С 22 по 24 июня в Петербурге проходила восьмая конференция «Белые ночи фандрайзинга». Три дня с утра до вечера фандрайзеры, представители благотворительных фондов, компаний, краудфандинг-платформ, всего более 300 человек, из разных городов России, США, Австрии, Чехии обменивались опытом со своими коллегами.
Поделитесь этой новостью с друзьями
Теплица социальных технологий была партнером данного мероприятия. Руководитель направления помощи НКО Анна Ладошкина, совместно с Владимиром Берхиным из фонда «Предание» провели практикум «Сайт организации как инструмент фандрайзинга: общие принципы и разбор примеров от участников».
Подробнее о конференции в нашем материале.
«Кризис на дворе, но никто его особо не почувствовал»
Татьяна Задирако, исполнительный директор благотворительного фонда «Дорога вместе», выступая с докладом «Реалии российского третьего сектора в эпоху турбулентности», задала залу вопрос:
«У кого финансирование почти не сократилось в 2015 году?».
Больше двух третей зала подняли руки. А на вопрос Татьяны: «У кого финансирование выросло?» подняли руки несколько десятков человек.
Получается, что экономический кризис и законодательные нововведения в сфере НКО хоть и затрудняют работу, но НКО благодаря поиску новых решений и повышению эффективности не сильно от них пострадали.
По словам Татьяны, в этом году произошел резкий рост числа российских компаний, занимающихся благотворительностью.
Активно развиваются комитеты по благотворительности внутри компаний. Малый и средний бизнес ищут пути формирования и развития корпоративной благотворительности.
Чего ждать отрасли в обозримом будущем?
Деньги будут, считает Татьяна, но их не будет много. Поэтому фандрайзерам придется оптимизировать свои программы, активно работать с инновациями. Активно будут развиваться благотворительные проекты сотрудников и паритетное финансирование, волонтерство, спонсорство мероприятий.
Проблемами детей фандрайзеры по-прежнему будут заниматься активнее всего, тема образования останется фаворитом у бизнеса.
Факторы, которые могут повлиять на ситуацию в отрасли:
- закон об иностранных агентах еще не в полной мере себя проявил, ситуация остается непонятной; краудфандинг оттянет часть денег на себя;
- в отрасли будет все больше государственных грантовых денег, но до конца не понятно, как это может изменить отрасль.
Уникальности в наших проблемах нет. Российским НКО нужно активнее учиться на мировом опыте.
Мария Черток (CAF Россия) выступила с докладом «Тенденции развития филантропии в мире и странах БРИКС».
По словам Марии, масштаб проблем в этих странах во много раз превосходит количество благотворительных средств. И это главная проблема, с которой филантропия не справилась и, видимо, не справится. Поэтому неизбежно сотрудничество филантропов друг с другом и с государством.
Другая важная тенденция – очень мало денег идет на программы, направленные на структурные изменения в обществах, основные средства направлены на «косметические» изменения.
Еще одна тенденция – ожидание общества от филантропии растут. Молодые люди, устраиваясь на работу, все чаще задают вопросы: а что у вас с благотворительностью?
Как это ни удивительно, но не только в России существует проблема доверия к организациям гражданского общества, правда, проявляется она иначе. Бытует мнение, что НКО непрофессионалы в своем деле. То есть считается, что НКО не могут решать проблемы.
Краудфандинг на западе переживает бум. Появляется все больше способов принять участие в благотворительности – пробежать забег, сделать перепост в социальных сетях, принять участие в какой-то акции онлайн и так далее.
Активно развивается местная филантропия. Филантропия приходит в дом к людям, которые никогда раньше не были в нее вовлечены. Поэтому у людей все меньше пассивного ожидания помощи от государства или запада.
Еще один элемент мирового благотворительного ландшафта: новые молодые богатые.
Они легко и быстро зарабатывают, легко и быстро отдают. Если раньше Генри Форду нужно было умереть, чтобы на его деньги возник Фонд Форда, то сейчас богатые активно занимаются благотворительностью при жизни.
Поэтому появляются новые темы для филантропии – экология, справедливость, гендер. Но молодые не верят, что НКО могут быть их партнерами, они решают сами заниматься благотворительностью, в итоге набивают шишки и много денег тратят неэффективно.
Активно развивается сфера социальных финансов.
А что в странах БРИКС? Есть общие черты: быстрый рост частных и корпоративных фондов, все жалуются на законодательство, на все возрастающую роль государства, которое подстраивает благотворительность под себя. Есть проблемы с прозрачностью, развитием местной филантропии.
Успех за великими идеями. НКО должны стать прозрачными.
Консультант для компаний, НКО и государственных структур Крейг Кеннеди поделился современным опытом американских НКО, который, как он считает, может быть применим для России.
В США на смену кумовской, бюрократической, бизнес-филантропии пришла идейная филантропия. Благотворители хотят, чтобы идеи меняли город, регион, провинцию, страну, мир. Чтобы идеи были мощными, амбициозными, в идее обязательно должна быть инновационная компонента.
«И вы должны делать работу лучше, чем другие организации. У вашей истории должна быть сильная фактическая поддержка. Нужно суметь доказать на цифрах, что вы реально поменяете что-то, создадите яркое и успешное, тогда люди захотят ассоциироваться с этой историей. И деньги сами найдут ее», – добавляет Крейг.
Благодаря мощной истории НКО дифференцирует себя от других, находит собственное лицо и дает донору нечто, что кажется ему особенным.
Теперь личные связи имеют ценность, практически такую же, как и хорошая идея, и способность выполнять свои обещания. Доноры все еще могут быть бюрократичными формалистами, но хорошая идея может заставить бюрократию работать быстрее.
Эффективность и хороший менеджмент все еще в цене, но только как средство достижения чего-то большего.
Что будет ждать НКО в будущем? В США следующим крупным шагом станет подотчетность и прозрачность доноров и НКО. Тому есть причины.
Доноры использовали НКО в политических целях, лидеры НКО использовали свои организации для получения личной выгоды. Второй тренд – все больше внимания будет уделяться управлению донорскими организациями и включению различных меньшинств в мир филантропии. Крейг уверен, что в Европе происходят похожие процессы, но с некоторым запозданием.
Кейс «Как писать эмоциональные тексты. Фандрайзинговый текст: шпаргалки»
Советы Дмитрия Даушева (Детские деревни SOS, Москва) о том, как писать электронные письма частным донорам.
Прежде чем писать, вспомните законы маркетинга.
Вы должны отправлять письма в правильную аудиторию. Значительно важнее то, кому вы отправляете письмо, чем то, какая у вас программа и как вы ее предлагаете.
Плохой текст – скучный, ориентированный на себя любимого, длинный.
Хороший текст:
- продает эмоцию (обязательно должна быть, потому что читатель на фоне эмоции будут воспринимать все письмо);
- подзаголовки и абзацы облегчают чтение и понимание;
- ориентированный на читателя (читатель должен понимать, что эта история про него);
- короткие предложения, короткий текст;
- построенный в форме диалога;
- содержит историю. Можно начать с нее, чтобы сразу «зацепить» читателя;
- содержит явный призыв к действию и внятную инструкцию;
- одно письмо – один месседж;
- написан одному человеку;
- написан человеком (подпись от человека, а не от организации).
Советы Дмитрия Алешковского («Нужна помощь»).
Не стоит думать, что вы напишете один текст, и он будет работать много раз. Каждый раз текст должен быть уникальным.
Хорошо строить текст по принципу «арки»: сначала история и проблема, внутри создаете мир, ведете через проблему и приводите человека к тому, что он может эту проблему решить.
Очень важно, если вы просите деньги, точно описать, куда они пойдут. При этом давать не простое перечисление, а пояснять.
Например, собираем деньги на питомник для бродячих собак. Нужно столько-то бруса и гвоздей. Столько стоит брус, а столько – гвозди. Когда мы раскладываем проект на такие детали, человек понимает, что и его 200 рублей помогут.
Не стоит давать «голую» статистику. Она должна подтверждать вашу историю.
Читатель должен переложить на себя опыт персонажа, случай которого вы описываете.
Хорошо, когда вы показываете, что вы уже кому-то помогли.
Используйте «принцип нитки». Вы погружаете человека в воду, держите его под водой, даете вынырнуть, потом снова погружаете и снова даете вынырнуть. Вы должны маленькими кусочками в разных частях текста давать читателю призыв к действию.
Советы Ирины Меньшиной (Ассоциация фандрайзеров и Даунсайд Ап).
- Пишите много, потом режьте. Принцип Хемингуэя: пиши пьяным, редактируйте трезвым.
- Никаких ссылок в электронной рассылке, кроме одной. Иначе читатель заблудится, потеряется.
- Только одна ссылка на кнопку пожертвования.
- Если даете фото, то крупным планом. Лучше всего – глаза человека, его лицо. С фото должен смотреть человек, и его глаза должны передать эмоцию.
- Тема письма должны быть короткой, но в ней нужна зацепка.
- Человек с большей вероятностью откроет письмо, если в теме будет указано географическое место, в котором он проживает.