Украинский городской сервис «Твоє Місто» – это карта общественных обращений. Национальная онлайн-платформа, с помощью которой пользователи могут открыто рассказать о проблемах в собственных городах.
В интервью Теплице социальных технологий руководитель украинского ЖКХ-сервиса «Твоє Місто» Денис Гурский рассказал о том, что происходит с гражданскими инициативами в Уанете, и почему ниша социальных проектов остается незаполненной.
Беседовал Евгений Воропай. Апрель 2013.
Е.В.: В Украине тема ЖКХ, хотя и актуальная, динамичной и развивающейся ее назвать сложно. Почему из множества направлений для гражданских проектов, вы решили двигаться в сторону городских проблем?
Д.Г.: Решили заняться городскими проблемами, потому что их никто не решает. А создать динамику в этом направлении может и один качественно сделанный проект. Действительно, есть некоторые попытки создания аналогичных сервисов на местах в разных регионах страны, но все они остаются точечными или оппозиционными до такой степени, что государственные органы не хотят реагировать на обращения с этих сервисов.
Е.В.: Электронных приемных в Украине практически нет. Отсутствует сама инфраструктура для таких проектов как «Твоє Місто», а вы для этой среды создали еще и сервис. Как это может помочь решить проблему?
Д.Г.: Созданием сайта наш проект никак не ограничивается. Основная часть работы заключается в интеграции сервиса в государственную систему обращений граждан. Это сложнейший процесс, и тут дело не в электронных приемных. Основной вызов лежит в поле легализации электронных обращений, разработке механизмов реагирования. Как ни странно, здесь мы нашли открытость к предложениям со стороны государства. Надеюсь, что в этом году мы подготовим рельсы не только для нашего проекта, но и для всех подобных сервисов в Украине.
Е.В.: Проекту восемь месяцев. За это время пользователи добавили около 200 проблем. Арифметически это порядка 20-25 заявлений в месяц. Это немного. Чем, по-вашему, вызвана такая инертность пользователей?
Д.Г.: Решения проблем пока не поставлены на конвейер, а потому и активно сервис мы никак не продвигаем. Это ведь бета. Мы не боимся открытой статистики. Да, решенных проблем пока немного. Когда проблемы будут решаться одна за другой, мы начнем активное продвижение сервиса в массы.
Е.В.: В отсутствие электронных приемных, вы находите какие-то абсолютно невероятные способы доставки заявлений пользователей – личные сообщения чиновникам в Facebook, письма на личные e-mail. Расскажите об этом. Как возникла идея использовать эти каналы, и какую реакцию вы получаете от чиновников?
Д.Г.: Это называется обкатка MVP в ручном режиме. В условиях отсутствия условий приходилось экспериментировать. Эффект всегда достигался, другое дело – какими средствами.
Е.В.: Большинство Интернет-проектов в сфере ЖКХ имею общую механику, более того, часто они и визуально схожи. Но при этом, у всех разная степень популярности и эффективности. По-вашему, почему так происходит?
Д.Г.: На самом деле, друг от друга такие сервисы отличаются всего по двум параметрам: первенство в выходе на рынок, количество инвестированных денег.
Е.В.: Украинский Интернет осваивают некоторые российские проекты. Есть национальная версия «РосЯмы» «УкрЯма», сейчас в Киеве стартует питерский «Sptn!k». Почему решили делать собственный проект, а не пойти по пути франшизы?
Д.Г.: Как вы правильно заметили, поле для деятельности в данной области не перенасыщено проектами, отсутствуют условия и так далее. В данном случае, это идеальная ситуация для того, чтобы создать свой сервис, а не копировать существующие. У нас стартаперская команда, а не общественно-политическая. В этом есть большая разница в подходах к созданию web-платформы, ее тестировании, разработке механизмов. Мы создаем сервис, который будет полностью соответствовать требованиям и ожиданиям всех аудиторий, им должно быть одинаково полезно и удобно пользоваться, как жителям городов, так и девушкам, разгребающим тонны обращений граждан.
Е.В.: Начиная с парламентских выборов в октябре 2012 года, стали появляться общественно-политические Интернет-проекты, созданные на гранты («Карта нарушений на выборах», «Карта коррупции» и т.д.). Их появление и работа остаются без внимания широкой аудитории. Вы как маркетолог и PR-менеджер можете обьяснить, почему это проходит незамеченным?
Д.Г.: В Украине информационное поле перенасыщено политическими атаками, проектами в этом поле и активистами общественниками, которые рвутся к власти. Это больше никому не нужно. Люди хотят жить по европейским стандартам, а это значит – спокойно. Посмотрите, что происходит в парках сейчас – люди начали объединяться в классы по занятию йогой, тай-цзи. Коворкинговые пространства растут, как на дрожжах. Люди хотят получать сервисы, а не визуализацию их отсутствия. С другой стороны, грантовые проекты никогда не предполагают бюджет на маркетинг.
Е.В.: Украина очень медленно входит в мейнстрим гражданских инициатив. Хотя украинская «Википедия» второй год входит в число самых динамично развивающихся языковых версий, а страна четвертая в мире по количеству IT-специалистов. Почему создается так мало гражданских проектов в Сети?
Д.Г.: Украина – это страна спящих ангелов. Мы способны на великие дела, но дремлем в ожидании. Такой уж менталитет. Мне кажется, с появлением и ростом нескольких знаковых проектов ситуация изменится.