В настоящий момент, несмотря на общую проблему закрытости данных, количество открытых дата-сэтов превышает количество созданных на их основе веб-проектов и статей. Получается, что несмотря на бурное движение вперед общественники, НКО и журналисты по-прежнему недооценивают возможности использования открытых данных в своей работе. Кажется, лучшим способом изменить ситуацию является объединение специалистов для исследования и создания совместного продукта: журналистского расследования, веб-проекта, навигационного решения, интерактивной инфографики.
В течение осени в Москве и Санкт-Петербурге прошло сразу несколько хакатонов: в начале сентября Strelka совместно с British Council провела хакатон, посвященный созданию решений для Политеха и Библиотеки им. Ленина, затем в Санкт-Петербурге прошел хакатон Теплицы социальных технологий Open Data Hackathon, а в середине ноября – хакатон РИА Новости для журналистов.
Организаторы обмениваются опытом и присматриваются к идеям по улучшению процесса, поэтому мы решили опубликовать основные идеи и рекомендации по проведению хакатонов – самых динамичных мероприятий по веб-разработке.
Участники хакатона
Область деятельности и навыки участников хакатона сильно зависят от тематики и формата участия. Но поскольку чаще всего хакатон – это мероприятие для технических специалистов, можно выделить следующие специализации:
- Автор идеи – это человек, который заявляет идею, которую он презентует на хакатоне. Иногда до начала мероприятия проводится открытая презентация, направленная на то, чтобы пришедшие участники могли лучше познакомиться между собой и выбрать команду (если они пришли без идей). Может получиться, что автор идеи не имеет навыков программирования, не является дизайнером – тогда в его задачи входит убедить нужных ему людей присоединиться к его команде. В противном случае, он не справится с задачами создания прототипа и веб-продукта.
- «Разведчик» – человек, который точно знает, где можно найти решение для поставленной задачи. Например, если речь идет о создании приложения на основе открытых данных, он должен понимать, где можно найти нужный набор данных (дата-сэт). Также этот человек может выполнять функцию исследования – изучать рынок, потенциальных партнеров, конкурентов, возможные альтернативы использования приложения.
- Дизайнер – человек, который может визуализировать разработанный прототип. Важно понимать, что скорее всего, в условиях ограниченного времени, дизайнер не сможет нарисовать ничего сложного и красивого – намного важнее сосредоточиться на том, чтобы была четко и просто визуализирована идея продукта: чтобы интерфейс сам за себя говорил о том, как будет использоваться приложение. В случае, если половина механик не будет отрисована, красивые кнопки не спасут.
- Разработчик – программист, который сможет запрограммировать придуманное в рамках хакатона решение.
Распределение функций организаторов
Все хакатоны проходят по-разному, но есть базовый набор функций, которые должны распределяться между организаторами.
- Заказчики – люди или организаторы, которые поставляют «заказ»: формулируют проблему, которую предстоит решить в формате хакатона. Иногда участники хакатона приходят со своими идеями, но иногда задачи ставятся внешними институтами: например, в рамках хакатона Института Strelka и British Council Политехнический музей, который закрывается на 6 лет в связи с реконструкцией, поставил задачу придумать такие приложения (или оффлайн-решения), чтобы москвичи за это время не забыли об экспонатах музея. Участники хакатона узнали о задаче только прийдя на мероприятие – ни у кого из них не было заранее заготовленной идеи или решения. На Open Data Hackathon в Петербурге «заказчиками» стали некоммерческие организации и представители региональных порталов открытых данных, предоставивших дата-сэты, на основе которых можно было создать новые приложения.
- Менторы – приглашенные эксперты в разных направлениях, которые готовы консультировать участников хакатона по их индивидуальным запросам. На хакатонах Теплицы всегда есть специалисты в области юзабилити, монетизации проекта, стратегического развития проекта, дизайнеры и информационные архитекторы. Они могут подсказать, как «отточить» идею, получив качественную модель минимального жизнеспособного продукта, которую можно будет презентовать жюри.
- Фасилитаторы – в случае, если на хакатоне присутствуют 4-6 команд, вполне реально обеспечить их фасилитаторами – специалистами, которые на протяжении всего времени будут контролировать распределение времени, постановку задач, мотивировать участников группы к совместной работе. Из-за того, что на хакатон приходят разные, незнакомые между собой люди, а некоторые идеи достаточно спорные, часто возникают споры и дискуссии, деструктивно влияющие на процесс. В задачи фасилитатора входит модерирование процесса.
- Члены жюри – эксперты разных направлений, которые участвуют в выборе проекта – победителя. Организаторам нужно позаботиться о том, чтобы члены жюри получили правильное представление о критериях оценке и опирались не только на субъективное впечатление, но на заранее продуманную систему оценки.
Инструменты для организации хакатона
Хакатон в реальном времени и пространстве
Как правило, хакатоны проходят в реальном времени и реальном пространстве, так как смысл мероприятия не только в разработке, но и в знакомстве и сплочении участников разных специализаций (что, конечно, удобнее делать в течение ограниченного времени и в закрытом помещении, чем удаленно). Для того, чтобы команда работала эффективно, организаторам необходимо предусмотреть полный набор инструментов для прототипирования и коммуникации.
- CollabFinder или собственный сайт – это площадка для первого знакомства участников хакатона, где можно опубликовать свою идею или найти команду. CollabFinder достаточно сложно использовать в первый раз, но если вы приглашаете на хакатон технических специалистов, которые участвовали в таких мероприятиях раньше, проблем возникнуть не должно. Теплица использовала CollabFinder при организации Open Data Hackathon в Петербурге.
- Примеры использования собственных сайтов для организации хакатонов:
Сайт хакатона Тест-кэмп Петербург Теплицы социальных технологий
Сайт хакатона ChallengeSlavery, который пройдет в конце ноября в Украине. Тематика хакатона – борьба с траффиком и работорговлей.
- Прототипирование – создание макета будущего проекта (веб-приложения) – одна из первых стадий любого хакатона. В процессе прототипирования рождается представление о том, каким будет интерфейс, механика, поведение пользователя. Очень часто на прототипировании разработка в рамках хакатона заканчивается – участники получают детальное представление о том, как будет работать их продукт, какие функции он будет выполнять. Иногда становится понятно, что работать продукт не будет – первоначальная идея, с которой автор приходит на мероприятие, трансформируется в другую. Обычно для прототипирования мы пользуемся продуктом Balsamiq Mosckups, с помощью которого можно нарисовать схематичный, но в то же время очень органичный интерфейс будущего сайта.
Онлайн-экспедиция открытых данных
В случае, если марафон разработки проходит онлайн, его организаторам пригодятся следующие инструменты:
- Google Plus Groups – бесплатный инструмент для объединения участников с целью обмена информацией, файлами и ссылками. Плюс заключается в том, что участникам не прийдется регистрироваться заново – приложение доступно всем, у кого уже есть почта на gmail;
- Google Docs – рекомендуется для совместного редактирования и комментирования документов в реальном времени – бесплатно для использования и существенно упрощает обновление документации проектов;
- Github – глобальный архив для хранения программных кодов, открытых для использования;
- Skype, Google Hangouts – оба приложения дают возможность бесплатно коммуницировать с командой, объединяться в группы и демонстрировать полученные результаты на экране.
С другими бесплатными приложениями, которые понадобятся в процессе виртуального марафона разработки можно познакомиться в разделе «Инструменты» на нашем сайте.