Фонд «Детям о детях» и сотрудники компании Google организовали и провели курсы обучения программированию для детей с инвалидностью и без. За 9 недель дети освоили CSS, HTML, язык программирования JavaScript и переменные, циклы и функции.
Поделитесь этой статьей с друзьями
Журналист Теплицы социальных технологий Мария Борисёнок поговорила с организаторами и узнала зачем организованы эти курсы, как на них можно попасть и что дети смогут делать после завершения программы.
Фонд «Детям о детях» работает с детьми с инвалидностью и помогает им вести активную социальную жизнь. О том, как проходил курс, рассказывает Наталья Мартынова, менеджер проекта фонда «Детям о детях».
– Наташа, расскажи, как появилась идея провести детскую школу программирования?
– Наш фонд занимается инклюзией, то есть мы включаем детей с инвалидностью в обычную социальную жизнь.
Также нам нравится тема технологий и образования, и мы понимаем, что так или иначе всем нужен навык программирования. Так родилась идея сделать курсы программирования «Coding for kids».
– Как проходил отбор на курсы и сами занятия?
– Для школы мы взяли 15 детей в возрасте от 8 до 13 лет: 4 ребенка с инвалидностью и 11 детей без проблем со здоровьем. Детей искали через фонды «Перспектива» и «Best Buddies» и через знакомых и коллег. Группа собралась быстро, и многим детям пришлось отказать.
Мы много общались с родителями и пришли к выводу, что успех во многом зависит от коммуникации с родителями. На первое занятие все дети пришли с родителями, и мы объясняли, как построена программа и что всех ожидает.
На остальных занятиях мы делали отдельные переговорные комнаты с родителями и получали обратную связь от них.
– А как вы поддерживали коммуникацию между занятиями?
– С детьми мы общались через мессенджеры и «ВКонтакте». Мы создали для них группу, куда выкладывали все домашние задания. А с родителями общались через SMS, потому что не все читают электронную почту.
– Как вы собрали команду и находили партнеров?
– Мы ставили три цели: обучить кодингу, соблюсти инклюзию и сделать так, чтобы у детей глаза горели. И мы понимали, что нам нужен партнер, который поможет детям почувствовать, что программирование – это реальный навык, с которым они сразу видят результаты.
Нам согласился помочь российский офис Google. В итоге с нами были три сотрудника Google, девушка-педагог Анна и я.
– Наташа, что тебе больше всего запомнилось после курсов?
– Это, конечно же, история с незрячим мальчиком Федей. У офиса Google абсолютно инклюзивный офис с правильными пандусами и шрифтом Брайля в лифте.
Но из нашей команды никто раньше не работал с незрячими детьми и тем более не обучал их программированию. Вначале было много вопросов.
У Google есть сообщество незрячих людей, и в первое время они помогали нам советами и давали специальные методики по обучению.
У Феди были специальные программы, которые все озвучивают, но проблема в том, что не все продукты как следует проговариваются для незрячих. То есть с программами Microsoft Word или Excel трудностей нет, а с графическими редакторами есть.
Для себя мы отметили, что есть огромный мир технологий, который никак не озвучен.
– Какие языки осваивали дети на курсах, и насколько им это было трудно?
– Мы изначально отказались от детского языка программирования Scratch, и предложили детям HTML, CSS и JavaScrypt. Язык Java сложнее, и не всем детям было легко, но зато это применимый язык. Цель была написать игру, и все с ней справились.
Вначале мы давали детям код, потом просили его менять, потом дописать маленький кусочек – и вот уже получился Дартвейдер, двигающий ящики.
В «ВКонтакте» давали домашнее задание, выкладывали исходники, и тот, кто все делал, становился капитаном команды. Я помню, как 9-летний Ваня сделал задание, стал капитаном среди больших детей и бегал по офису, крича: «Я теперь всегда буду делать домашку!». Вот это была мотивация.
– Какие у детей впечатления от курсов?
– Мы собирали обратную связь в конце, и дети хотят продолжение, делать свои игры и работать, конечно же, в Google (смеется). Родители писали, что самое обидное для их ребенка, когда он вдруг пропускал занятие.
Многие писали, что наконец-то поняли, зачем нужна информатика, и добавили, что за первое занятие выучили больше, чем за все уроки. Одна девочка решила поступить в математическую школу.
И, конечно, мы рады, что все дети перезнакомились и продолжают общаться друг с другом. А Федя познакомился с незрячими людьми, которые работают в Google.
– Наташа, планируете ли вы продолжать курсы, если да, то когда ожидать набор?
– Да, планируем. Мы хотим сделать курс длиннее, потому что в первый раз на все не хватило времени. Думаю, в начале сентября можно ожидать следующий набор.