Для создания и запуска в производство настольной игры «Свержение мутантов: битва за Россию» авторы проекта собрали с помощью краудфандинга более 700 тысяч рублей. Опытом организации кампании по сбору средств через Сеть поделился создатель игры Тим Керби.
Автор настольной игры «Свержение мутантов: битва за Россию» Тим Кэрби. Фото предоставлено авторами проекта.
Краудфандинг – довольно новое явление для России. Как вы узнали о нем? Почему решили использовать именно этот «инструмент»?
– Недавно в Интернете я открыл для себя Kickstarter и так узнал о краудфандинге, или по-русски – «средства от народа». Я предложил жене (она занимается маркетинговыми исследованиями) сделать свой проект. Она изучила сайт и сказала, что это очень хороший способ для маленьких проектов собрать деньги.
– Какова цель вашего проекта? Какими способами вы привлекали к нему внимание людей?
– О цели я написал целую статью на сайте проекта. Если говорить о способах привлечения внимания людей, то у меня немного нестандартная ситуация. Мне кажется, я довольно известный «персонаж» в России, поэтому у меня много подписчиков на канале YouTube, ВКонтакте. По сравнению со многими другими мне было немного легче. Это большой плюс, когда человек хотя бы чуть-чуть известный. Все знают, кто он, и более доброжелательно относятся к нему. Как всегда в России: если мы знаем человека, то ему всё. Если он какой-то анонимный, то ему ничего.
Чтобы вы понимали, я не хочу делать вид, что все просто. У меня очень необычная ситуация. Вчера я давал интервью другому человеку и сказал, что, если вы совсем не известный человек и хотите создать новый вид кирпича (дешевый и качественный), то вам будет очень сложно. Мало людей будут обращать внимание на ваши попытки.
– Как вы считаете, в чем заключаются основные достоинства и недостатки краудфандинга? Что бы вы хотели добавить или изменить?
– Преимущество в том, что можно быть вне системы. До Бумстартера я предлагал игру большим, самым крупным производителям таких игр в России. Они сказали: «Нет, риск слишком большой. В России рынок уже сформирован». В общем, были разные причины для отказа. Благодаря краудфандингу и без них игра будет существовать. Минус в том, что, если бы я смог уговорить крупную компанию сотрудничать со мной, мы бы могли делать все гораздо более эффективно и дешево. Мы могли бы делать все гораздо быстрее, потому что с нами была бы опытная команда.
Делать всю работу одному – это трудно, это серьезный минус. Может быть, это особенность игры, которую я делаю. В целом я не вижу больших минусов. На самом деле их мало. Теперь, если человек хочет создать что-то, он имеет для этого отличную возможность. На Бумстартере я заметил проект человека, который хотел создать студию для производства новых шрифтов. Ну, прекрасно! Почему бы и не постараться? Если кампания получится, то хорошо, если нет – ничего страшного не случится. Так что я не вижу ничего плохого в краудфандинге.
Пока у меня нет замечаний. По-моему, все работает достаточно логично. Я не тот человек, кто обращает внимание на мелочи. Это не про меня.
– Что бы вы могли посоветовать начинающим предпринимателям?
– Читайте книги о логике, потому что нужен логичный, рациональный подход к проекту. Нужно быть скромным с деньгами, не просить слишком много, не устанавливать высокую планку. Я считаю, что нужно смотреть на все очень пессимистично, исключая тот факт, что нужно делать кампанию, создавать свой проект. Это единственный оптимизм, который нужен.
В России люди не очень понимают суть краудфандинговых площадок. Они считают, что сайт нужен для реализации новой идеи, которая, по их мнению, должна быть уже совсем готова к производству, и воспринимают вложение средств как «предзаказ». Это очень большая сложность. В нашем проекте многие спонсоры были недовольны тем, что в самом начале фактически ничего не было готово. Многие в сообщениях писали гадости и хамили. Наверно, многое зависит от самого проекта.
– Как вы думаете, если ли будущее у краудфандинга в России?
– Я думаю, что да. Я не считаю, что это будет то же самое, что и на Западе, так как там люди любят отдавать деньги на подобные вещи. Я заметил, что в России люди очень хотят, чтобы все было уже готово, но так не бывает.
Если обращать идею к народу, то, наверно, шансы на успех неплохие. Средний класс в России растет. Это значит, у людей будет больше денег в кармане, которые можно потратить на необычные покупки. Может быть, все еще впереди.
Моя кампания считается дико успешной для России, но я так не считаю. Собранная сумма – совсем небольшая. И это была не самая красивая кампания. Если мой проект находится в десятке наиболее успешных проектов в России, то это плохой показатель. Более того, сейчас у меня три работы. Я не тратил на проект все рабочее время, все силы. Я работал над проектом с 23:00 до 4:00 утра, поэтому это даже не разговор о том, что я стопроцентно отдавал себя проекту. Может быть, просто другие предприниматели предлагают банальные вещи для хипстеров в стране с антихипстерской природой? Наверно, мой проект более патриотичный, поэтому народ принимал участие, и я смог собрать деньги.
Как играть в «Свержение мутантов»
Проект на сайте Boomstarter.ru.