«Phylo» — это отличный пример того, как с помощью несложной игровой технологии можно поставить трудоемкое исследование на общественные рельсы, сэкономив массу денег и времени и приблизив человечество к новой разгадке.
Каждую неделю жители планета Земля тратят 3 миллиарда часов свободного времени, играя в компьютерные игры. Если использовать этот почти что неограниченный ресурс более рационально, можно свернуть не одну гору. Но как найти путь к сердцу «геймера» и направить его энергию в продуктивное русло? Ответ: только с помощью игры.
Самая благодатная почва для подобных инициатив — это научные исследования, в которых вычислительной мощности компьютера оказывается порой недостаточно. Тогда на помощь приходит массовая сетевая общественность в лице заинтересованных или просто оказавшихся неподалеку пользователей. Участники многочисленных научных проектов расшифровывают модели тропических циклонов, борются с раком и ищут небесные тела. Для тех же, кого интересует молекулярная биология, есть приложение «Phylo», посвященное ДНК.
Два канадских исследователя построили Flash игру, в которой пользователь путем несложных операций должен добиться наибольшего соответствия между рядами последовательности ДНК человека и различных животных. Не сильно вдаваясь в подробности, можно сказать, что множественное выравнивание последовательностей – одна из главных проблем современной молекулярной биологии. На основе анализа и сравнения генома человека и животных можно определять закономерности в эволюции, развитии различных заболеваний и т.д. Компьютер не всегда справляется с процессом идентификации, в то время как человеческий мозг отлично находит подобия, в том числе и по цветам.
Интерфейс игры напоминает чем-то перевернутый тетрис или двухмерный кубик Рубика. Двигая различные ряды разноцветных квадратиков, необходимо добиться наибольшего цветового совпадения в столбиках. Это как раз те участки, где последовательность белков, РНК и ДНК совпадает. Пробелов не избежать, но главная задача игрока – сделать так, чтобы их было как можно меньше.
Ориентиром служит результат компьютера – игрок должен превзойти его, зарабатывая очки при совпадении квадратиков и минимизируя потери на сокращении пробелов. При этом существуют приоритетные ряды, которыми нужно заняться в первую очередь. Есть отдельные миссии, проходя которые, пользователи будут помогать ученым в исследовании различных болезней: поражение пищеварительной системы, заболевания сердца, мозга, рак и т.д. Собранная информация обновит существующую базу данных, откуда были взяты исходные сведения, и послужит базой для новых открытий и последующих исследований.
Один игровой сеанс не превышает 20 минут, и шаговая доступность приложения от главной страницы пользователя существенно повысит шансы на получение его внимания. Поэтому Facebook и другие популярные ресурсы — главные ориентиры для «Phylo» на ближайшую перспективу. Подобные проекты отлично вписываются в образовательные программы, например, их можно использовать на школьных уроках биологии.