции и закону, потому что акватория порта это внутренние морские воды Российской Федерации, которые не могут находиться в границах субъекта Российской Федерации. Эти данные позволили нам обращаться в прокуратуру с целью устранения нарушения законодательства. Процесс был достаточно долгим и многоступенчатым, но в итоге прокуратура вынесла два представления об устранении нарушений. Так что результат будет. И понятно, что после таких историй чиновники прислушиваются к тому, что мы говорим и показываем.

Не всегда «картинки» могут убедить чиновников, особенно если речь идет об уже принятых решениях или исправлении их ошибок. В таких случях визуализация мощный инструмент в информационной конкуренции. Когда мы предоставляем активному обществу более понятные и убедительные факты по спорному вопросу, нежели власти, общество занимает нашу позицию. Визуализация хорошо воспринимается журналистами, они готовы с ней работать. Она выглядит более убедительно, нежели словесные заявления оппонентов. И когда по тому или иному вопросу журналисты цитируют нас и представляют наши изыскания, это убедительный аргумент в процессе принятия решений.

Сейчас мы ведём кампанию по сохранению заказника Южное побережье Невской губы. Одна из коммерческих компаний захотела приватизировать часть его территории под видом того, что это часть государственного проекта по развитию одного из портов Они провели большую «разъяснительную» работу, и никто не решался им оппонировать, это же вроде федеральная программа. И тут, разбираясь с данными о границах, мы накладываем утверждённые Правительством РФ границы порта, границы зоны развития и границы предполагаемой приватизации – и наглядно видим, что порт никак территорию заказника не захватывает.

Тогда получается совсем другая картина: приватизация территории заказника это не часть федеральной программы, а частные интересы той самой компании. История с заказником получила в городе сильный резонанс. И каждый раз, когда информация преподносится неправильно, мы демонстрируем наши визуализации и доказываем, что планы по приватизации ни имеют никакого отношения к федеральной программе.

Все в открытый доступ, все на внимание общества

Мы все данные и визуализацию выкладываем в открытый доступ. Я активно использую социальные сети, меня читают в фейсбуке журналисты, наверное, большинства СМИ Санкт-Петербурга. Это избавляет ЭКОМ от написания пресс-релизов по каждому поводу. Использование социальных сетей это осознанная и выстроенная на протяжении многих лет стратегия.

Сейчас мы не используем сайт, у нас нет на него сил. Альбомы фейсбука, гугл-карты, слайдшер, загруженные «в облако» документы и последующая публикация в СМИ  это эффективные инструменты распространения и продвижения нашей информации. И конечно, петиции. Они собирают целевую аудиторию, с которой мы можем работать и подключать их к процессу влияния на принятие решений. Для создания и запуска петиций мы используем портал Change.org.

С моей точки зрения, в освоении методов визуализации нужно идти так далеко, как вам позволяет время. Даже если вы не будете делать все самостоятельно, вы будете хорошим заказчиком, партнером для тех, кто это будет делать для вас.

В визуальном формате значительно проще донести свои идеи и проекты до понимания людей, которые принимают решения. Когда смотришь на визуализированные данные, многое становится наглядным и понятным, даже если кто-то и пытался спрятать что-то за большим количеством столбиков и строчек с данными.

Самое популярное

Будьте с нами на связи, независимо от алгоритмов

Telegram-канал E-mail рассылка RSS-рассылка
Как победить алгоритмы: прочитай инструкции, как настроить приоритетный показ материалов в социальных сетях и подключить RSS-ленту.