В последнее время понятие геймджем (Game Jam) стало популярным в России и мире. Но что же это такое и как тип двухдневной совместной работы может быть интересен некоммерческим организациям? Об этом в мы расскажем в нашей статье.
Что такое геймджем
Начнем с того, что очень сложно подобрать русский аналог слова с подобным значением. Геймджем – это соревнование по быстрой разработке игр за короткий промежуток времени – от 24 до 72 часов. От английского Game – игра, а Jam – импровизация (например, знакомое музыкальное понятие Jam Session, когда музыканты собираются вместе и импровизируют без специальной подготовки и предварительных репетиций).
Другими словами, геймджемы представляют собой тематические хакатоны по разработке игр, когда в течение двух дней участники работают над проектами по заданной теме. Теплица социальных технологий также проводит хакатоны в Москве и других городах России, а в июне 2014 года в Москве прошел первый геймджем Теплицы «Этика – молодежи Summer Game Jam».
Явление геймджемов в последнее время становится все более популярным, а в январе 2014 года самый крупный из них, GlobalGameJam, собрал 4289 работ по всему миру.
Типы игр, инструменты и формат
Обычно в таких мероприятиях принимают участие разработчики игр, дизайнеры и просто увлеченные люди. Разрабатываются в основном видеоигры, так как возможности технологий, программ и Интернета позволяют за два дня создать что-то завершенное, хотя и простое.
Так, на сегодняшний день существуют такие редакторы игр, как Unity, Game Maker, Construct 2 и Flash. Именно поэтому геймджемы становятся все более популярными вместе с доступностью инструментов создания видеоигр.
Но, несмотря на то, что геймджемы кажутся мероприятиями только для разработчиков, программистов и дизайнеров, этот формат можно использовать и для других типов игр и задач. Так, это могут быть настольные или образовательные игры, ограничений нет, особенно если вы проводите мероприятие самостоятельно.
Формат мероприятия обычно предполагает бесплатное участие. Обычно геймджем длится два дня, в течение которых участники работают над проектами в командах в общем помещении. Главная задача геймджема – успеть создать что-то законченное, и, конечно, с этой задачей справляются далеко не все участники.
Поэтому необходимо учитывать цели, инструменты и уровень участников для того, чтобы два дня работы прошли наиболее эффективно. Также важно правильно ставить задачу или описать тему, в которой будут работать команды.
Геймджемы для НКО
Основная задача для некоммерческой организации – это привлечение внимания к проблемам, с которыми работает организация. Сегодня такие вопросы, как привлечение целевой аудитории и новые пути взаимодействия с ней, являются основными практически для любой некоммерческой организации. Поэтому погружение заинтересованных людей в контекст и совместную работу может принести вам неожиданные и долгожданные результаты.
Использование игровых механик вне игрового контекста называется геймификацией, или игрофикацией. Именно такой подход может позволить решить вопросы мотивации вашей целевой аудитории участвовать в жизни организации, а также нахождения новых путей коммуникации с ней.
Плюс такого подхода в том, что людям проще взаимодействовать с окружающим миром в любой, даже самой простой игре, так как снижается страх за совершение неправильного действия или выбора неправильного варианта. Так, даже примитивный способ моделирования ситуаций, в которых рассматриваются привычные действия работы некоммерческой организации в виде игры, когда участники мероприятия сидят за одним столом и все вместе обсуждают ситуацию, может быть намного эффективнее.
Мотивация участвовать
Что же будет мотивировать людей принимать участие в ваших хакатонах и геймджемах? Для каждого человека выделим профессиональную и личную мотивацию.
Професcиональная мотивация
Так как основная часть участников – это программисты, дизайнеры и активисты или авторы проектов, для каждой группы нужно выделить свой интерес:
- программисты обычно заинтересованы в применении своих знаний для создания проекта от идеи до работающего прототипа;
- дизайнеры – это творческие люди, которым всегда будет интересно реализовать свой потенциал в формате интересного проекта, после чего добавить его в свое портфолио;
- авторы проектов обычно нуждаются в команде, с которой они смогут реализовать свою идею. Также авторам проектов необходимо общение со спикерами и менторами мероприятия и получение обратной связи по бизнесу, технологиям, маркетингу;
- все участники заинтересованы в получении новых навыков и форматов работы, которые они смогут применять здесь и сейчас – на мероприятии.
Личная мотивация
Личная мотивация – это набор факторов, который помогает потенциальным участникам оторваться от привычной жизни и принять участие в хакатоне или геймджеме:
- создать что-то новое и интересное;
- сделать за два дня проект, на который ранее не находилось времени:
- провести время с пользой в окружении профессионалов;
- получить новые контакты;
- получить обратную связь о своей идее или проекте.
Провести самостоятельно
Провести мероприятие в формате геймджема можно самостоятельно. Для некоммерческой организации можно заменить привычный формат собраний, форумов или встреч. Конечно, нельзя сразу гарантировать результаты, но в том, что это будет чем-то необычным и новым, сомнений быть не может.
Для примера можно взять игру Spent, в которой новому игроку дается $1000 для того, чтобы прожить виртуальный месяц.
Цель игры – иметь положительный баланс денег в конце месяца, что на самом деле представляет собой 30 ситуаций, правильно выбирая варианты решения в которых, можно добиться успеха. Такая игра учит делать осознанный выбор в сложных жизненных ситуациях. На основе этого примера можно создать свою новую игру со своими ситуациями, которая будет близка к деятельности вашей организации.
Всегда помните о том, что мотивация людей будет намного выше, если совместная работа будет не только полезной, но и веселой – с массой положительных эмоций.
Принять участие
Чтобы лучше понять, как проходят геймджемы, можно принять участие в таких событиях. Ближайший GlobalGameJam состоится 23-25 января 2015 года и в Москве он пройдет на двух площадках:
- коворкинг «Свободное плавание» – большое бесплатное событие от команды сообщества разработчиков игр DevsGo. Вам сюда, если вы настроены работать среди 200 единомышленников в просторном зале;
- антикафе Geek.Time – событие с символической платой за вход в очень уютном антикафе с комнатой из сериала «Теория большого взрыва». Вам сюда, если вы хотите поработать без шума, да еще и с новыми технологиями, такими как Razer Hydra, Oculus Rift, Cardboard, или напечатать геймпад для вашей игры на 3D-принтере, или спаять робота на Arduino.
Площадки в других городах можно найти на официальном сайте мероприятия.