«Культурная и гуманитарная география» — это сетевое научное периодическое издание, посвященное проблемам взаимодействия пространства и культуры.
В интервью Теплице социальных технологий Иван Митин, главный редактор «Культурной и гуманитарной географии», рассказал, чем отличаются российские научно-исследовательские online-журналы от западных аналогов и о том, как авторы статей осваивают новые Интернет-технологии.
Беседовал Евгений Воропай. Январь 2013
Е.В.: Контентные проекты переживают кризис. Создавая журнал «Культурная и гуманитарная география» вы очень рисковали. Почему идея создать электронный журнал появилась только сейчас?
И.М.: Мы создавали не контентный, а вполне конкретный, принятый в академической среде продукт – классический академический журнал. Это общепризнанная и понятная форма научной коммуникации в довольно специфической среде. Поэтому говоря о выборе формата, я бы сосредоточился более узко на тех возможностях, которые у нас были именно для журналов.
Так сложилось, что большинство российских журналов, посвященных географии, носят общедисциплинарный характер. Сегмент культурной и гуманитарной географии – новая и востребованная область исследований. В России появилось много авторов, готовых писать на эту тему. Но не все специализированные географические журналы готовы работать с этой тематикой. Зарубежные издания тоже нельзя считать альтернативой – уровень развития, да и сложившиеся традиции и школы этой дисциплины на Западе и в России в значительной степени отличается. Так и возникла идея собственного журнала.
Как только мы определись с тематикой издания, необходимо было решить, будет это «бумажный» журнал или его электронный аналог. В России всё ещё наиболее авторитетные и значимые журналы издаются, главным образом, в бумажном виде или даже исключительно в таковом. На Западе ситуация уже кардинально иная. Я, например, 90% контента научных журналов потребляю online, поэтому «Культурная и гуманитарная география» появилась в Сети. Это общемировая тенденция, и задумывая новый журнал, мы старались думать «на перспективу». Кроме того, на создание электронной версии требуется гораздо меньше средств, чем на более традиционные для России форматы.
Е.В.: Научно-иследовательские журналы в России обычное явление для offline, немногие решаются обзаводиться online-версией в силу специфики работы в Сети. Как редактор «Культурная и гуманитарная география» вы заметили отличия в подготовке номеров и текстов?
И.М.: В отношении собственно работы редактора электронного журнала, особых различий с печатными версиями я не заметил. Разве что сам процесс взаимодействия с автором, рецензентом, редактором изменяется и структурируется по-другому. Автор должен самостоятельно заполнить некоторое количество форм на сайте журнала, предоставляя в режиме online и сам текст статьи, и её метаданные – аннотацию, ключевые слова, список литературы и т.п. Подобным же образом и наши рецензенты входят на сайт под своим паролем, получают доступ к статье, заполняют формы для рецензентов. Впрочем, это скорее моменты технические, чем редакторские.
Е.В.: Несмотря на то, что формат «Культурной и гуманитарной географии» – это «электронный журнал», он выходит 4 раза в год. Что происходит с ресурсом в остальное время?
И.М.: Между выходом в свет очередных номеров журнала происходят два больших процесса. Во-первых, постоянно обновляется раздел «Объявления» на сайте журнала. Здесь мы стараемся информировать пользователей о тематических мероприятиях – конференциях, симпозиумах, конгрессах, выставках и грантовых конкурсах, в которых они могут быть заинтересованы, исходя из научной тематики журнала. Этот раздел поддерживается постоянно и живёт своей жизнью.
Во-вторых, как раз в это время происходит самая активная индивидуальная работа с готовящимися в очередные номера статьями. Мы связываемся с авторами, направляем тексты на рецензию, обсуждаем статьи и в целом готовящиеся номера в кругу редколлегии, вновь возвращаемся к авторам – просто эта сторона работы не заметна для большинства пользователям ресурса.
Е.В.: Существует стереотип, что люди, занимающиеся наукой и какими-то прикладными исследованиями, очень инертная Интернет-аудитория. Насколько он верен?
И.М.: Я бы сказал, что это утверждение отчасти оправдано. В первую очередь, это связано с особенностями технической подготовки научных сотрудников и спецификой систем, в которых им приходится работать.
По опыту работы с авторами «Культурной и гуманитарной географии» могу сказать, что не все из них готовы и знают, как заполнить все формы на сайте. Система Open Journal Systems (OJS), на основе которой мы работаем, предполагает перенос всех процессов с текстами в служебные разделы сайта журнала. У многих авторов, редакторов и рецензентов с этим пока что возникают трудности. Поэтому можно говорить о некой инертности.
Но всё это, уверен, можно изменить. Доля аудитории, испытывающей проблемы с интерфейсом, всё-таки снижается: люди привыкают, понимают удобство этой системы, знакомятся не только с «минусами», но и с «плюсами» online-работы.
Е.В.: Журнал работает на Open Journal Systems. Эта система достаточно распространена в США, Европе. Почему решили работать именно с ней?
И.М.: Определившись с форматом, следующее, что я сделал, начал изучать похожие ресурсы. Увиденное меня не порадовало. Оказалось, что найти подходящую платформу достаточно сложно. То, как были сделаны многие электронные журналы в России, совершенно не соответствовало моим ожиданиям: содержание изданий, проработка интерфейса, функциональные возможности сайтов – мне хотелось, что бы это имело другой вид. В то же время крупнейшие западные издания работают на очень сложных «движках», предполагающих и online-подписку, продажу книг и других изданий, словом – слишком сложно и, очевидно, дорого для нас.
Поэтому мы пошли по пути западных электронных изданий и выбрали Open Journal Systems. Эта платформа разработана специально для журналов с открытым доступом. Она отлично вписалась в концепцию «Культурной и гуманитарной географии», хотя некоторые аспекты её работы я всё ещё только осваиваю.
Основные моменты, с которыми приходится сталкиваться, это корректность перевода и адаптация платформы под наш проект. В этом нам очень помогла и продолжает помогать «Теплица социальных технологий».
Е.В.: Если контент журнала находится в свободном доступе, для чего было создавать под это отдельную площадку, а не ограничиться, скажем, тематическим блогом?
И.М.: «Культурная и гуманитарная география» это научно-исследовательский электронный журнал. Он зарегистрирован как официальное СМИ. Задача была создать «серьёзное» издание, в котором могли бы публиковаться тематические материалы российских авторов. И создать именно в том формате, который уместен, понятен в специфической академической среде (мы с этого начали). Не стоит забывать и о специфике текстов – их уместнее размещать в журнале, а не блоге. Потому формат блога нам не подходит.
Е.В.: Придётся очень постараться, чтобы найти в Рунете проекты, которые не работают в социальных сетях. У вас есть качественное содержание в свободном доступе, почему журнал не использует эту возможность?
И.М.: Мы приняли решение сосредоточиться на сайте и продвигать это направление. Пока что ни времени, ни средств, ни просто людей, которые бы занялись чем-то кроме собственно сайта журнала, просто нет. В перспективе, конечно, мы будем осваивать и социальные сети, но пока придётся немного подождать.
Е.В.: Такие проекты как «Культурная и гуманитарная география» имеет смысл интегрировать в международный научный процесс, тем более, что и платформа и формат очень понятны западной аудитории. Вы собираетесь развивать это направление?
И.М.: У нас есть договор с Ассоциацией Американских географов (Association of American Geographers) и издательством Taylor Francis (группа Routledge) о сотрудничестве, который предполагает перевод и публикацию в «Культурной и гуманитарной географии» двух статей в год из самых свежих номеров ведущего мирового географического журнала Annals of the Association of American Geographers. Это важное направление работы для журнала, служащее интеграции и кооперации российских и англо-американских географов.
Кроме того, мы работаем над регистрацией и включением «Культурной и гуманитарной географии» не только в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ), что уже сделано, но и в зарубежные базы данных. У нас есть план развития, и пока мы идём по намеченному пути, просто многое ещё предстоит сделать в будущем.