Началось все с банального житейского повода. Весной 2013 года понадобился e-mail одного из муниципальных депутатов, в поисках которого зашел на сайт Пермской городской думы. Каково же было мое удивление, когда обнаружил, что ни у одного из них не указана электронная почта. Покопал еще, выяснилось, что у многих отсутствуют отчеты о деятельности, биографические справки устарели, актуальных публикаций мало, а в социальных сетях удалось найти аккаунты лишь 5-7 народных избранников. Колонка регионального координатора Теплицы Сергея Пономарева.
Являясь преподавателем Пермского госуниверситета, предложил студентам сходить на личный прием с инициативой по благоустройству города. В результате к половине депутатов попасть не удалось, а из опрошенных, только пятеро согласились поддержать начинания молодых людей. Стало ясно, что народные избранники «страшно далеки от народа».
Летом состоялся круглый стол в Пермской Думе, на котором эта проблема была вынесена в публичное пространство. И следуя принципу «критикуя – предлагай», мне было предложено разработать вариант решения. Работа длилась несколько месяцев, было много совещаний с общественниками, юристами Думы и в результате появился Стандарт открытости информации о деятельности Пермской городской думы.
Документ был создан в русле федеральных тенденций. Большую работу в этом направлении ведет «Открытое правительство», а 30 января 2014 года премьер-министр Дмитрий Медведев подписал Концепцию открытости федеральных органов исполнительной власти.
Благодаря концепции будут созданы дополнительные условия для:
- повышения прозрачности и подотчетности госуправления;
- расширения возможностей участия граждан в деятельности органов власти;
- усиления информационной открытости федеральных ведомств;
- развития механизмов гражданского контроля за деятельностью властных институтов.
Аналогичная работа идет во многих регионах России – Татарстане, Ульяновской и Тульской областях, Красноярском крае и т.д. Есть наработки и на уровне Пермского края – создание порталов «Открытые данные» и «Понятный бюджет». Однако открытый муниципальный парламент – это пермское ноу-хау в рамках страны. Если поищете в Интернете, увидите, что под «открытым парламентом» обычно подразумеваются экскурсии для школьников по кабинетам и залам представительного органа.
Что же нового предлагает разработанный Стандарт? Интересен сам подход. Нужно понимать, что обязать народного избранника стать более открытым с формальной точки зрения практически невозможно. Никто не может указывать депутату, как именно он должен представлять интересы своих избирателей и взаимодействовать с ними. Для этого существует институт выборов, осуществляющий контроль «на входе» в парламент. Поэтому было решено, что документ будет адресован, прежде всего, аппарату думы, который отвечает за инфраструктуру, создает условия для работы депутатов. Именно аппарат призван создать систему, стимулирующую депутатов к открытости и прозрачности их деятельности.
Какие еще особенности есть в Стандарте?
Во-первых, он состоит из двух частей – собственно Стандарта (перечня требований к открытости) и методических рекомендаций по тому, как их добиться (инструкция для исполнителей).
Во-вторых, требования, заложенные в Стандарте, очень конкретны. В отличие от многих других документов подобного рода, содержащих общие принципы и расплывчатые формулировки, в Стандарте отражены четкие, однозначные предписания к действиям, например:
- все документы (информация) на официальном сайте Думы должны иметь постоянный адрес, чтобы ссылки на них не теряли своей достоверности;
- система поиска на официальном сайте Думы должна позволять производить поиск по всему массиву информации по разным критериям и полнотекстовый поиск;
- информация о варианте голосования каждого депутата во время каждого открытого голосования на заседании Думы публикуется на официальном сайте Думы;
- официальный сайт Думы должен иметь архив, содержащий всю информацию, когда-либо размещенную на сайте, и т.д.
В-третьих, Стандарт экономичен. Он не потребует дополнительных серьезных финансовых трат. Большая часть работ будет осуществлена за счет запланированной оптимизации сайта Думы. Кроме того, отказались от многих ресурсоемких работ, как, например, размещение сведений в формате «открытых данных», поскольку сочли это дорогостоящим и нецелесообразным.
В-четвертых, документ достаточно пластичен. Он предполагает три этапа внедрения. Понимая, что нельзя объять необъятное, на каждом этапе имеются свои приоритеты и предполагается, что требования отдельных этапов будут дополняться по мере внедрения.
В-пятых, в Стандарте заложена система мониторинга, которая позволит отслеживать этапы по внедрению документа в деятельность аппарата Думы. У меня нет иллюзий, что Стандарт сразу сделает всех депутатов ответственными и открытыми. Но я уверен, что это шаг в правильном направлении. Начало большого пути по созданию механизмов влияния граждан на властные институты, шаг к реальному местному самоуправлению.