«Открытая полиция» – это проект формата «открытые данные». На площадке собрана и опубликована информация от органов внутренних дел. Авторы проекта делают упор не на рядовых пользователях, а на гражданских активистов. «Открытая полиция» готова делиться данными со СМИ и энтузиастами.
Руководитель «Открытой полиции» Иван Бегтин в интервью Теплице социальных технологий рассказал о причинах создания проекта, особенностях работы площадки и о том, как на базе этих данных пользователи смогут создавать мобильные и гражданские приложения.
Беседовал Евгений Воропай. Март 2013.
Е.В.: «Открытая полиция» – не первый ваш проект в области открытых данных. Когда работаешь в этом направлении, что первично: содержание или формат?
И.Б.: Существуют оба подхода, и оба справедливы. В некоторых случаях данные, с которыми приходится работать недостаточно открытые, но публичны и доступны для анализа и создания определенного продукта.
Бывает и наоборот, когда специалисты не располагают данными, но источники, из которых их можно получить, весьма понятны. Безусловно, если информация существует в открытом доступе, это значительно упрощает задачу. А ситуации, в которых данные либо отсутствуют, либо доступ к ним ограничен, уже требуют других методов работы и форматов реализации.
Е.В.: Зачастую инициативы формата «открытые данные» носят локальный характер или, напротив, работают с централизованными данными. Почему вы решили делать проект в области правопорядка и почему только сейчас?
И.Б.: Проект «Открытая полиция» возник не сейчас. Идее уже больше года, а начиная со второй половины 2012 мы активно работали над ее реализацией. Что касается «почему сейчас», наверное, потому, что критический интерес общества к безопасности и деятельности правоохранительных органов вырос до той степени, что это позволяет говорить об актуальности проекта.
Е.В.: «Открытая полиция» – проект, реализация и обслуживание которого требует создания целой инфраструктуры. Какова механика проекта: кто занимается сбором и адаптацией данных и как они попадают в систему?
И.Б.: Перед самим запуском «Открытой полиции» мы провели информационный аудит Интернет-ресурсов МВД, которые публикуют открытые данные. Это порядка нескольких сотен сайтов федерального и регионального уровней; также мы «захватили» часть муниципальных ресурсов. Данные, которые можно было использовать, мы постепенно отбирали и уже на следующем этапе загружали эту информацию в систему «Открытой полиции».
Все это происходило в ручном режиме. Для этого мы привлекали волонтеров, фрилансеров, что-то делалось своими силами. Собственно, так мы и начали собирать открытые данные органов внутренних дел в машиночитаемом виде. В перспективе мы ожидаем, что наши пользователи начнут предлагать какие-то идеи, которые мы будем доносить до руководства МВД.
Е.В.: Проект был хорошо воспринят журналистами, общественными активистами. Интерес этой аудитории вполне понятен, но зачем органам внутренних дел экспериментировать с открытыми данными?
И.Б.: МВД уже давно пора начать экспериментировать с открытым диалогом с обществом. Даже, наверное, не экспериментировать, а вплотную начать этим заниматься. Все дело в том, что сейчас органы внутренних дел получают довольно мощный поток критики. И у общественности сформировался колоссальный спрос на реформу органов правопорядка. Этой темой сейчас занимается Комитет общественных инициатив, ряд государственных и негосударственных организаций.
Суммарно все это сводится к тому, что если сами органы внутренних дел не начнут меняться, делать свою работу более открытой, то критическое недовольство общественности достигнет того уровня, когда уже любая предложенная реформа не понадобится. Необходимо создать такие условия, в которых переход МВД к открытым данным будет максимально безболезненным.
Е.В.: Согласно статистике, МВД за 2012 год было рассмотрено 26,24 млн. заявлений. С учетом широкой агентской сети органов внутренних дел, какие ресурсы необходимы для реализации такого проекта, как «Открытая полиция»?
И.Б.: Основа нашего проекта – это данные. На самом деле, работа с ними не требует больших ресурсов. Мы вполне обходимся небольшой группой квалифицированных специалистов, которые умеют собирать и анализировать большие потоки информации.
То есть главная задача – добыть эту информацию и в машиночитаемом виде представить ее общественности. На основе этих данных создаются медийные продукты, которые дополнят «Открытую полицию».
Наша следующая цель – вовлечь пользователей, которые обладают необходимой технической квалификацией, в процесс создания новых сервисов и приложений на основе этих данных.
Допустим, если в открытом доступе появится криминогенная статистика по районам городов, это может стать предпосылкой к созданию серии муниципальных проектов, которые также могут быть дополнены данными из других или смежных секторов.
Со своей стороны мы планируем проводить соревнования, чтобы подержать интерес аудитории к теме открытых данных.
Е.В.: У сайта «Открытой полиции» очень сложная архитектура. Вместе с тем вы настаиваете, что любые данные должны быть представлены в машиночитаемом виде, будет ли эта информация визуализирована для работы и ознакомления широкой аудитории?
И.Б.: Безусловно. В рамках сайта «Открытой полиции» уже реализовано несколько таких инструментов. Среди них визуализация бюджета, рейтингов сайтов ГИБДД (ресурсы этого ведомства сложны для рейтингования, потому что существуют на общей CMS).
Мы собираемся продолжать работу в этом направлении. Возможно, в будущем появятся визуализации по районам, отделениям полиции, участковым. Но это не самоцель. Мы ориентируемся на граждан, которые могут создавать продукты самостоятельно. В этом «Открытая полиция» может помочь систематизированными открытыми данными.
Е.В.: В Рунете представлены две площадки проекта: одна – информационная, вторая – с базами данных и документами. Почему решили делать два ресурса в рамках одной инициативы?
И.Б.: Системно ресурсов в Рунете даже три. Первый – презентационный проект, в котором собраны все материалы и визуализации. Вторая площадка – сайт-портал открытых данных. Здесь представлены файлы для ознакомления и скачивания. Третья часть – это сервис для разработчиков. Поскольку каждый из разделов проекта работает на специальных движках, мы решили не встраивать их в общий сайт.
Е.В.: «Открытая полиция» наблюдает не только за работой органов внутренних дел. Но и за каждым их сотрудником. Вы внесли предложение об отстранении полицейских в случае получения жалоб. Это можно реализовать или проконтролировать в рамках Интернет-проекта?
Вероятно, можно. Но что бы описать механизм, необходимо понять, как это будет реализовано самим МВД, и организовать открытый диалог.
Е.В.: «Открытая полиция» будет имплементирована в работу МВД?
И.Б.: Я пока не вижу в этом необходимости. Мы не проговаривали такие варианты взаимодействия. Сегодня «Открытая полиция» — это публичное заявление на запрос общественности.
Вероятно, что в диалоге с органами внутренних дел этот вопрос возникнет сам по себе. Необходимо будет проговорить возможность открытия данных непосредственно МВД. Но мы готовы к любому конструктивному сотрудничеству в рамках изложенных нами принципов.
Е.В.: Публикация открытых данных – это только одно из возможных направлений работы. Собираетесь ли вы в рамках проекта проверять их достоверность?
И.Б.: Прямо сейчас это не входит в наши планы. Первостепенно – создать систематизированную базу данных, которая будет существовать в открытом доступе и которая позволит стать основой для будущих гражданских проектов.
Е.В.: Проекты с открытыми данными занимаются мониторингом и наблюдением. «Открытая полиция», помимо прочего, заняла очень жесткую позицию в реформировании органов правопорядка. Какое участие вы намерены принимать в этом процессе?
И.Б.: Степень нашего участия изложена в декларации и концепции «Открытой полиции». Мы считаем, что диалог с МВД и принятие хотя бы части изложенных нами принципов станет значительным прогрессом в реформировании ведомства.